Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В последнее время уделяется внимание эстетическому воспитанию как инструменту многогранной, духовно богатой личности. Формировать личность необходимо в наиболее благоприятное для этого время - младший школьный возраст.
Младший школьный возраст – особый возраст. Ребенок этого возраста оптимистичен, любознателен. Он очень активный, эмоциональный, любит играть и фантазировать. Именно в период детства формируются все основные структуры личности, качественные характеристики, которые зависят от обстановки, в которой растет и развивается ребенок. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Ощущение красоты природы, окружающих людей и вещей создает у ребенка особые эмоционально-психические состояния, вызывает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, формирует мышление, память, волю и другие психические процессы.
Образовательные учреждения РФ поставлено современным обществом перед целым спектром задач. Федеральный образовательный стандарт предъявляет четкие требования к выпускнику каждой ступени образования. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных творческих форм, способов и приемов обучения, способствующих развитию творческой активности младших школьников.
Система эстетического воспитания призвана научить видеть красоту вокруг себя, вокруг действительности. Для того чтобы эта система наиболее эффективно воздействовала на ребенка и достигала своей цели, она должна быть прежде всего уникальной, объединяющей все предметы, всю внеурочную деятельность, всю общественную жизнь учащихся, где каждый предмет и каждый вид деятельности имеет свою четкую задачу в развитии эстетической культуры и личности школьников.
Однако у любой системы есть фундамент, на котором она держится. Основой эстетического воспитания является искусство: архитектура, музыка, скульптура, кино, театр, танец, живопись и, конечно, декоративно-прикладное искусство. Этот вид искусства имеет большой потенциал для личностного развития. Приобщив младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в декоративно-прикладном искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разностороннего современного человека. Поэтому можно предположить, что эстетическое воспитание младших школьников может успешно формироваться в общеобразовательной школе на внеурочных занятиях по ДПИ.
Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ».
Цель исследования – рассмотреть возможности эстетического воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – способы эффективного использования внеурочных занятиях по ДПИ.
Цель, объект и предмет определили следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие «эстетическое воспитание» в психолого-педагогической литературе;
2. Охарактеризовать возрастные особенности младших школьников;
3. Выявить специфику эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства в процессе внеурочной деятельности: содержание, формы, особенности учебных программ;
4. Рассмотреть кружок декоративно-прикладного искусства как средство эстетического воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ.
В исследовании используются теоретические методы исследования:
- обобщение психолого-педагогической литературы
- анализ;
- синтез;
- обобщение;
- системный метод;
- метода педагогического проектирования.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что
- выявлены педагогические возможности эстетического воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ;
- разработанный инструментарий может быть использован для дальнейшего изучения эстетического воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ.
Практическая значимость: разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов, а также студентами при прохождении педагогической практики.
Структура курсовой работы включает в себя вступление, две главы, состоящие из двух параграфов каждая, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДПИ
1.1 Понятие «эстетическое воспитание» в психолого-педагогической литературе
Сегодня проблема эстетического воспитания, формирования личности, развития этой эстетической культуры является одной из основных задач, стоящих перед школой. Эта проблема подробно описана в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Среди них Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.Н. Шацкая и др.
Понятие эстетического воспитания органически связано с понятием эстетики, то есть науки о красоте. Эстетическое воспитание – это умение в полной мере наблюдать и правильно понимать красоту в искусстве и действительности. Само слово эстетика происходит от греческого слова aisthesis, что в переводе на русский означает ощущение, чувство. Поэтому под эстетическим воспитанием вообще понимается процесс формирования чувств в сфере прекрасного. Но в эстетике эта красота связана с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать красоту, наблюдать ее в жизни и создавать ее. В этом смысле сущностью эстетического воспитания и образования является организация разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, целью которой является развитие у них способности всесторонне наблюдать и правильно понимать красоту в искусстве и жизни, формировать эстетические представления, вкусы. и идеалы, а также развивать творческие наклонности и таланты в области искусства [23, стр. 117].
В используемой литературе существует большое количество различных подходов к определению терминов, выбору методов и средств эстетического воспитания. В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой, мы видим следующую формулировку: «Педагогика определяет эстетическое воспитание как умение целенаправленно наблюдать, чувствовать, правильно понимать и ценить красоту в окружающей действительности - в природе, общественной жизни, труде, художественных явлениях». [34, с. 96].
В кратком словаре эстетики под эстетическим воспитанием понимается «система деятельности, направленная на развитие и совершенствование способности человека воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [48, с.451].
В приведенных определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно формировать и совершенствовать способность человека воспринимать красоту в искусстве и жизни, правильно распознавать и ценить ее. Первое определение опускает активную или творческую сторону эстетического воспитания, а второе определение подчеркивает, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться созерцательной задачей, но должно развивать и способность создавать красоту. в искусстве и жизни.
Д. Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» исходит из определения, данного К. Марксом: «Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и ценить прекрасное, трагические, комические, безобразные в жизни и искусстве, живут и творят по «законам красоты, которым следует следовать» [25, с.51]. Автор указывает на главную роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом развитии ребенка, поскольку ребенок не осознает эстетической природы объекта, и саморазвитие часто определяется стремлением к развлечениям, к тому же без вмешательства извне могут возникать неправильные представления о жизни, ценностях и нормах.
Б.Т. Лихачев, как и многие другие педагоги и психологи также считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлекающее ребенка в разнообразную художественно-творческую деятельность, может развить его сенсорную сферу, дать полное представление об эстетических явлениях, воспитать понимание подлинного искусства, красоты действительности и красоты в человеческой личности [25, с.42].
Существует множество определений термина «эстетическое воспитание», но рассматривая лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это направленный эффект. Во-вторых, это развитие умения замечать и наблюдать красоту и жизнь, ценить их. В-третьих, задачей эстетического воспитания является развитие эстетического вкуса и идеалов личности. В-четвертых, формирование способности к самостоятельному творчеству и красоте.
Особое восприятие природы эстетического воспитания приводит к различным подходам к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алехин, А. Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа [Текст]: кн. для учителя / А. Д. Алехин. – М.: Просвещение, 1984. – 451 с.
2. Андреевич, Б. Художники Худояровы [Текст] / Б. Андреевич //
Нижний Тагил: сб. материалов / отв. ред. К. Рождественская. – Свердловск, 1945. – С. 42-50.
3. Барадулин, В. А. Народная живопись Урала и Приуралья [Текст]: сборник : в 4 кн. / В. А. Барадулин. – Л.: Художник РСФСР, 1979-1988.
4. Барадулин, В. А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом [Текст] / В. А. Барадулин. – Л.: Художник РСФСР, 1988. – 199с.
5. Бирюков, В. П. Уральская копилка [Текст] / В. П. Бирюков. – Свердловск: Сред.-Урал. книж. изд-во, 1969. – 192 с.
6. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Д. Б. Богоявленская. – М.:
Академия, 2002. – 320 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Хранитель, 2008. 671с.
8. Волков, И. Д. Художественная студия в школе [Текст] : кн. для учителя / И. П. Волков. – М.: Просвещение, 1993. – 127 с.
9. Выготский, Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский. –Минск : Современное слово, 2002. – 479 с.
10.Голованова Н.Ф. Воспитание пространство продленного дня / Н.Ф. Голованова – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 160 с.
11. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности. − М.: Академия, 2009. – 18 с.
12. Дмитриева, А. А. Художественное слово и детский рисунок [Текст] /
А. А. Дмитриева // Искусство и образование. – 1998. – № 5. – С. 47-54.
13. Зиннатуллина, Э. Х. «Волшебное искусство» [Текст]: (декоратив.приклад. искусство) для учащихся 1-4-х кл. / Э.Х. Зиннатуллина, И.Ф. Зиннатуллина // Завуч начальной школы. – 2015. – № 3. – С. 83-99.
14. Изобразительное искусство. Начальная школа [Текст]: программно-метод. материалы / сост. В. С. Кузин, Е. О. Яременко. – М.: Дрофа, 2001. – 224 с.
15. Ильинская И.П. Уроки макраме в начальной школе:
формирование эстетической культуры: учеб. пособие / И.П. Ильинская – Белгород: изд-во Бел ГУ, 2006. – 184 с.
16. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 - 9 классы [Текст]: программа с крат. метод. рекомендациями / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.
17. Ильенко, Л. П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. [Текст]: лит. чтение, изобразит. искусство, музыка / Л. П. Ильенко // Начальная школа. – 1997. – № 1. – С. 36-38.
18. Ильенков, Э. В. К беседе об эстетическом воспитании [Текст] / Э. В. Ильенков // Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить / Э. В. Ильенков. – М.; Воронеж, 2002. – С. 91-94.
19. Ильинская И.П. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе кружковой деятельности (на материале кружка декоративно-прикладного искусства): учеб. пособие для студентов пед. вузов / И.П. Ильинская; науч. ред. проф. И.Ф. Исаев. – Белгород: Изд-во Бел ГУ, 2005. – 200 с.
20. Костерин Н.П. Учебное рисование: учебное пособие для учащихся педагогических училищ / Н.П. Костерин – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984. -158 с.
21. Конышева, Н. М. Современная практика использования средств искусства в образовании [Текст] : методики, результаты, проблемы / Н. М. Конышева // Начальная школа. – 2012. – № 1. – С. 20-26.
22. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1-2 классы [Текст]: учеб. для общеобразоват .учеб. заведений / В. С. Кузин. – М.: Дрофа, 1996. – 240 с.
23. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Б. Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
24. Лихачев, Б. Т. Эстетика воспитания [Текст] / Б. Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 1972. – 160 с.
25. Лукина, А. Эстетическое воспитание на занятиях изобразительным искусством [Текст] / А. Лукина // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. – № 2. – С. 33-36.
26. Максяшин, А. С. Художественное образование на Урале [Текст]: учеб. пособие / А. С. Максяшин ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2005. – 109 с.
27. Межиева, М. В. Развитие творческих способностей у детей 10-11 лет [Текст] / М. В. Межиева, А. А. Селиванов. – Ярославль: Акад. развития, 2009. – 128 с.
28. Неменский, Б. М. Мудрость красоты [Текст]: о проблемах эстет. воспитания: кн. для учителя / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
29. Минич О.А., Хаткевич О.А. Педагогические игры. - М., 2005 - С.3-4.
30. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания: Книга для учителя. – 2-е изд., пераб. и доп. / Б.М. Неменский – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.
31. Парышева, С. Б. Кружок традиционной росписи подносов «Рябинушка» городской станции юных техников г. Нижний Тагил [Текст] / С. Б. Парышева // Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур, 1700-1950 гг.: материалы междунар. науч. конф., 15-18 авг. 1996 г., Нижний Тагил: в 2 т. / Независимый ин-т истории материальной культуры. – Екатеринбург, 1997. – Т. 2. – С. 172-175.
32. Первые встречи с искусством [Текст]: кн. для родителей. – М.: Искусство в шк., 1995. – 224 с.
33. Правник Е. А. Эстетическое воспитание школьников посредством приобщения к творчеству народных мастеров [Текст] / Е. А. Правник // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 9. – С. 42-44.
34. Предит А. В. Изобразительное искусство. Мы раскрасим целый свет. 2 класс [Текст]: тетрадь для внеуроч. деятельности / А. В. Предит. – М.: Академкнига/Учебник, 2015. – 56 с.
35. Проблемы эстетического развития личности школьника [Текст] / под ред. А. И. Бурова, Е. В. Квятковского. – М.: Педагогика, 1987. – 97 с.
36. Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии [Текст] / под ред. П. Н. Зверева. – Екатеринбург: Екатеринбург. уезд. земство, 1889. – 453 с.
37. Система эстетического воспитания школьников [Текст] / Б.Т. Лихачев [и др.]; под ред. С. А. Герасимова. – М.: Педагогика, 1983. – 264 с.
38. Столович, Л. Н. Природа эстетической ценности [Текст] / Л.Н. Столович. – М.: Политиздат, 1972. – 271 с.
39. Уральский орнамент: традиции и современность [Текст]: метод. пособие / Урал. гос. пед. ин-т; сост. А. С. Максяшин. – Екатеринбург: [б. и.], 1993. – 92 с.
40. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие [Текст]: метод. пособие – А. А. Мелик-Пашаев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 112 с.
41. Художественное творчество и ребенок [Текст] / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. – 287 с.
42. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова – М.: Просвещение, 1979. – 165 с.
43. Энциклопедический словарь юного художника [Текст] : для сред. и ст. шк. возраста / сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. – М. : Педагогика, 1983. – 416 с.
44. Эстетика [Текст]: словарь / под общ. ред. А. А. Беляева [и др.]. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
45. Эстетика [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2005. – 240 с.
46. Эстетика и современность [Текст]: сб. ст. / под ред. С. Е. Можнягуна. – М.: Просвещение, 1978. – 192 с.
47. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства [Текст]: сб. ст. / под ред. В. В. Колокольникова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. – 47 с.
48. Эстетическое воспитание школьников [Текст]: вопр. теории и методики / под ред. М. Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 1988. – 102 с.