Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема нарушений письма у школьников является одной из наиболее актуальных для школьного образования, так как письмо и чтение из задачи начального обучения превращается в средство приобретения знаний учащимися.
Актуальность исследования обусловлена исторически развернутыми исследованиями проявлений нарушений почерка за последние 100 лет. Однако на сегодняшний день вопросы диагностики, профилактики и коррекции этих нарушений являются актуальными, перспективными направлениями теории и практики специализированной педагогики и ее раздела «Логопедия».
Впервые о такой проблеме заговорили такие ученые, как Ф. Варбург, О. Беркан, А. Куссмауль, Л. Гинельвунд, П. Рушбург, В. Морган, и др. Современные отечественные авторы, такие как Р. И. Лалаева, А. Н. Корнев, С. С. Мухина, Р. Е. Левина, М. Е. Хватцева, Р. А. Ткачева, и др.
Л. Г. Парамонова провела исследование состояния письменной речи учащихся начальных классов общеобразовательной школы. При анализе результатов внимание автора было обращено только на наличие специфических ошибок, свидетельствующих о наличии нарушений почерка (дисграфии).
Оказалось, что такие ошибки встречаются у 30% детей. Это свидетельствует не только о невероятно высокой распространенности дисграфии и дислексии среди учащихся общеобразовательных школ, но и о трудностях ее преодоления.
Основной задачей педагогов и логопеда является своевременная коррекция речевых нарушений, что является важной основой профилактики письменных речевых нарушений, рассмотрено формирование предпосылок для полноценного усвоения общеобразовательных программ на родном языке.
Нарушения письма и чтения негативно сказываются на всем процессе обучения, на речевом и умственном развитии ребенка. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничение дисграфических ошибок от ошибок иного характера имеют чрезвычайно важное значение в определении коррекционной работы с детьми.
Объект исследования: процесс развития письменной речи с детей с речевой патологией.
Предмет исследования: ранее выявление предпосылок нарушения письменной речи у детей с речевой патологией
Цель исследования: изучить предпосылки раннего выявления нарушений письменной речи детей с речевой патологией.
Гипотеза исследования: Коррекция нарушения письменной речи детей с речевой патологией будет происходить успешно, если проводить ранее выявление предпосылок патологий речевых нарушений.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу об онтогенезе формирования речевой деятельности и основных нарушениях письменной речи у детей
2. Сформировать представления о письме, видах нарушения письма
3. Проанализировать методики изучения предпосылок нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого педагогической литературы, обобщение и синтез.
Методологической базой для исследования нарушения письменной речи у детей с патологией речи явились работы таких авторов как Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева, Т.А. Фотековой, И.Н. Садовниковой, раскрывающие вопросы предупреждения и коррекции нарушений письменной речи,
Теоретическая значимость работы состоит в изучении психолого педагогической литература по теме «Нарушения письменной речи у детей с патологией речи». Изученный материал проанализирован выявлены общие подходы, проанализированы методики исследования по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования анализа методик по выявлению нарушений письменной речи, в практике работы логопеда и педагогов, взаимодействия с родителями детей, у которых возникли трудности в овладении письмом и чтением в процессе обучения.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЙ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Изучение фонетико фонематической системы
Фонетическое восприятие формируется на основе фонетического слуха, что дает предпосылки развитию более сложных процессов таких как:синтез, анализ и представление.Эти процессы являются основой на которой строиться процесс овладения речью, которая является основным средством общения. Именно поэтому овладение фонетическими процессами большое значение для развития речи. Фонетический процесс давно является объектом для изучения, этой темой занимались такие ученые как Д.Б. Эльконин, В.К. Орфинская, Н.Х. Швачкин, Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, И.М. Онищенко и др. [3].
Расскрывая эту тему обратимся к основным понятиям: фонема, фонематическое восприятия, фонематический слух.
Фонема – это не просто звук, а осмысленный звук. Л. С. Выготский обратил внимание на восприятие фонем. По его мнению, «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, то есть восприятие фонем происходит только в контексте человеческой речи. Основным законом восприятия фонем является закон восприятия звуковой стороны речи [2].
Л. С. Выготский ввел термин «фонематический слух», в который входят три речевые операции:
1. способность слышать, есть ли данный звук в слове или нет;
2. умение различать слова, в состав которых входят одни и те же фонемы, расположенные в разных последовательностях;
3. способность различать слова, которые кажутся похожими, но имеют разное значение. Фонематический слух является сенсорной основой нашей речи. В отличие от музыкального или звукового слуха, который направлен на различение звуков разной высоты, фонематический слух «занимается» различением фонем — частей слова, имеющих «значение», содержание, имеющих смысл [1].
Фонематический слух – это систематизированный тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, входящий в состав физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их нормами, которые сохраняются в памяти человека в виде «фонематической сетки». На основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, а на основе этого фонематического процесса формируются более сложные фонематические процессы: анализ, синтез и представление.
Н. Х. Швачкина в своих работах описал основу становления фонематического восприятия. В развитии фонетического восприятия он выделил 12 генетических рядов фонематического восприятия. На первом этапе ребенок различает противопоставленые звуки – согласные и гласные, вторым этапом происходит постепенная дифференциация: согласных, гласных звуков; твёрдых-мягких, шумных-сонорных, губных-язычных, носовых плавных, переднеязычных заднеязычных, взрывных-фрикативных, шипящих-свистящих, глухих-звонких.
Н.Х. Швачкин определил последовательность различения звуков речи, которая колеблется от различения контрастов к различению все более близких звуков. Сначала формируется различение гласных фонем, затем согласных, это связано с тем, что гласные звуки встречаются чаще и лучше воспринимаются. Различия между отсутствием и наличием согласного появляется на ранних и раньше, чем различение согласных звуков по признакам. Только когда ребенок начинает различать громкие и шумные звуки происходит и различие согласных звуков. Ребенок раньше других начинает различать от шумных согласных членораздельные шумные звуки. В развитии фонетического восприятия на этом этапе важное место занимает влияние артикуляция. Таким образом, существует тесное взаимодействие между моторной речью и слуховыми анализаторами речи.
В дальнейшем ребенок начнет узнавать артикулированные твердые и мягкие согласные, а затем и те, которые позже появляются в речи. После этого ребенок начинает дифференцировать группы согласных от громких к громким. Кроме того, имеется различие звуков в зависимости от способа образования, в основном взрывное и фрикативное. Взрывные согласные различаются и артикулируются раньше, так как наличие смыкания усиливает кинестетические ощущения в процессе артикуляции этих звуков. На следующем этапе проводится различие между передними и задними языковыми звуками. Трудность различения этих согласных обусловлена неточностью кинестетических ощущений положения языка в полости рта. Затем ребенок усваивает дифференциацию глухих и звонких согласных.
По Т. В. Волосовец, фонематический анализ — это операция мысленного разделения на фонемы различных звуковых комплексов: слов, слогов и звуковых сочетаний.
Л. Г. Парамонова считает, что фонематический анализ — это способность разлагать услышанное слово на его звуковые составляющие, а также ясно представлять его звуковую структуру. Фонематический синтез — это способность объединять отдельные звуки в целое слово, а затем распознавать это слово.
Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения отдельных частей в единое целое. Фонематический анализ и синтез – это 10 противоположных, но неразделимых и тесно связанных понятий.
Т. Б. Филичев и Г. В. Чиркин подчеркивают неоценимую роль фонематического анализа и синтеза. По их мнению, с самого начала обучения необходимо опираться на сознательный анализ и синтез звукового состава слова. Способность выделять звуки из состава слова играет важную роль в устранении пробелов в фонематическом развитии [50]. Фонематические представления - способность производить фонематический анализ и синтез слов в ментальном плане на основе представлений [19].
Р. И. Лалаева определила, что фонематические представления — это образы звуковых оболочек слов, которые сохраняются в сознании и формируются на основе ранних восприятий этих слов [14].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, Е.С. Альбом для профилактики дисграфии. Визуальные ряды / Е.С. Александрова. - М.: Литера, 2017. - 793 c.
2. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 157 с.
3. Воронина, Т. П. Дисграфия, или Почему ребенок плохо пишет? / Т.П. Воронина, Т.В. Попова. - М.: Феникс, 2015. - 663 c
4. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.
5. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 158 с.
6. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // Антология гуманитарной педагогики. Л.С. Выготский. -М.:Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006, 222 с.
7. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Юрайт, 2019. — 179 с.
8. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с.
9. Зегебарт, Г. М. Коррекция дисграфии / Г.М. Зегебарт. - М.: Генезис, 2010. - 120 c.
10. Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 176 с.
11. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. –Санкт –Петербург, Союз, 2001
12. Леонтьев А.А Основы психолингвистики. -М., Смысл,1997.-285 с.
13. Мальм, Марина Викторовна Дисграфия. Учусь различать звуки. 1-4 классы. Учебно-практическое пособие. ФГОС / Мальм Марина Викторовна. - М.: Феникс, 2017. - 166 c.
14. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с.
15. Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 522 с.
16. Поварова И. А. Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников. — М.: Юрайт, 2020. — 140 с.
17. Поварова И. А. Основы логопедии: нарушения письменной речи у младших школьников. — М.: Юрайт, 2020. — 140 с.
18. Прищепова И. В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи. — М.: Юрайт, 2020. — 202 с.
19. Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия. Технология преодоления / И.Н. Садовникова. - М.: Парадигма, 2012. - 280 c.
20. Рожков М. И. Социальная педагогика: учебник для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Т. В. Макеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 287 с.
21. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника/ Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. – Екатеринбург, 1996.
22. Чистякова, О.В. Исправляем дисграфию. 500 упражнений для учащихся 1-4 классов / О.В. Чистякова. - М.: Литера, 2017. - 488 c.
23. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с.
24. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 189 с.