Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Развитие самосознания и самооценки личности является одной из актуальных проблем в психологии и педагогике. Самооценка в структуре самосознания является одним из важнейших показателей развития личности. Благодаря самооценке у ребенка формируется представления о себе, представления о том, как его оценивают окружающие и как он сам оценивает себя.
Значительный вклад в развитие представлений о самооценке детей внесли отечественные и зарубежные исследователи (А. Бандура, Р. Бернс, У. Джеймс, К. Роджерс, М. Розенберг; Б.Г. Ананьев, В.В. Столин, Е.В. Шорохова и другие). Также в научной литературе рассматриваются особенности самооценки у детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и другие).
Формированию самооценки детей дошкольного возраста способствуют различные виды деятельности, в том числе продуктивные. К ним относятся изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд, в ходе которых дети создают творческий продукт. В работах Н.А. Ветлугиной, Г.Г. Григорьевой, С.А. Козловой, Т.С. Комаровой рассматриваются особенности организации продуктивных видов деятельности, их влияния на формирование личности дошкольника.
В процессе продуктивной деятельности происходит процесс общения и взаимодействия детей между собой и с воспитателем. Дети учатся оценивать свои действия, результаты своей деятельности. Важную роль играет оценка воспитателя, которая проводится в процессе анализа детских работ по итогам продуктивной деятельности. Оценки, которые дают сверстники и педагог, оказывают влияние на формирование самооценки дошкольника.
Учитывая важность продуктивной деятельности в формировании личности ребенка и его самооценки, возникает необходимость в изучении особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста, обосновании направлений и содержания работы по развитию адекватной самооценки в продуктивных видах деятельности.
Цель исследования: теоретически и эмпирически изучить особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Объект исследования: самооценка у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «самооценка» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности продуктивных видов деятельности в формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические методы для изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста.
5. Проанализировать результаты исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, классификация, сравнение); эмпирические (тестирование, констатирующий эксперимент); методы математической обработки результатов: процентное соотношение.
База исследования. Эмпирическое исследование проводилось в МБОУ «Детский сад № 23».
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. Том 2 / Б. Г. Ананьев. – Москва : МПСИ, 2012. – 134 с.
2. Белобрыкина, О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте / О. А. Белобрыкина. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 320 с.
3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – Москва : Прогресс, 2012. – 189 с.
4. Богачева, Т. А. К вопросу о самооценке как факторе формирования личности / Т. А. Богачева // Региональное образование : современные тенденции. – 2012. – № 1 (16). – С. 88–94.
5. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 287 с.
6. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2016. – 1008 с.
7. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. – Москва : Детство- Пресс, 2011. – 344 с.
8. Захарова, А. В. Формирование самооценки в учебной деятельности / А. В. Захарова. – Москва : Дрофа, 2012. – 74 с.
9. Казакова, Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. – Москва : Сфера, 2017. – 128 с.
10. Козлова, С. А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников / С. А. Козлова. – Москва : Академия, 2017. – 143 с.
11. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т. С. Комарова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 120 с.
12. Коноваленко, С. В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников / С. В. Коноваленко. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2012. – 109 с.
13. Корнилова, Т. В. Самооценка в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека / Т. В. Корнилова // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32, № 2. – С. 25–35.
14. Короткова, Е. А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду : 5-7 лет / Е. А. Короткова. – Ярославль : Академия развития, 2011. – 127 с.
15. Куцакова, Л. В. Художественное творчество и конструирование: авторская парциальная программа / Л. В. Куцакова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2016. – 135 с.
16. Лисина, М. И. Общение ребенка со взрослым как деятельность / М. И. Лисина. – Москва : Просвещение, 2004. – 76 с.
17. Лыкова, И. А. Игрушки и подарки из природного материала : творческое конструирование в детском саду, начальной школе и семье : учебно-методическое пособие / И. А. Лыкова. – Москва : Цветной мир, 2014. – 143 с.
18. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду / И. А. Лыкова. – Москва : Цветной мир, 2012. – 208 с.
19. Малышева, А. Н. Аппликация / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. – Ярославль : Академия развития, 2002. – 144 с.
20. Михайловская, С. Н. Развитие мыслительных и творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности (аппликация, конструирование) / С. Н. Михайловская, И. П. Пупина. – Санкт-Петербург : Развивающие игры Воскобовича, 2019. – 142 с.
21. Молчанова, О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования / О. Н. Молчанова. – Москва : Флинта : Наука, 2010. – 212 с.
22. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2014. – 352 с.
23. Носырева, С. Н. Особенности формирования самооценки у детей / С. Н. Носырева // Воспитание школьников. – 2013. – № 2. – С. 53–56.
24. Погодина, С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста / С. В. Погодина. – Москва : Академия, 2017. – 269 с.
25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учебник / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 720 с.
26. Рябышева, Е. Н. Научно-практические подходы к изучению самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е. Н. Рябышева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 9. – С. 80–86.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – С. 4–18.
28. Шапарь, В. Б. Словарь практического психолога / В. Б. Шапарь. – Москва : АСТ ; Харьков : Торсинг, 2015. – 734 с.
29. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка : учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина. – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
30. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2014. – 384 с.