Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Необходимость реструктуриза-ции процесса преподавания информатики с целью создания условий для достижения учащимися метапредметных и личностных результатов стала очевидной после того, как у российских школьников были выявлены не-адекватные результаты в области естественных наук. Исследования уровня школьного образования проводились в рамках международных программ PISA (Programme for International Student Assessment), TIMSS (Programme for International Student Assessment) и SITES (Second Information Technology in Education Study), к которым присоединилась Россия на ру-беже 20 и 21 веков. За тот же период в информации выпускников школ было зафиксировано снижение уровня профессиональной подготовки.
Изменился Закон «Об образовании в Российской Федерации», по-явились новые нормативные документы системы образования Российской Федерации (Национальный приоритетный проект «Образование», Госу-дарственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года). Эти преобразо-вания послужили концептуальной основой для разработки стандартов для государственных школ с расширенным спектром образовательных ре-зультатов. Помимо предметных результатов, в федеральных государ-ственных образовательных стандартах (далее - ФГОС) начального общего образования (ООО) и общего среднего образования (СОО) появились ме-тапредметные и личностные. Это нововведение в вышеупомянутых стан-дартах второго поколения не могло не повлиять, прежде всего, на страте-гию школьного обучения в области информатики.
Но в первую очередь актуальность темы курсовой работы обуслов-лена последними изменениями в образовательной системе Российской Фе-дерации, принятием обновлённого ФГОС ООО от 21.05.2021 (третье по-коление). Данный вариант вне зависимости от внутренних корректировок по-прежнему отражает важность достижения не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Стоит отметить, что особое внимание во ФГОС-2021 уделяется последним. Развитие личности, инди-видуальности каждого ученика является крайне важным аспектом в воспи-тании и обучении школьников. Но в практической деятельности педагогам не всегда удаётся обеспечить в полной мере выполнение данного условия, поскольку большая часть временных и прочих ресурсов учителей и учени-ков тратится на достижение узких предметных результатов.
В ходе своего исследования мы установили, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных ав-торов, включая ученых и преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, поделиться тем, что я счи-таю наиболее важными аспектами, связанными с этой темой.
Так, например, вопросы технологического новаторства в сфере пре-подавания рассматриваются В.П. Беспалько в работе «Педагогика и про-грессивные технологии обучения».
Понятие универсальных учебных действий детально исследовано А.Г. Асмоловым в работе «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Данный вопрос также нашел отражение в работе В. П. Беспалько «Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний». Аналогичные исследования провела А.А. Вертьянова в своем труде «Технология критериального оценивания обра-зовательных достижений учащихся». Вопрос исследования УУД также по-дробно изучен многими другими авторами (А.Р. Дроздиковой-Зариповой, Г.М. Дюдиной, Н.Ю. Конасовой, М.Ф. Королевым, М.Б. Кравченко и мно-гими другими).
Особенности и принципы формирования личностных результатов у учащихся 7 класса по информатике базового уровня рассмотрены в работе А.В. Мартыновой, Ю.В. Солодниковой «Система контроля и оценки учеб-ной деятельности учащихся на уроке информатики».
Гайсина, С. В., Лебедева, М. Б., Горюнова, М. А. в работе «Методи-ческие рекомендации по нормам оценивания образовательных результатов по информатике в соответствии с требованиями ФГОС ООО» рассматри-вают методические рекомендации по системе оценки достижения обучаю-щимися.
Целью данной работы является изучение возможностей достижения личностных результатов для базового уровня обучения учащимися 7 класса.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколь-ко задач:
- рассмотреть понятие универсальных учебных действий (УУД);
- изучить принципы формирования личностных результатов у уча-щихся 7 класса;
- сравнить УМК Л.Л. Босовой и УМК И.Г. Семакина по вопросам личностных результатов, а также способов их достижения;
- изучить результаты экспериментального исследования достижения личностных результатов учащимися базового уровня информатики в 7 классе.
Объектом исследования является процесс достижения личностных результатов учащимися при изучении информатики в 7 классе.
Предметом исследования являются способы достижения личностных результатов учащимися при изучении информатики в 7 классе.
При написании курсовой работы мы использовали следующие ме-тоды исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюде-ние, описание, сравнение, обобщение, анализ данных, анкетирование, мо-делирование.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и спис-ка источников и использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ БАЗОВОГО ОБУЧЕНИЯ
В 7 КЛАССЕ
1.1 Характеристика личностных результатов основного
общего образования
Одной из задач современной системы образования является форми-рование универсальной учебной деятельности. Универсальная учебная де-ятельность разделена на четыре блока: личностный, нормативный, когни-тивный и коммуникативный. Универсальная индивидуальная учебная дея-тельность обеспечивает ценностно-ориентированную и смысловую ориен-тацию учащихся.
Личностные результаты разработки основной образовательной про-граммы достигаются в единстве учебно-воспитательной деятельности ор-ганизации в соответствии с традиционными социально-культурными и ду-ховно-нравственными ценностями, правилами и нормами поведения обще-ства, способствуют процессам самопознания и саморазвития, формирова-нию и саморазвитию, формированию внутренней позиции личности.
Личностные результаты разработки основной образовательной про-граммы должны отражать готовность учащихся руководствоваться систе-мой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта на их ос-нове и в реализации основных направлений образовательной деятельно-сти, в том числе в части:
1. Гражданское воспитание:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других лиц;
- активное участие в жизни семьи, организации, местного сообще-ства, родины, страны;
- противодействие любым формам экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни чело-века;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях граж-данина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в мно-гокультурном и многоконфессиональном обществе;
- представление способов борьбы с коррупцией;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в управлении шко-лой;
- готовность участвовать в гуманитарной деятельности (волонтер-ство, помощь нуждающимся).
2. Патриотическое воспитание:
- осознание российской гражданской самоидентификации в много-культурном и многоконфессиональном обществе, заинтересованность в изучении родного языка, истории, культуры Российской Федерации, ее ре-гиона и народов России;
- признательность за достижения своей Родины – России- за науку, искусство, спорт, технику, военные достижения и трудовые достижения своего народа;
- уважение символов России, государственных праздников, истори-ческого и природного наследия и памятников, традиций разных народов, проживающих на своей родине.
3. Духовное и нравственное воспитание:
- ориентация на морально-нравственные ценности и правила в ситуа-циях морального выбора;
- готовность оценивать свое поведение и действия, поведение и дей-ствия других с моральной и правовой точки зрения, принимая во внима-ние осведомленность о последствиях действий;
- активный отказ от антиобщественных действий, свобода и ответ-ственность личности в условиях индивидуального и общественного про-странства.
4. Художественно-эстетическое воспитание:
- восприимчивость к различным видам искусства, традициям и твор-честву своих и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства обще-ния и выражения;
- понимание ценности национального и международного искусства, роли этнокультурных традиций и народного искусства;
- стремление к самовыражению в различных формах искусства.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмо-ционального благополучия:
- осознание ценности жизни;
- ответственное отношение к своему здоровью и отношение к здоро-вому образу жизни (здоровое питание, правила гигиены, сбалансирован-ные физические нагрузки и отдых, регулярная физическая активность);
- осознавание последствий и отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, курение) и других форм причинения вреда физическому и пси-хическому здоровью;
- соблюдение правил техники безопасности, включая безопасное по-ведение в интернет-среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющим-ся социальным, информационным и природным условиям, включая пони-мание собственного опыта и постановку дальнейших целей;
- способность принимать себя и других, не осуждая их;
- способность распознавать эмоциональное состояние себя и других, способность управлять своим собственным эмоциональным состоянием;
- формирование способности к размышлению, признание своего пра-ва на ошибку и такого же права другого человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функ-ция оценки учения [Текст] : Ш. А. Амонашвили. – М, 1984.
2. Ануфриева. Н. В. Технология самоконтроля в системе разви-вающего обучения [Текст] / Н. В. Ануфриева // Технологии развивающего обучения: сб. науч. трудов. – СПб. : Эпиграф, 2002. – С. 253-255.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные дей-ствия в начальной школе [Текст]: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская/ под ред.А.Г. Асмолова, 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 153с.
4. Беспалъко, В. П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний [Текст] / В. П. Беспалько //Советская педагогика. -1968.- №4.- С. 52-69.
5. Беспалъко, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] : / В. П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 199 с.
6. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обу-чения [Текст] : – М. : Просвещение, 1995. – 143 с.
7. Вертьянова, А. А. Технология критериального оценивания об-разовательных достижений учащихся [Текст] : учебно-методическое посо-бие. – Пермь, 2014. – С. 56-68.
8. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д. Б. Эльконина В. В. Да-выдова [Текст] : / А. Б. Воронцов; – М.: Изд-во Рассказовъ, 2002. – 303 с.
9. Выготский, JI. C. Педагогическая психология [Текст] / JI. C. Выготский: – М., 1991. – 479 с.
10. Гайсина, С. В., Лебедева, М. Б., Горюнова, М. А. Методические рекомендации по нормам оценивания образовательных результатов по информатике в соответствии с требованиями ФГОС ООО» [Текст]: С. В. Гайсина, М. Б. Лебедева, М. А. Горюнова; ГБОУ ДПО ЦПКС «Региональ-ный центр оценки качества образования и информационных технологий». – СПб : ГБОУ ДПО ЦПКС «РЦОКОиИТ», 2015.
11. Дроздикова-Зарипова, А. Р. Педагогические условия и крите-рии содержательной оценки учебной деятельности учащихся средней шко-лы [Текст] : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Р. Дроздикова-Зарипова. – Казань, 2002. – 240 с.
12. Дюдина, Г. М. Оценка знаний как средство активизации учеб-ной деятельности учащихся [Текст] : дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Дю-дина Г. М. – Алма-Ата, 1971. – 171с.
13. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпре-тация [Текст] : В. И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 192с.
14. Зенкина, С. В. Информационно-коммуникационная среда, ори-ентированная на новые образовательные результаты [Текст] : С. В. Зенки-на. – М.: Просвещение, 2007.
15. Иванов, Д. И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д. И. Иванов // Библиотека «Первого сентября». 2007. – 36 с.
16. Колин К. К. Эволюция информатики // «Информационные тех-нологии». 2005 №01. С. 2-16. 2005 № 01. С.2-16.
17. Конасова, Н. Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. Ю. Конасова. М.: КАРО, 2006. – 112 с. 87
18. Королев, М. Ф. Образовательные стандарты и контрольно-оценочная деятельность [Текст] / М. Ф. Королев, А. Г. Поле, Н. В. Романь-кова. – М.: НМЦ ЮВОУ МКО, 1996. – 120с.
19. Кравченко, М. Б. Пути повышения эффективности проверки знаний учащихся [Текст] : М.Б. Кравченко //Формы и методы проверки и оценки знаний учащихся. – Тамбов, 1979. – С.3-18.
20. Красноборова, А. А. Критериальное оценивание в школе [Текст]: учебное пособие / А. А. Красноборова ;Перм. гос. пед. Универси-тет – Пермь, 2010.
21. Кривошапова, Р. Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе [Текст] : Р. Ф. Кривошапова, О.Ф. Силютина // Советская педаго-гика. 1980. – - №11. – С. 60-65.
22. Манзадей, O. A. Проблемы оценки учебных достижений школьников: сб. статей [Текст] : O. A. Манзадей, С. А. Плаксина и др. – Рязань: Рязан. обл. ин-т развития образования, – 1998. – 56 с.
23. Мартынова, А. В., Солодникова, Ю. В. «Система контроля и оценки учебной деятельности учащихся на уроке информатики», Фунда-ментальные науки и образование [Текст] : материалы Международной научнопрактической конференции, Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. 88
24. Маскин, В. В. Алгоритм перехода образовательного учрежде-ния к компетентностному подходу [Текст] : практическое пособие / В. В. Маскин, А. А. Петренко, Т. К. Меркулова ; под ред. В. В. Маскина. – М. : АРКТИ, 2006.
25. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные техно-логии в системе образования: учебное пособие [Текст] / Под ред. Е.С. По-лат. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, – 2008. – 268 с.
26. Система критериального оценивания учебных достижений учащихся [Текст] : методическое пособие / Национальная академия обра-зования им. И. Алтынсарина. – Астана: Национальная академия образова-ния им. И. Алтынсарина, 2013. – 80 с.