Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………5
1.1 Анализ физических и психологических особенностей детей младшего школьного возраста………………………………………..……..5
1.2. Общая характеристика и особенности подвижных игр для детей младшего школьного возраста ……………………………….………8
1.3. Содержание работы по развитию физических качеств у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр………….11
Выводы по главе 1………………………………………………………….14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………15
2.1. Организационно – педагогические условия влияния подвижных игр для развития физических качеств у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….15
2.2. Методические рекомендации по реализации подвижных игр для развития физических качеств у детей младшего школьного возраста…18
Выводы по главе 2………………………….……………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………22
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Одной из основных задач современной образовательной организации является охрана и укрепления физического и психического здоровья детей. Человек в 21-м веке живёт чрезвычайно интенсивно. Сегодня далеко не все дети имеют достаточную физическую нагрузку и мало играют в подвижные игры.
Родители и педагоги обеспокоены тем, что дети ведут сегодня малоподвижный образ жизни. Они часто задаются вопросом, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно поиграть. Физическая культура необходимо всем людям без исключения, но особенно в этом нуждаются дети. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности, у детей крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная и сосудистая системы. Растет сопротивляемость организма заболеваниям и повышается уровень морально психологической устойчивости.
Ребенку необходимо самовыражение, внутренний контроль, координация движений и способность быть настойчивым и любознательным. Ребёнок должен получать удовлетворение и удовольствие от физической и умственной деятельности. С этим хорошо справляются подвижные и спортивные игры. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир. Увлекательное содержание подвижных игр и их эмоциональная насыщенность, побуждают детей к определенным умственным и физическим усилиям. Игры помогают детям обретать все необходимые физические качества, получать в игре силу и ловкость.
Цель работы: изучить и обосновать роль подвижных игр для развития физических качеств младших школьников.
Объект исследования: процесс приобщения младших школьников к подвижным играм.
Предмет исследования: развитие физических качеств, ловкости и выносливости младших школьников средствами подвижных игр.
Задачи:
1. Проанализировать физические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Дать общую характеристику подвижным играм детей младшего школьного возраста
3. Описать содержание работы по развитию физических качеств у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр.
4. Рассмотреть организационно – педагогические условия влияния подвижных игр на развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста.
5. Предложить методические рекомендации по реализации подвижных игр для развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, диагностика, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение список использованной литературы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Анализ физических и психологических особенностей детей младшего школьного возраста
Школьное детство – это достаточно большой отрезок времени в жизни ребёнка. В этот период жизни стремительно растут возможности и иные ресурсы детей. Вопросы физического и интеллектуального развития младших школьников занимают важное место в сфере научных интересов специалистов. Глубоко этими проблемами занимались учёные Н.А. Крестовников, А.В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, П. С. Выгоцкий, Ю. К. Чернышенко и др. Ребенок в данном возрасте открывает для себя мир разнообразных человеческих отношений [12].
Главный враг ребёнка младшего школьного возраста – это его быстрая утомляемость. Ещё совсем недавно ребёнок посещал детский сад. Его ведущей деятельностью была игровая деятельность. Сейчас ведущей деятельностью ребёнка является деятельность учебная. Все дети по - разному переносят длительное сидение за партой. Но все дети быстро утомляются и по этой причине их внимание быстро рассеивается. Здесь важно отметить, что педагоги начальной школы хорошо знакомы с этой проблемой и стараются как можно чаще устраивать детям различного рода небольшие перерывы, которые в обязательном порядке предусматривают активное движение детей. Это могут быть физкультминутки, игровые элементы с большим количеством движений, различные физические упражнения.
Иногда ребёнку бывает достаточно проделать несколько небольших физических упражнений или движений и ребёнок снова готов внимательно слушать учителя. Дети в этом возрасте очень любят любые посильные для них физические упражнения и подвижные игры. Учителя практики говорят о том, что внимания ребёнка дошкольника хватает не более чем на 12-15 минут. Даже этот показатель не является для всех одинаковым, поскольку все дети имеют разное здоровье и разную степень выносливости.
Для успешного управления двигательной деятельностью младших школьников всегда важно учитывать его личные склонности и способности, но самое главное – его состояние здоровья. Понимание особенностей возрастного развития младших школьников позволяет педагогу более продуктивно решать задачи физического воспитания. Детский организм наиболее сильно восприимчив к различным воздействиям, но все они без исключения любят подвижные игры и физические упражнения [22].
Большое значение для ребёнка имеют показатели его физического развития. Чисто внешне это можно наблюдать в непрерывном изменении размеров и пропорций тела ребёнка. У него появляются новые навыки, и изменяется реакция на воздействие со стороны. Прирост массы тела в этом возрасте всегда отстает от скорости увеличения длины тела. Опорно-двигательный аппарат у детей, в связи с развитием и совершенствованием их двигательной функции формируется достаточно интенсивно. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего периода роста.
Легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата обеспечивает хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочного мышечного корсета для сохранения нормального расположения костей. Сердечно - сосудистая система младшего школьника характеризуется относительно большой массой сердца. Отличительной особенностью сердечно - сосудистой системы детей является большая частота сердечных сокращений. При проведении любых физических упражнений и подвижных игр, пусть даже самых незначительных, педагогу необходимо это всегда учитывать [7].
О реакции ребенка на физическую нагрузку необходимо судить по внешним признакам: общая слабость, одышка, покраснение или побледнение лица, отвлекаемость, нарушение координации движений и др. Скоростно-силовые возможности ребёнка развиваются постепенно и воспитываются путем выполнения простых двигательных действий, как правило, в игре. При воспитании силы и силовой выносливости необходимо обращать внимание на мышцы живота, спины, ног, рук, стоп.
Н.А. Ноткина в результате своих исследований выделяла ведущие двигательные способности на каждом возрастном этапе ребёнка. Для детей 7 лет наиболее значимы скоростно-силовые способности, для детей 8 лет – скоростные способности и выносливость и др. Для данного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов. Большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность. Особенности психического развития детей связаны с особенностями нервной системы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бабунова, Е.С. Личность как социально-психологический феномен в контексте культуры детства [Текст] / Е.С. Бабунова// Сибирский педагогический журнал. — 2008. — №13. — С. 147−155.
2. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка [Текст] / И.С. Барчуков. - М.: Юнити. 2007. – 431 с.
3. Бурда, С. А. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста / С. А. Бурда, Н. Н. Кривунец // Молодой ученый. - 2018. - № 46.2 (232.2). - С. 17-22. - URL: https://moluch.ru/archive/232/54074/ (дата обращения: 14.03.2023).
4. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – М.: Просвещение, 2014. – с.232.
5. Гончаров, В. И. «Память на движения» как специальный вид памяти [Текст]: монография /В.И. Гончаров. — Владивосток, Издательство ДВГУ, 2008. — С. 224.
6. Горская, И. Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья [Текст]: учебно-методическое пособие / И. Ю. Горская, И. Я. Суянгулова.Омск: Сиб ГАФК, 2000. — 221 с.
7. Гребнева, Т.В. Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей» / Т. В. Гребнева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 58-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5900/ (дата обращения: 14.03.2023).
8. Давыдова, М.В. Преемственность формирования здорового образа жизни в дошкольном и младшем школьном возрасте [Текст] / М.В. Давыдова. - Международная педагогическая школа: сб. научн. трудов / под ред. Б.Ф. Кваши. СПб.: МИНПИ. - 2013. Вып. 9. - с. 188-195.
9. Зайцева, В. В. Такие разные дети: Шаги физического развития [Текст]: монография / В. В. Зайцева, В. В. Сонькин. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.— 288с. Евсеев Ю. И. Физическая культура [Текст]: учебник для вузов / Ю. И. Евсеев. — Ростов-на Дону: Феникс, 2002. — 384 с.
10. Иванова, В.В. Значение народных подвижных игр для развития дошкольников / В.В. Иванова. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13813/ (дата обращения: 14.03.2023).
11. Кожин, А.А. Здоровый человек и его окружение / А.А Кожин, В.Р. Кучма. – М.: Просвещение.- 2010. – 235с.
12. Крючкова, В.А. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни [Текст] / В.А. Крючкова, М.В. Сандлер. – М.: Просвещение, 2009. – 148с.
13. Курысь, В.Н. Образование детей младшего школьного возраста в области физической культуры. Теоретический аспект [Текст]: монография / В. Н. Курысь, Л. Н. Сляднева, Г. В. Шиянова. — Ставрополь: Ставрополье, 2006. — 224с.
14. Логвинова, О. Ю. Формы физкультурно-оздоровительной работы / О. Ю. Логвинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40118/ (дата обращения: 14.03.2023).
15. Поварницына, Е. А. Нетрадиционный подход к физкультурным занятиям с детьми младшего дошкольного возраста на основе здоровьесберегающей технологии, повторяющей логику онтогенеза / Е. А. Поварницына. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32021/ (дата обращения: 14.03.2023).
16. Расновский, Е.Г. Основные составляющие здорового образа жизни [Текст] / Е.Г. Расновский, Г.И. Мельник.– М.: Просвещение, 2009. – с.214.
17. Рыкова, М.А. Физическое оздоровление детей младшего школьного возраста при сотрудничестве с семьей / М. А. Рыкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Т. 0. - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 88-90. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5168/ (дата обращения: 14.03.2023).
18. Сорокина, И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни / И. В. Сорокина // Молодой ученый. - 2016. - № 6 (110). - С. 823-825. - URL:
19. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. [Текст]/ Э.Я. Степаненкова. - М., - 2009. – 169 с.
20. Степаненкова, Э.Я. Методика физического воспитания [Текст]/ Э.Я. Степаненкова. - М., 2005. – 217 с.
21. Хохлова, В. А. Организация физкультминуток на уроках в начальной школе / В. А. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 704-705. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35898/(дата обращения: 14.03.2023).
22. Шамаева, У.К. Национальные игры и состязания [Текст]/У.К. Шамаева. - Дошколёнок. Воспитание в Республике Саха Якутия. №11. 2010. – 67 с.