Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость предупреждения буллинга в школе обусловлена тем, что ранняя помощь обучающимся даст возможность не допустить проявления буллинга и агрессивности в дальнейшем, в подростковом возрасте. Важно сформировать у школьников представления о недопустимости любых проявлений агрессии, травли по отношению к сверстникам.
Профилактика буллинга направлена на создание благоприятных условий для формирования личности школьника, на предупреждение проявлений агрессивного поведения. Буллинг оказывает негативное влияние на личность обучающихся, не зависимо от того, был ли он жертвой или свидетелем травли. Буллинг является серьезнейшей проблемой в детских коллективах, так как приводит к снижению успеваемости ребенка, к проблемам, связанных с невротическим и эмоциональным состоянием ученика, к агрессии, к насилию и к детскому суициду.
На учителя ложится ответственность за профилактику и устранения агрессии, насилия, травли и других аспектов буллинга, что позволит сохранить психологическое и эмоциональное здоровье ребенка, комфортную образовательную среду, воспитание и духовно-нравственное развитие.
В научной литературе различные аспекты буллинга, вопросы профилактики буллинга среди обучающихся рассматривают Д. Олвеус, Дж. Тейлор, М.Ю. Белякова, И.С. Бердышев, А.А. Бочавер, И.С. Кон, В.И. Пономарев, Н.С. Маслова, Н.Г. Янова и другие. В современных условиях становится очевидным, что успешное решение проблемы буллинга во многом зависит от совместных усилий педагогов, психологов, социальной службы школы, родителей. Возникла потребность обоснования путей и средств решения проблемы в рамках педагогической науки и накопленного практического опыта.
Цель исследования: изучить состояние проблемы преодоления и профилактики буллинга в современной школе.
Объект исследования – буллинг в современной школе.
Предмет исследования – преодоление и профилактика буллинга в современной школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность буллинга в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить виды, причины и структуру буллинга среди обучающихся в школе.
3. Провести анализ зарубежных программ преодоления и профилактики буллинга.
4. Провести анализ педагогического опыта по преодолению и профилактике буллинга.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, изучение передового педагогического опыта.
Структура исследования: курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барбина, В. Д. Проблемы буллинга в образовательной среде [Текст] / В. Д. Барбина, Г. В. Слепухина // ModernScience. – 2019. – № 12-2. – С. 326–330.
2. Белеева, И. Д. Буллинг как социальная проблема в образовательном учреждении [Текст] / И. Д. Белеева, Л. Э. Панкратова, Н. Б. Титова // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 8. – С. 144–148.
3. Белякова, М. Ю. Программы профилактики буллинга в образовательных учреждениях (зарубежный опыт) [Текст] / М. Ю. Белякова // Психическое здоровье. – 2019. – № 8. – С. 65–70.
4. Будякова, А. С. О необходимости профилактики буллинга в младшем школьном возрасте [Текст] / А. С. Будякова // Научный потенциал. – 2020. – № 1 (28). – С. 13–16.
5. Власова, М. А. Буллинг в современной образовательной среде [Текст] / М. А. Власова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 3 (31). – С. 15–17.
6. Волкова, Е. Н. Методологические основания для разработки программ профилактики подросткового буллинга [Текст] / Е. Н. Волкова, Л. А. Цветкова, И. В. Волкова // Сибирский психологический журнал. – 2019. – № 74. – С. 88–100.
7. Гайдай, В. В. Причины и последствия буллинга : прикладной аспект [Текст] / В. В. Гайдай, Ю. А. Дроваль, С. А. Иваненко // NovaInfo.Ru. – 2019. – № 104. – С. 109–110.
8. Джуккаева, Ф. И. Буллинг в школах : состояние и профилактика [Текст] / Ф. И. Джуккаева // ModernScience. – 2020. – № 1-1. – С. 308–311.
9. Кривцова, С. В. Школьный буллинг : прояснение понятий [Текст] / С. В. Кривцова, А. Н. Шапкина, М. П. Малыгина // Вопросы психологии. – 2019. – № 3. – С. 17–28.
10. Маслова, Н. С. Буллинг в школьной среде и его профилактика [Текст] / Н. С. Маслова, А. В. Сметанина, Г. В. Слепухина // Научный электронный журнал Меридиан. – 2019. – № 15 (33). – С. 339–341.
11. Миронова, М. Ю. Феномология буллинга как психологического явления [Текст] / М. Ю. Миронова // Academy. – 2020. – № 1 (52). – С. 33–34.
12. Моисеева, А. И. О международном опыте преодоления буллинга [Текст] / А. И. Моисеева // Обзор. НЦПТИ. – 2018. – № 4 (15). – С. 30–37.
13. Молчанова, Д. В. Противодействие школьному буллингу : анализ международного опыта [Текст] / Д. В. Молчанова, М. А. Новикова // Современная аналитика образования. – 2020. – № 1 (31). – С. 1–72.
14. Мужилевская, Д. В. Буллинг в школе как общественная проблема [Текст] / Д. В. Мужилевская, Г. В. Слепухина // ModernScience. – 2019. – № 12-2. – С. 350–352.
15. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях [Текст] : методическое пособие для педагогических работников / Л. А. Глазырина, М. А. Костенко ; под ред. Т. А. Епояна. – Москва : БЭСТ-принт, 2015. – 144 с.
16. Противодействие школьному буллингу : анализ международного опыта [Текст] / Д. В. Молчанова, М. А. Новикова. – Москва : НИУ ВШЭ, 2020. – 72 с.
17. Сивцева, К. Н. Буллинг как педагогическая проблема [Текст] / К. Н. Сивцева, Ю. А. Климовская // Современное образование : традиции и инновации. – 2019. – № 2. – С. 27–29.
18. Скавычева, Е. Н. Выявление и профилактика буллинга в школьной среде [Текст] / Е. Н. Скавычева // Педагогический вестник. – 2019. – № 9. – С. 61–64.
19. Сластихина, О. А. Буллинг в школьной среде и его профилактика [Текст] / О. А. Сластихина, Ю. Н. Желонкина, И. О. Южакова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-1. – С. 358–362.
20. Стратийчук, Е. В. Позиция учителя в школьном буллинге [Текст] / Е. В. Стратийчук, Р. В. Чиркина // Современная зарубежная психология. – 2019. – Т. 8. № 3. – С. 45–52.
21. Тейфук, Н. М. Явление буллинга: подходы к определению понятия и разновидности [Текст] / Н. М. Тейфук // Форум молодых ученых. – 2017. – № 3 (7). – С. 486–489.
22. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона : гендерно-возрастной аспект [Текст] / под ред. К. С. Шалагиновой. – Тула : ГРИФ и К, 2014. – 237 с.
23. Юрчук, В. В. Современный словарь по психологии [Текст] / В. В. Юрчук. – Москва : Современное слово, 2018. – 768 с.
24. Янова, Н. Г. Психолого-педагогические риски буллинга в образовательной среде [Текст] / Н. Г. Янова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 4 (15). – С. 189–197.
25. Ярмина, А. Н. Периодизация изучения феномена буллинга [Текст] / А. Н. Ярмина // Исследователь/Researcher. – 2018. – № 1-2 (21-22). – С. 82–87.