Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ 5
1.1.Определение фонематических процессов 5
1.2.Формирование фонематических процессов в онтогенезе 7
1.3.Особенности развития речи детей с фонетико–фонематическим недоразвитием 10
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
2.1.Организация исследования 14
2.2.Результаты исследования 14
2.3.Особенности проведения логоритмических занятий для развития фонетико-фонематических процессов у дошкольников 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….……25
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. У нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста сформирована звуковая сторона речи, умение грамматически правильно формулировать предложения, имеется большой словарный запас. При патологических процессах, приводящих к различным речевым отклонениям, процесс овладения речью деформируется, что может приводить к фонетико-фонематическому недоразвитию.
Фонетико-фонематическое недоразвитие является нарушением процессов формирования произносительной системы речи у детей при наличии различных речевых нарушений, которые приводят к дефектам восприятия и произношения фонем. Правильно сформированная речевая деятельности дошкольников является показателем готовности ребенка к школе, так как устная речь является основой для формирования письменной речи. Поэтому дети дошкольного возраста с недоразвитием фонематических процессов, зачастую испытывают трудности в обучении чтению и письму в школе.
Даже незначительные отклонения фонематического, лексического и грамматического развития старших дошкольников – это серьезное препятствие для усвоения материала учебной программы общеобразовательной школы. Поэтому перед дошкольным учреждениями стоит актуальная задача - развитие речевой деятельности дошкольников: четкое произношение звуков, их различение, овладение артикуляционным аппаратом, правильное составление предложений и выражение своих мыслей.
Дошкольной возраст является благоприятным для выявления и предупреждения возникновения недоразвития фонетико-фонематических процессов. Для коррекции возникших нарушений требуется логопедическая работа, направленная на коррекцию звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, проводимая в дошкольном возрасте. В ряду различных методик, представляющих систему работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, определенное место занимает логоритмическое воспитание, что обуславливает актуальность рассматриваемой темы.
Цель: Изучить особенности проведения логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи:
1.Рассмотреть определение фонематических процессов;
2.Изучить формирование фонематических процессов в онтогенезе;
3.Проанализировать особенности развития речи детей с фонетико–фонематическим недоразвитием;
4.Экспериментально выявить уровень развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста;
5.Проанализировать особенности проведения логоритмических занятий для развития фонетико-фонематических процессов у дошкольников.
Объект: Нарушения фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: Логоритмические занятия как средство логопедической коррекции ФФНР у детей старшего дошкольного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бучнева, А. Ю. Особенности проведения логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / А. Ю. Бучнева. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2022. – № 11 (59). – С. 36-38.
2. Волкова, Т. А. Рабочая программа для логопедического пункта ДОО [Текст] / Т. А. Волкова // Дошкольная педагогика. – 2015. – №5. – С. 48–52.
3. Ворошнина, Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей : учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. – 2–е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 291 с.
4. Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи / А.М. Горчакова // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской 56 научно–практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» – Самара, СГПУ, 2003. – С.70–83
5. Зацепина, М. Б. Логопсихология / М. Б. Зацепина, С. Н. Тепилюк, Г. М. Ламина. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 400 с.
6. Зернова, Л. П. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия» , 2014. – 256 с.
7. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4–5 лет. Учебно–методическое пособие. – М.: Ювента – 2016г – 96с.
8. Мелкозёрова, Е. В. Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению фонетического и фонетико–фонематического недоразвития речи у детей 5–7 лет общеразвивающего ДОУ, не имеющего в своей структкре специализированных групп / Е. В. Мелкозёрова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 479–490.
9. Морозова, Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в логопункте [Текст] / Л. Н. Морозова // Логопед. – 2015. – №7. – С. 65–71.
10. Чумакова, И. Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / И. Чумакова, Е. Горбунова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №1. – С. 69–83.
11. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д.Б. Эльконин. – 6–е изд., стер. – Москва: Академия, 2011. – 383с.
12. Якунина В.А. Трудные звуки и буквы Ж и Ш: задания для профилактики нарушений письма [Текст] / В.А. Якунина. – М.: Сфера, 2014. – 64 с.