Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Речь является важнейшей творческой психической функцией человека, которой присуща всем людям для способности познавать, организовывать, развивать, строить свою личность, свой внутренний мир при помощи общения с другими людьми, иными мирами, иными культурами. Быстроразвивающийся грамматический строй речи ребенка является главным условием его полноценной речи и общего развития, поскольку речи принадлежит ведущая роль в развитии мышления и речевого общения, а также самоорганизации поведения, формировании вербальных коммуникаций.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и исходно сохраненным интеллектом отмечается задержка речевого развития, бедный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонематического строя. Эти проявления свидетельствуют о системном нарушении всех компонентов речевой деятельности.
Об особенностях развития грамматического строя при общем недоразвитии речи свидетельствуют исследования ведущих отечественных психологов и лингвистов М. В. Богданова-Березовского, Б. М. Гриншпун, Н. В. Гуженковой, Р. И. Лалаевой, Н. В. Нищевой, В. К. Орфинской, И. А. Павловой, Н. В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой. В работах этих авторов указывается, что осваивание грамматического строя при ОНР дается представляет собой значительные трудности, в отличии от овладения словарем. Это обусловлено тем, что у детей грамматические значения являются абстрактными, а грамматика содержит в себе большое количество разнообразных правил.
Ребенок с ОНР не может самостоятельно освоить грамматическую система русского языка, поэтому отсутствие своевременной помощи влечет за собой ряд последствий: это нарушение процесса общения и связанные с ним трудности адаптации в детском коллективе, негативизм речи, своеобразие эмоционально-волевой сферы, задержка в познавательная активность и трудности в освоении всей школьной программы. Своевременно проведенная коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие грамматического строя речи позволит значительно уменьшить влияние речевого дефекта на процесс формирования личности детей с ОНР.
Глава I. Теоретические аспекты изучения навыка словоизменения у детей с нарушениями речи
1.1 Особенности развития навыка словоизменения у детей в онтогенезе
Анализ литературы по проблеме овладения словообразованием у детей позволил нам структурировать информацию о времени появления, возрастных границах и этапах формирования словоизменения системы у детей.
А.Н. Гвоздев первым обозначил возрастные границы формирования словоизменения системы у детей с нормальной речью [11].
Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова отмечают, что формирование грамматического словоизменения, синтаксической структуры предложения осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. При формировании словоизменения ребёнок должен, прежде всего, уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребёнок должен понять, что она означает [22].
Р.И. Лараева утверждает, что "развитие морфологической и синтаксической систем языка ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слов способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование в разговорной речи определенной структуры предложения одновременно закрепляет грамматическую форму слов" [25].
По мнению А.Н. Гвоздева, с учетом взаимодействия морфологической и грамматической систем языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи [12].
Первый период - фаза предложения (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев), состоящая из аморфных корней слов.
Первый этап - этап однословных предложений (от 1 года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев). На этом этапе ребенок использует слова только в виде предложений. Ребенок часто использует жесты и интонацию, чтобы прояснить смысл своих высказываний. Первые слова не имеют четкой грамматической формы и представляют собой аморфные корни слов. Основной частью слова является существительное, которое представляет собой имя человека, название вещи, фонетическое выражение (бух, би-би, му, мяу) или лепетное слово (ди, мокко) [12].
В третий период происходит дальнейшее усвоение морфем (возраст 3-7 лет). В этом возрасте начинают усваиваться все специальные грамматические формы и детали морфологического выражения грамматических категорий: использование правильного чередования, ударения, рода, редких оборотов речи. Наконец, в этом возрасте осваиваются все виды склонений.
Как правило, к 7 годам дети усваивают необходимый объем фонетических грамматических структур, что является основой для дальнейшего сознательного обучения чтению и письму [11].
Многочисленные исследования психолингвистов (Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев, М.М. Попова, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова, Г.А. Черемухина, А.Г. Тамбовцева, Н.М. Юрьева и др.) показали, что овладение словоизменением зависит от степени усвоения предметных отношений и их связи с языковым явлением. Пик этого усвоения приходится на дошкольный возраст. Сознательное усвоение информации о словоизменении и способах его образования возможно только в процессе непосредственного обучения детей грамматике родного языка [6].
A. М. Шахнарович утверждает, что при специальном обучении ребенок может "подняться" до полного овладения морфемами и осознанного отношения к словоизменению в достаточно раннем возрасте [49].
По мнению С.Н. Карповой, Т.Н. Ушаковой, Г.А. Черемухиной и А.М. Шахнаровича, если на материальной основе разъяснить ребенку, что морфемы связаны с изменениями в объективной действительности, то осознание ребенком значения ускоряется Это поможет ускорить распознавание ребенком смысла.
Было установлено, что порядок приобретения навыков и умений словообразования на этапах нормального развития является закономерностью, общей как для нормально развивающихся детей, так и для детей с недоразвитием речи в целом.
Однако детям с общим недоразвитием речи в целом потребуется больше времени, чтобы овладеть словоизменения, и у них будут значительные задержки и идиосинкразии в процессе языковых словоизменениях изменений.
1.2 Формирование навыка словоизменения у детей с нарушениями речи
Словоизменение у дошкольников с общим недоразвитием речи учитывает нормальные врожденные законы взаимодействия в развитии лексики, морфологии и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение речевых форм, заданий, речевого материала.
Таким образом, на начальном этапе проводится работа по регулированию замены слов в интерактивной речи (на уровне словосочетаний и предложений), затем происходит закрепление словоизменения в связной речи.
Логопедическая работа ОНР по формированию словоизменения у дошкольников включает в себя три этапа.
Первый этап — это наиболее продуктивное и семантически простое формообразование.
Глава II. Экспериментальное изучение навыка словоизменения у детей с нарушениями речи
2.1 Диагностика навыка словоизменения у детей с нарушениями речи
Целью нашего исследования является изучение особенностей процесса словоизменения у дошкольников средней группы с общим недоразвитием речи.
Исходя из цели, были выделены следующие задачи:
-подобрать группу респондентов 5-6 лет, с общим недоразвитием речи в количестве 10 человек;
- подобрать методику для выявления уровня сформированности словоизменения существительных у дошкольников среднего возраста с общим недоразвитием речи и их сверстников, у которых нарушения речи отсутствуют.
- проанализировать и сравнить результаты, которые были получены в ходе проведения исследования с помощью качественного и количественного анализа результатов исследования.
- методические рекомендации
Для проведения обследования детей была выбрана модифицированная методика исследования словоизменения имен существительных у дошкольников Лалаевой Р.И.
Содержание методики
I. Формирование системы словоизменения существительных единственного и множественного числа.
Критерии оценки выполнения заданий при исследовании словоизменения имен существительных:
— высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий;
— уровень выше среднего (3 балла) – единичные ошибки при выполнении заданий;
— средний уровень (2 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения;
— уровень ниже среднего (1 балл) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения;
— низкий уровень (0 баллов) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.
Уровни выполнения заданий:
Высокий уровень – 3-4 балла
Средний уровень – 2-3 балла
Низкий уровень – 1-2 балла
Очень низкий уровень – менее 1 балла.
2. Методика Л. С. Соломахи, Н. В. Серебряковой
Цель: Обследовать активный словарный запас детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Оборудование: альбоме Иншаковой О.Б. представлен иллюстративный материал для проведения обследования.
В обследование словоизменения входило:
- употребление падежных конструкций;
-изменение существительных по числам;
-согласование существительных с прилагательными в единственном числе;
-согласование существительных с числительными, изменение глаголов по числам.
Оценивание балльно-уровневая система оценки:
-1 балл – очень плохо (ребенок не понимает задания вообще);
-2 баллов – плохо (ребенок не выполняет задания даже при помощи взрослого);
-3 балл – удовлетворительно (ребенок частично выполняет задание при помощи взрослого);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научной литературы по исследуемой проблеме показал, что формирование словоизменения в онтогенезе тесно связано с общим речевым развитием ребенка.
Словоизменение – это система соответствий, при которой каждому слову (лексеме) языка отвечает совокупность всех его словоформ, т.е. парадигма.
Дошкольный возраст – это период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов. К концу дошкольного возраста в результате развития и усложнения всех видов деятельности ребенка и его форм общения с окружающими имеет место значительный прогресс в практическом овладении ребенком родной речью.
Количество детей с нарушениями речи растет каждый год. У дошкольников с ОНР отмечается задержка формирования всех компонентов речевой деятельности. Также, для них характерно нарушение в формировании словарного запаса, что проявляется, прежде всего, значительной ограниченностью словарного запаса, а также несоответствием объемов активного и пассивного словарей и неточным употреблением слов, низкой сформированностью обобщения понятий.
У детей с общим недоразвитием речи навыки словоизменения формируются, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, но существуют свои особенности, например: значительно медленный темп усвоения; разногласия развития морфологической и синтаксической систем языка; искажение общей картины речевого развития.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 4-7 лет [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 128 с.
2. Волкова Л.С. Логопедия [Текст] / Под ред. Волковой Л.С. – М.: Владос, 2010. – 704 с.
3. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 144 с.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс ; Москва: Творческий центр Сфера, 2007. – 470
5. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. - СПб.: Питер, 2010. - 862 с.
6. Гуженкова, Н. В. К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Н. В. Гуженкова, И. А. Павлова. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 111-113.
7. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] / Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева. – М.: Книго Мир, 2013. – 320 с.
8. Лалаева, Р.И. Логопедия [Текст] / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 2003. – 304 с.
9. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Издательство «Союз», 2001. – 224 с.
10. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 31 с.
11. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка [Текст] / А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович.– М.: Академия пед. наук РСФСР, 1976. – 94 с.
12. Мишурова Г. В., Погореленко А. П., Гладких М. К., Евдокимова И. В. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные исследования. 2022. №41 (120). С. 120-123.
13. Радина, Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Радина. – М.: Просвещение, 2013. – 315 с
14. Смирнов В. М. Физиология сенсорных систем, высшая нервная и психическая деятельность: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. М. Смирнов, А. В. Смирнов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с.
15. Соломаха, Л.С. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Л.С. Соломаха. – СПб.: Детствопресс, 2012. – 240 с.
16. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин. – М.-Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 224 с.
17. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохин. – М.: Просвещение, 2012. – 275 с.
18. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. – М.: Логопедия, 2015. – 342 с
19. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Сфера, 2014. – 288 с.
20. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 224 с.
21. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Логопед в детском саду. – 2013. – № 3. – С.65- 71.
22. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст] / Г.В. Чиркина. – М.: Аркти, 2015. – 240 с.
23. Шанский, Н.М. Лексика. Словообразование [Текст] / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. – М.: Высшая школа, 2007. – С. 3-47.
24. Шахова, И.П. Игра как средство формирования предложнопадежных конструкций в речевой практике детей с ОНР [Текст] / И.П. Шахова // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 6. – С. 58-60.
25. Ясонова, А.В. Руководство игровой деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях [Текст] / А.В. Ясонова. – Калуга.: Фаби, 2008. – 125 с