Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена особой значимостью организации и управления процессами сбора налогов и обеспечением нормальной налоговой политики в условиях кризиса для экономики. На примере 2020 года в период пандемии COVID-19 весь цивилизованный мир столкнулся с трудностями, когда разрывались логистические цепочки, сотрудники увольнялись, а компании недополучали денег для ведения операционной и финансовой деятельности. В такой период особенно важна разработка особых налоговых программ и преференций на местном уровне: в регионах, городах, отдельных муниципалитетах, где больше всего ощущается воздействие кризиса и его последствия.
Пандемия COVID-19 привела к значительному ухудшению состояния государственных финансов, усугубив ранее существовавшую напряженность из-за долгосрочных структурных проблем, включая старение населения, изменение климата, растущее неравенство, цифровизацию и автоматизацию. В этом отчете, первоначально подготовленном для министров финансов G20 и управляющих центральными банками, рассматриваются проблемы и возможности разработки стратегий государственной фискальной политики, поскольку страны стремятся “отстроиться лучше”. Важно исследовать процессы, как налоговая политика может быть разработана комплексно, чтобы фискальные системы могли обеспечивать баланс справедливости, роста и устойчивости, выделяя некоторые ключевые соображения, которые политики должны принимать во внимание для обеспечения оптимальной разработки налоговой политики и успешного осуществления налоговой реформы.
Нынешний кризис - это глобальный вызов, который требует глобального реагирования. Международное налоговое сотрудничество должно быть неотъемлемой частью комплекса эффективных и хорошо скоординированных многосторонних действий по реагированию на кризис. Для расширения фискального пространства как никогда необходимо сотрудничать в борьбе с уклонением от уплаты налогов, включая незаконные финансовые потоки. В то же время никогда еще не было так важно перейти к более справедливому налогообложению экономической деятельности на глобальном уровне.
Пандемия серьезно затронула налогообложение. Covid-19 изменит налогообложение — по крайней мере, тремя важными способами, имеющими долгосрочные последствия. Во-первых, и это самое непосредственное, налогообложение играет определенную роль на нынешнем этапе кризиса, помогая поддерживать всеобщий доступ к основным товарам и услугам с помощью мер “спасательного круга”. Уязвимость к COVID-19 и его экономическим последствиям сильно различается в разных социальных группах. Налогообложение может помочь компенсировать это неравное игровое поле — это дополнительный аргумент в пользу прогрессивного налогообложения. В том же духе агрессивная минимизация налогов крупными налогоплательщиками – какой бы законной она ни казалась – станет еще более нетерпимой для общества в целом.
Объектом исследования является налоговая политика. Предмет исследования – методы организации и проведения налоговой политики в условиях кризиса.
Целью исследования является разработка рекомендаций к проведению налоговой политики местного самоуправления в условиях кризиса.
Задачи исследования:
1. Изучить основные положения проведения налоговой политики
2. Проанализировать возможности местного самоуправления в реализации налоговой политики
3. Изучить предпосылки и методы проведения налоговой политики в условиях кризиса
4. Проанализировать работу ФНС и налоговую политику местного самоуправления в России в условиях кризиса
5. Предложить рекомендации к совершенствованию процессов проведения налоговой политики.
Методы исследования: анализа, синтеза информации, сравнения, прогнозирования, воспроизведения публикаций и исследований.
Теоретическая база исследования отражена в трудах ученых: Афанасьев, М. П., Бабайцев, В. А. , Байсаева, М.У. , Гатиятулин, Ш.Н. , Герасимова, Е. Б. , Зимарин, К.А., Лушкина, А. В., Потапкина, Л. М., Сташ, З.Н., Сумская Т.В.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИК
1.1. Понятие и сущность налоговой политики
Налоговая политика относится к руководящим принципам, установленным правительством для введения и сбора налогов. Она охватывает как микроэкономические, так и макроэкономические аспекты, причем в первом случае основное внимание уделяется вопросам справедливости и эффективности сбора налогов, а во втором - общему количеству подлежащих сбору налогов и их влиянию на экономическую деятельность. Налоговая система страны считается важнейшим инструментом влияния на экономику страны [4]
Налоговая политика имеет значительные последствия для конкретных групп внутри экономики, таких как домашние хозяйства, фирмы и банки. Эта политика часто направлена на стимулирование экономического роста; однако среди экономистов ведутся серьезные дебаты о наиболее эффективных способах достижения этой цели.
Налогообложение является как политическим, так и экономическим вопросом, и политические лидеры часто используют налоговую политику для продвижения своих программ посредством различных налоговых реформ, таких как изменения налоговых ставок, определения налогооблагаемого дохода и введение новых налогов. Конкретные группы, такие как владельцы малого бизнеса, фермеры и пенсионеры, часто могут оказывать политическое давление, чтобы снизить свою долю налогового бремени. Налоговый кодекс часто сложен и включает правила, которые приносят пользу определенным группам налогоплательщиков, перекладывая большую часть бремени на других [12].
Есть несколько основных причин, по которым правительству необходимо собирать налоги [14]:
1. Провал рынка - главным образом для того, чтобы препятствовать покупкам этого продукта (любой налог создает сдерживающий фактор, поэтому потребители сократят свои покупки и будут искать альтернативы).
2. Налоги могут создавать стимулы, способствующие желательному поведению, и сдерживающие факторы для нежелательного поведения. Налоги могут изменить поведение потребителей и, таким образом, повлиять на рыночные результаты. Например, при наличии внешних факторов "всемогущий и этичный политик" захотел бы изменить рыночный результат, чтобы достичь социального оптимума (в противном случае произошла бы полная потеря внешних факторов). В таком случае директивные органы ввели бы акцизные налоги, налог на выбросы углерода и т.д. [5].
1. Для получения дохода.
2. Налогообложение является наиболее важным источником государственных доходов [2]. Правительства могут использовать налоговые поступления для предоставления государственных услуг, таких как социальное обеспечение, здравоохранение, национальная оборона и образование.
3. Изменение распределения доходов и богатства.
4. Налогообложение обеспечивает средство перераспределения экономических ресурсов в пользу лиц с низким доходом или особыми потребностями (налоговые поступления могут использоваться для трансфертных платежей, таких как социальные пособия).
Современные налоговые системы способны ложиться тяжелым бременем на налогоплательщиков, и особенно на налогоплательщиков малого бизнеса. Это бремя обычно состоит из трех элементов. Во-первых, это сами налоги. Во-вторых, существуют затраты на эффективность (по-разному называемые безвозвратными потерями или избыточным бременем), третьими типами затрат являются затраты на соблюдение требований налогообложения и, наконец, существуют административные расходы (иногда называемые операционными расходами) налоговой системы [7].
Административные расходы можно описать как расходы, понесенные (главным образом) агентами государственного сектора для администрирования системы налоговых льгот [8]. Взаимосвязь между административными расходами и расходами на соблюдение требований налогообложения не всегда ясна на первый взгляд. Иногда между ними может существовать обратная зависимость, которая представляет собой явление, называемое "Компромисс между административными расходами и соблюдением требований"[9]. Примером такой обратной зависимости может быть внедрение системы самооценки в налогообложении. Однако этот принцип компромисса не всегда соответствует действительности, поскольку, например, возможно снизить оба вида издержек за счет некоторого упрощения налоговой системы или увеличение расходов на соблюдение требований может произойти в результате административной неэффективности. Эти виды затрат вместе называются операционными расходами на налогообложение.
При внедрении некоторых новых элементов налоговой политики или ее реорганизации директивным органам всегда приходится учитывать вес административных расходов и затрат на соблюдение требований налогообложения. Существует два основных вида административных расходов [16]:
1. Прямые административные расходы
2. Косвенные административные расходы
3. Прямые административные расходы
Прямые административные расходы несет правительство (бремя несет правительство). "Не сразу очевидно, какие именно действия следует отнести к функционированию... системы” [7] Административные расходы в основном связаны с управлением службой сбора налогов - они включают заработную плату персонала, расходы на принятие законодательства, касающегося налоговой системы, судебные издержки по администрированию системы налоговых споров и многое другое.
Косвенные административные расходы ложатся на плечи налогоплательщиков (бремя несет правительство). Расходы на соблюдение налогового законодательства - это те расходы, “которые несут налогоплательщики или третьи стороны, такие как предприятия, при выполнении требований, предъявляемых к ним при соблюдении данной структуры и уровня налогообложения” Косвенные административные расходы в основном связаны с расходами на соблюдение налоговых требований - они включают затраты труда/времени, затраченные на завершение налоговой деятельности, заполнение форм, ведение учета, гонорары, выплачиваемые профессиональным налоговым консультантам, трансфертное ценообразование и многое другое.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/. (Дата обращения: 15.03.2023)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 15.04.2019) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/10900200/. (Дата обращения: 15.03.2023)
3. Агузарова Ф. С. Роль региональных и местных налогов в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов России // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 2 (449). С. 323–334.
4. Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов; под ред. М. П. Афанасьева. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 780 с.
5. Бабайцев, В. А. Математические методы финансового анализа: учебное пособие для вузов / В. А. Бабайцев, В. Б. Гисин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 215 с.
6. Байсаева, М.У. Бюджетно-налоговая политика в формировании государственного бюджета / «Вестник современных исследований» Выпуск № 9-2(24) С. 21-28
7. Берзон, Н.И. Государственные финансы: учебное пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. И. Берзона. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 137 с.
8. Бирюкова, Н.П. Совершенствование инструментов бюджетно – налоговой политики / Н.П. Бирюкова // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. № 6. С. 67-72.
9. Гатиятулин, Ш.Н. Дискреционная и недискреционная бюджетно – налоговая политика / Ш.Н. Гатиятулин // Поиск (Волгоград). 2016. № 2 (4). С. 43-48.
10. Герасимова, Е. Б. Анализ финансовой устойчивости банка: учебник / Е.Б. Герасимова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 366 с.
11. Зимарин, К.А., Закирова Ю.А. Бюджетная политика и особенности бюджетного процесса в РФ // Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия Экономика №2 (8), 2014. С. 86-88
12. Казаков, Д.А. Фискальная политика как метод повышения уровня экономического развития Российской Федерации / Д.А. Казаков // Постулат. № 9, 2018. С. 19-21
13. Крохина, Ю. А. Налоговое право: учебник для академического бакалавриата / Ю. А. Крохина. — 8-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 428 с.
14. Лушкина, А. В. Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования / А. В. Лушкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 96-98.
15. Мухина, Е.Р. Механизм регулирования рынка государством / Е.Р. Мухина // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. 2015. № 5. С. 45.
16. Потапкина, Л. М. Факторы, влияющие на формирование налоговой составляющей местного бюджета / Л. М. Потапкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 117-122. — URL: https://moluch.ru/archive/287/65004/ (дата обращения: 15.03.2023).
17. Сонина Е.О. Проблемы реализации налоговой политики по поддержке малого предпринимательства на муниципальном уровне//Муниципалитет: экономика и управление – 2021 - № 3(36) – С. 24-36.
18. Сташ, З.Н. Налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства / З.Н. Сташ // Научные труды КубГТУ, № 6, 2018 г. С. 1-3
19. Сташ, З.Н. Налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства / З.Н. Сташ // Научные труды КубГТУ, № 6, 2018 г. С. 1-3.
20. Сумская Т.В. Возможные направления совершенствования бюджетно-налогового регулирования на местном уровне//Вестник НГЭУ – 2020 - № 1. С. 162-179.
21. Федорова И. Ю., Фрыгин А. В. Финансовая устойчивость местных бюджетов в кризисные периоды: проблемы и пути решения // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2022- №4. С. 22-39.