Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. У нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста сформирована звуковая сторона речи, умение грамматически правильно формулировать предложения, имеется большой словарный запас. При патологических процессах, приводящих к различным речевым отклонениям, процесс овладения речью деформируется, что может приводить к фонетико-фонематическому недоразвитию.
Фонетико-фонематическое недоразвитие является нарушением процессов формирования произносительной системы речи у детей при наличии различных речевых нарушений, которые приводят к дефектам восприятия и произношения фонем. Правильно сформированная речевая деятельности дошкольников является показателем готовности ребенка к школе, так как устная речь является основой для формирования письменной речи. Поэтому дети дошкольного возраста с недоразвитием фонематических процессов, зачастую испытывают трудности в обучении чтению и письму в школе.
Даже незначительные отклонения фонематического, лексического и грамматического развития старших дошкольников – это серьезное препятствие для усвоения материала учебной программы общеобразовательной школы. Поэтому перед дошкольным учреждениями стоит актуальная задача - развитие речевой деятельности дошкольников: четкое произношение звуков, их различение, овладение артикуляционным аппаратом, правильное составление предложений и выражение своих мыслей.
Дошкольной возраст является благоприятным для выявления и предупреждения возникновения недоразвития фонетико-фонематических процессов. Для коррекции возникших нарушений требуется логопедическая работа, направленная на коррекцию звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, проводимая в дошкольном возрасте.
По мнению многих авторов, в том числе и Н. С. Жуковой, А. Г. Каше, Н. В. Нищевой, М. Ф. Фомичевой, преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи имеет в своей основе развитие активной познавательной деятельности детей, формирование у них процессов наблюдений, сравнений и обобщений в области речевых звуков. Оно достигается путем использования различных видов дидактических игр и игровых упражнений, направленных в первую очередь на развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов. Основное требование к обучению дошкольников – это научить детей правильно узнавать, различать и выделять на слух звуки, слоги, их последовательность в слове, правильно и отчетливо произносить весь звуковой состав слова, а далее и всё слово, и фразу в целом.
Дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Структура дидактической игры, её цель, задачи и игровые действия содержат в себе большие возможности для формирования и развития фонематических процессов. Следовательно, повышение эффективности логопедической работы – систематизация имеющегося материала дидактических игр и приведение его в соответствие с характером и структурой речевого дефекта считается на сегодняшний день одной из актуальных задач логопедии.
Цель: Изучить дидактические игры в логопедической коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть определение фонематических процессов;
2.Изучить формирование фонематических процессов в онтогенезе;
3.Проанализировать особенности развития речи детей с фонетико–фонематическим недоразвитием;
4.Экспериментально выявить уровень развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
5.Разработать комплекс дидактических игр, направленный на развитие фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: Нарушения фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры в логопедической коррекции ФФНР у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: Дидактические игры как средство логопедической коррекции ФФНР у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1 Определение фонематических процессов
В понятие фонематических процессов входят:
– фонематический слух;
– фонематическое восприятие;
– фонематические представления.
Л. С. Волкова раскрыла термин «фонематический слух» как «тонкий систематизированный слух, обладающий способностью совершать операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова». Она также определила фонематическое восприятие как «особые мыслительные действия по различению фонем и установлению звуковой структуры слова», основанные на фонематическом слухе.
Фонематический слух – это способность человека анализировать и синтезировать звуки речи, иными словами, это слух, обеспечивающий восприятие фонем языка. Фонематический анализ – это мыслительное действие по анализу звукового строя слова, то есть разбиение его на последовательные ряды звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично этому определению, под фонематическим синтезом понимаются мыслительные действия по синтезу звуковой структуры слова (слияние отдельных звуков в слоги и слогов в слова). Под фонематическими представлениями понимаются сохраняющиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образуются из восприятий тех слов, которые им предшествовали. [5]
На протяжении многих лет многие ученые, изучающие звуковую сторону речи, не уделяли должного внимания ее восприятию. Они считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и сочетаний, т. е. определяется и развивается посредством моторики, мелких артикуляционных движений. Л. С. Выгодский считал, что «единицей развития детской речи является фонема», что развитие детской речи происходит за счет развития системы фонем, а не за счет накопления отдельных звуков.
Многие исследователи, например А. Р. Лурия, П. К. Анохин, стремились ответить на вопрос, посредством работы каких отделов центральной нервной системы и каких механизмов осуществляется процесс восприятия речи, а именно фонем. Установлено также развитие соответствующих структур головного мозга в разные возрастные периоды. Уже в 1874 г. Э. Вернике доказал, что в коре головного мозга, а именно в его левом полушарии, на границе височной и теменной долей, имеется зона сенсорной речи. При ее нарушении человек может слышать обращенные к нему слова, но не может понять смысла, так как звуковые образы слов хранятся непосредственно в этой области.
Основным законом восприятия фонем является закон восприятия звуковой стороны речи. Л. С. Выгодский ввел понятие «фонематический слух», включающее в себя несколько речевых операций:
– способность слышать этот звук в одном слове;
– возможность различения слов, в состав которых входят одинаковые фонемы, расположенные в разном порядке;
– умение различать слова, сходные по произношению, но разные по толкованию.
Наиболее эффективную методику обучения чтению и письму разработал Д. Б. Эльконин; он опирался на идеи Л. С. Выгодского. Он считал, что для того, чтобы научиться читать и писать, мало пользоваться фонематическим слухом, надо учить детей пользоваться фонематическим восприятием. Он открыл понятие «фонематическое восприятие», которое включает в себя умения:
– определять последовательность звуков в слове;
– определять количества звуков в слове;
– распознавать положение звука в слове (начало, середина или конец слова).
Также, Д. Б. Эльконин устанавливает наличие фонематического анализа в фонематическом восприятии, которое в свою очередь включает:
– определение последовательности фонем в слове;
– установление дифференцированной функции фонем;
– выделение основных фонематических оппозиций, характерных для данного языка. [7]
Так, Д. Б. Эльконин доказал необходимость обучения детей навыкам фонематического анализа до того, как они начнут писать. В ходе развития логопедии многие исследователи отмечали, что при нарушении произношения в разной степени ухудшается восприятие нарушенного звука (Р. Э. Левина, А. Р. Лурия, Ф. А. Рау, Э. Ф. Рау, М. Э. Хватцев, Н. Х. Чвачкин).
Такие исследователи, как Л. Е. Левина, В. К. Орфинская в своих работах установили, что у детей с нарушением произношения и восприятия фонем процессы формирования артикуляции и восприятия отдельных звуков являются незавершенными. Таким образом, фонематическое восприятие играет важную роль для полноценного развития звуковой стороны речи. [3]
Н.Х.Швашкин способствовал изучению фонематических процессов. Он выявил порядок, в котором дети усваивают фонематические различия, а также установил важные закономерности в восприятии фонем. Ученый считал, что фонематическое развитие проходило в несколько этапов:
1) Различение гласных звуков;
2) Различение согласных.
Такие исследователи, как Л.Е. Левина, В.К. Орфинская в своих работах
В процессе прохождения этих стадий формируются фонематические различения, которые состоят из нескольких ступеней:
1) различение гласных;
2) различение наличия согласных;
3) различение сонорных и артикулируемых шумных;
4) различение твердых и мягких согласных;
5) различение сонорных;
6) различение шумных.
Взгляды Н.Х. Швачкина разделяли и другие исследователи, такие как А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков. Они считали необходимым развивать высшие формы фонематического слуха, при которых дети могли бы анализировать слоговую структуру слова. То, что было названо Д.Б.Элькониным «фонематическое восприятие» А. Гвоздев считает, что «ребенок хотя и замечает разницу между отдельными звуками, но самостоятельно не разлагает слова на звуки». Таким образом, ребенок не может самостоятельно анализировать слоговую структуру слова, ему требуется своевременная и квалифицированная помощь.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волкова, Т. А. Рабочая программа для логопедического пункта ДОО [Текст] / Т. А. Волкова // Дошкольная педагогика. – 2015. – №5. – С. 48–52.
2. Ворошнина, Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей : учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. – 2–е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 291 с.
3. Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи / А.М. Горчакова // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской 56 научно–практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» – Самара, СГПУ, 2003. – С.70–83
4. Зернова, Л. П. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия» , 2014. – 256 с.
5. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4–5 лет. Учебно–методическое пособие. – М.: Ювента – 2016г – 96с.
6. Мелкозёрова, Е. В. Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению фонетического и фонетико–фонематического недоразвития речи у детей 5–7 лет общеразвивающего ДОУ, не имеющего в своей структкре специализированных групп / Е. В. Мелкозёрова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 479–490.
7. Морозова, Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в логопункте [Текст] / Л. Н. Морозова // Логопед. – 2015. – №7. – С. 65–71.
8. Чумакова, И. Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / И. Чумакова, Е. Горбунова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №1. – С. 69–83.
9. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д.Б. Эльконин. – 6–е изд., стер. – Москва: Академия, 2011. – 383с.
10. Якунина В.А. Трудные звуки и буквы Ж и Ш: задания для профилактики нарушений письма [Текст] / В.А. Якунина. – М.: Сфера, 2014. – 64 с.