Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Правильная речь является важнейшим условием полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, чем шире его возможности познания окружающей действительности, тем осмысленнее и полнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем больше его психическое развитие активно осуществляется. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании детской речи, ее правильности и чистоте, предупреждении и исправлении различных нарушений, считающихся отклонениями от общепринятых норм данного языка.
Характеризуя особенности речи детей с нарушениями речи, многие авторы выделяют нарушения лексико-грамматического компонента как одно из важнейших в структуре данной патологии (Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Л.Ф. Спирова, С.Н. Шаховская, Г.В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.). Учитывая постоянный рост числа дошкольников с таким системным расстройством, проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важное место в современной логопедии, и вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из важнейших. из наиболее актуальных.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос активизации словарного запаса детей дошкольного возраста представляет большой интерес для исследователей различных областей научных знаний. Так, О. С. Ушакова рассматривает развитие речи у нормальных детей поэтапно, разработав программу развития речи дошкольников в детском саду. С. Н. Сазонова, Н. С. Жукова, Л. Н. Ефименкова рассмотрели вопрос формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи.
Методы изучения словаря предложены Е. А. Ставцевой, В. Н. Макаровой. Ф. Г. Даскалова разработала методику комплексного вербального теста, основным методом которой являются свободные словесные ассоциации. Т. А. Ткаченко, В. И. Яшина, В. П. Балобанова, В. В. Юртайкин разработали методику выявления состояния словаря у дошкольников с нарушениями речи. А. М. Бородич, М. М. Алексеева занимались словарной работой.
Своевременное формирование словарного запаса ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего умственного развития, так как язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизация поведения и в формировании социальных связей. Язык и речь являются основными средствами проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций.
Овладение лексическим составом языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с развитием предметных действий, игр, труда и других видов деятельности детей, опосредованных речью, в общении со взрослыми и детьми. Источники и факторы развития речи ребенка и его грамматического строя разнообразны, поэтому разнообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Проблема исследования связана с изучением особенностей развития словаря дошкольников с нарушением речи и обоснованием методов и приёмов его формирования.
Объект: словарный запас у старших дошкольников с нарушением речи.
Предмет: формирования словаря у старших дошкольников с нарушением речи.
Цель: изучить особенности формирования словаря у старших дошкольников с нарушением речи.
Гипотеза: эффективность формирования словарного запас у старших дошкольников с нарушением речи будет существенно повышена, если в логопедической работе будет применяться специально разработанный комплекс коррекционно-развивающих упражнений.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования словаря в онтогенезе у детей старшего дошкольного возраста.
2.Исследовать особенности формирования словаря у старших дошкольников с нарушением речи.
3. Провести эмпирическое исследование уровня развития словаря старших дошкольников с нарушением речи
4. Разработать комплекс коррекционно-развивающих упражнений по формированию словаря старших дошкольников с нарушением речи
Методы исследования:
- Теоретический: анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Эмпирические: диагностика, количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Методологическая основа: Особенности развития лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи - Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. Н. Шаховская и др. Использование игровых приёмов в логопедической работе по развитию словаря у дошкольников с нарушением речи - Н. В. Серебрякова, Л. В. Лопатина, С. А. Васильева, В. И. Селиверстов, Н. В. Соколова, и др.
Теоретическая значимость работы: изучен и систематизирован теоретический и практический материал: подобраны методики, рабочий материал - игры и специальные упражнения, направленные на развитие образной стороны речи дошкольников с нарушениями речи.
Практическая значимость работы: данные исследования могут быть использованы в работе воспитателей дошкольных учреждений, логопедов, дефектологов.
Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1.1 Формирование словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
Работа по формированию словаря у дошкольников рассматривается как «целенаправленная учебная деятельность, обеспечивающая эффективное развитие словарного запаса родного языка». Под формированием словарного запаса дошкольников понимается длительный процесс количественного накопления слов, выработка их социально закрепленных значений и формирование умения употреблять их в конкретных коммуникативных условиях [1].
Словарный запас дошкольника расширяется и формируется в процессе познания окружающего мира, на фоне этих процессов происходит обогащение речи дошкольников. Словарная работа детей претерпевает изменения , происходит расширение активного словаря, это происходит за счет пополнения словаря трудными и незнакомыми ранее словами.
Л. С. Выготский изучил процесс усвоения детьми значения слов, их семантики и установил, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных и малозначимых признаков к существенным. С изменением возраста меняются полнота и правильность его отражения в речи о фактах, признаках или связях, существующих в действительности [8].
По мнению Е. А. Аркина, словарный рост характеризуется следующими количественными характеристиками; 1 год - 9 слов, 1 год 6 месяцев. - 39 слов, 2 года - 300 слов, 3 года 6 месяцев. - 1110, 4 года 1926. По данным В. Штерна, в возрасте полутора лет у ребенка около 100 слов, в 2 года - 200-300, в 3 года - 1000 - 1100, в в 4 года - 1600, в 5 лет - 2200 слов [5].
Понятие о словаре пассивном и активном рассматривается в методике развития речи [5].
Активный словарь демонстрирует культуру и богатство речи детей. Его развитие тесно связано с развитием различных психических процессов, онним из которых является мышление, а также связано со всеми компонентами речи: грамматического строя речи и фонетико-фонематического, об этом в своих трудах отмечала Е. Ф. Архипова [4].
Пассивный словарь, по мнению автора А. М. Бородича, — это слова, которые носитель данного языка понимает, но сам не употребляет. Он гораздо более активен и включает в себя слова, значение которых человек догадывается из контекста, которые всплывают в сознании только тогда, когда их слышат. Он ссылается на то, что, активный словарь ребенка состоит их общеупотребительской лексики, но бывают обстоятельства когда в речь добавляются слова мало понятные ребенку, это объясняется условиями жизни. Введение таких слов происходит трудно, ребенок искажает непонятные ему слова и для спокойного и правильного введения таких слов необходимы педагогические усилия. Данные психологии, физиологии, лингвистики помогают определить круг слов, усвоение которых детьми разного возраста затруднено [5].
В отечественной методике развития речи задания по формированию словаря в дошкольной образовательной организации были изложены в работах М.М. Кониной, Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева. Принято выделять три основные задачи:
- Обогащение словаря, то есть усвоение новых слов, доселе неизвестных ребенку, а также новых значений определенного количества слов, уже имеющихся в его словарном запасе. Пополнение словаря осуществляется в первую очередь за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, качеств и признаков, процессов, действий и т. д.).
- Уточнение словаря, то есть словарно-стилистическая работа. Овладение правильностью и выразительностью речи (наполнение содержанием известных детям слов, овладение многозначностью, синонимией и др.). Эта задача связана с тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точных названий предметов, поэтому необходима работа по углублению понимания детьми уже известных слов, по наполнению их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с предметами реального мира, по дальнейшему усвоению выраженного в них обобщения. и развивать способность использовать общеупотребительные слова.
- Активация словаря, т.е. перевод как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный словарь, включая слова в словосочетания и предложения.
Формирование богатства детской речи рассматривается с двух сторон. Первый подход заключается в овладении ребенком дисциплинарными отношениями слов и их дискурсивного содержания. Это связано с формированием познавательной активности ребенка. В дошкольной методике обучения речи этот подход выстроен, прежде всего, в работах М. М. Кониной, Е. И. Тихеевой, В. И. Логиновой, Л. А. Пеневской, В. В. Гербового, В. И. Яшиной, А. П. Иваненко.
Второй подход заключается в усвоении слова, а также лексической единицы, ее отношений с другими лексическими единицами. Здесь происходит ознакомление ребенка с многозначными словами, выявление их семантики, четкое употребление антонимов, синонимов, многозначных слов, то есть формирование смысловой стороны речи. Это направление в основном передано в работах Ф. А. Сохина и его учеников (Е. М. Струнина, О. С. Ушакова, и др.). Оба подхода связаны между собой и несомненно, работа над смысловой стороной слова допускается только тогда, когда ребенок усвоил предметное, понятийное содержание слова [1].
Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых и ребенка. Объем и качество (образность, точность,) словарного запаса дошкольника зависят от полноты его общения. Поэтому родители должны знакомить ребенка с новыми предметами, их названиями, явлениями. С дошкольником важно разговаривать, задавать вопросы, создавать ситуации, в
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – Москва: Академия, 2014. – 811 с.
2.Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 256 с.
3.Бородич, А. М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для пед. / А. М. Бородич – Москва: Просвещение, 1981. – 255 с
4.Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 c.
5.Воробьёва, Валентина Константиновна Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие + дидактический материал (карточки). Гриф Российской Академии образования (количество томов: 2) / Воробьёва Валентина Константиновна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 231 c.
6.Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. М. Вершинина / Логопед. – 2004. – № 1. – С. 34-40.
7.Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. – Москва: АПН РСФСР, 2016. – 519 с.
8.Выготский, Л. С. Мышление и речь: психика, сознание, бессознательное / Л. С. Выготский. – Москва: Лабиринт, 2001. – 366 с.
9.Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2014. - 232 c.
10. Даньшина Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи / Даньшина. - М.: АРКТИ, 2018. - 358 c.
11.Дунаева, Н. Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи: моногр. / Н.Ю. Дунаева. - М.: Владос, 2017. - 936 c.
12.Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопедии / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Москва: Машиностроение, 2016. - 320 c.
13.Климонтович Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Для детей 5-7 лет. — М.: Теревинф, 2017. — 64 с.
14.Кривощапова, Л. О. Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста 4-7 лет с общим недоразвитием речи / Л.О. Кривощапова. - М.: Владос, 2018. - 804 c.
15.Левченко, И.Ю. Дети с общим недоразвитием речи. Развитие памяти / И.Ю. Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 157 c.
16.Матросова, Т. А. Организация корректировочных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т. А. Матросова. – Москва: В. Секачев, 2005. – 111 с.
17.Наталия, Нищева Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Нищева Наталия. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 960 c.
18.Прищепова И. В. Логопедия: дизорфография у детей. — М.: Юрайт, 2020. — 202 с.
19.Соловьева Л. Г. Логопедия. — М.: Юрайт, 2020. — 192 с.
20.Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва: ВЛАДОС, 2012. – 287 с. 46
21. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009. - 192 c.
22.Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с.
23.Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с.