Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как и любое социальное явление, язык постоянно развивается. Этот процесс непосредственно связан с развитием общества: ростом экономики, прогрессом во внешней и внутренней политике страны, с появлением разного рода инноваций, культурным и научным процессами. По мнению лингвистов, именно это даёт толчок для создания новых слов и внедрения их в лексический состав языка.
Лексический запас языка может обогащаться разными путями. Это и создание новых единиц путём словообразования или переосмысления уже существующих слов, и заимствование слов, которые обычно активно перерабатываются в языковой системе, функционируя как неологизмы до тех пор, пока не потеряют своей новизны в сознании носителя языка.
В современной науке о языке «вопрос о том, что такое неологизм в собственно лингвистическом смысле, по-прежнему остается открытым». Традиционно под неологизмом понимается «новое слово, выражение или новое значение уже существующего слова, вновь появившееся в языке на определенном этапе его развития.
В текстах современных средств массовой информации, призванных освещать самые актуальные тенденции в жизни общества, активно используются неологизмы, возникшие как в результате заимствования из других языков, так и путем переосмысления значения уже существующих слов. Обладая способностью передавать дух эпохи, неологизмы демонстрируют динамичность языка, его взаимосвязь с теми процессами, которые происходят в обществе, выступают сильнейшим средством воздействия на читателя.
Недостаточная разработанность темы исследования обусловила цель работы: теоретически обосновать направления исследования неологизмов и практически проанализировать введение неологизмов в тексте публицистики.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1. Рассмотреть основные направления неологизмов в лингвистике.
2. Изучить основные классификации неологизмов.
3. Проанализировать тенденции использования неологизмов в современной русской публицистике.
4. Выявить источники пополнения языка газеты новыми словами и словосочетаниями
5. Охарактеризовать неологизмы, используемые в современных массмедиа.
Объект исследования - основные характеристики и виды неологизмов в современной лексикологии. Предмет исследования - определение особенностей использования и введения неологизмов в современной периодике.
1.2 Цели употребления неологизмов в текстах
Общеизвестно, что пресса как важная составная часть массовой коммуникации распространяет вкусы, жизненные приоритеты типы поведения, в том числе речевого. Поток информации в СМИ и активизация социально-политической жизни под влиянием выборов и других общественных форм деятельности вызвана потребностью языка и непрерывной журналистской практики.
В современном обществе информация играет ведущую роль. Одним из наиболее быстрых способов ее распространения являются средства массовой информации. Они отражают актуальные явления, характерные для определенной культуры. Поэтому публицистика – наиболее богатая разновидность литературы, которая имеет две основные функции – функцию сообщения и функцию воздействия, «взаимодействие которых определяет употребление слова в публицистике» . Функция сообщения заключается в использовании нейтральной лексики, наибольшую часть которой занимает политическая и экономическая лексика. Функция воздействия же определяет необходимость использования оценочных средств выражения.
Для реализации этих функций, а в особенности последней, в прессе активно используются неологизмы. Их главная роль здесь заключается в обозначении новых явлений, а также придании образности тексту. При этом неологизмы в прессе могут оказывать на читателей как положительное, так и отрицательное влияние. Некоторые из них помогают читателям понять основную мысль написанного, другие, наоборот, могут запутать и сбить с толку . В любом случае, наличие совершенно новой лексики привлекает внимание читателя.
Что касается наиболее распространенных неологизмов в прессе, то нередко здесь можно встретить слова-окказиционализмы. Авторы-журналисты создают эти слова с помощью уже существующих форм и используют их с целью привлечения внимания за счет эмоциональной окраски и новизны.
Заимствование иностранных слов также играет большую роль в языке прессы.
Анализ функционирования существительных-неологизмов в публицистических текстах
Проблема использования новой лексики в СМИ уходит корнями в проблему функционирования новообразований в языке как таковом. Динамично развивающиеся социально-экономические явления и процессы требуют новых лексических единиц для поименования новых знаний, а имеющиеся языковые ресурсы, как правило, обозначают уже известную реальность.
Культурно-речевая ситуация в современной журналистике даёт немало примеров словесных новшеств. Поскольку язык публицистики вступает в глобальную систему коммуникаций, в связи с чем лексический запас значительно расширяется, внутри языковой среды происходит активное взаимодействие газетного языка с литературой и Интернетом. Современные тексты СМИ во многом позволяют судить о текущем уровне языковой культуры. Характерное для современного медиадискурса различное видение фактов действительности зачастую является результатом её интерпретации, а игра со смыслами и значениями, в свою очередь, порождает многообразие интерпретаций, объяснений, толкований, прочтений. В результате мы наблюдаем определённый «круговорот» оценочных интерпретаций одного и того же события в различных СМИ, а большинство слов и выражений, выходящих на первые места за последние годы, имеют сильную эмоциональную, экспрессивную составляющую как следствие экспрессивизации всего дискурса в целом.
Язык СМИ быстро осваивает только что появившиеся слова и также быстро забывает их. Г. Я. Солганик вторит В. Н. Ярцевой и отмечает, что неологизмы в средствах массовой информации «отражают все перемены, происходящие в жизни общества, и являются его «номинативными последствиями» социальных изменений . Исходя из этого мы сразу можем выделить номинативную функцию неологизма. Номинативная функция - это первичная новая когниция, поскольку новые слова появляются в результате обозначения новых понятий, явлений, предметов, освоенных социумом. Для большинства неологизмов она является основной .
В данном случае слова служат для обозначения новых понятий, например: в сфере информатики (закладка, сервер, сайт, ноутбук, файл); в сфере экономики (брокер, акция, маркетинг, рейтинг, менеджер); в сфере политики (инаугурация, импичмент, экстрадиция, конгрессмен, парламент), в сфере лингвистики (категоризация, концептуализация) и т. д.
Журналист всегда должен пытаться донести более чёткую, понятную и доступную для всех информацию . Как поясняется в статье Л. В. Рацибурской и В. А. Тропкиной, средства массовой информации всегда отличались от всех сфер деятельности своей точной субъективной оценкой, а с появлением неологизмов появилась также функция демократизации языка и функция освобождения от нормативности, повышения уровня речевой агрессии . Одним из самых распространенных в газетной речи средств выражения негативного отношения к кому-, чему-либо является лексика с оценочной семантикой (плохой, вопиющий, отвратительный, неудачно, мазила, глупец и т. п.) . В некоторых случаях оценочная функция слова оказывается намного важнее номинативной, ведь так мы получаем не только информацию о предмете, но и выявляем отношение автора к нему.
СМИ полноправно являются главными носителями информации и связующим звеном формирования общественного мнения. Следовательно они выполняют роль языкового фильтра, ведь чрезмерное употребление неологизмов делает речь непонятной и недоступной для массового общества. Поэтому должна быть мера разумного употребления заимствования, когда это придаёт речи большую точность. Журналисту очень важно полностью отслеживать материал, в зависимости от тематики, аудитории и т. д.
К основным причинам употребления новых слов в современных СМИ Е. Ю. Скороходова и М. М. Щеголева относят:
Заключение
В результате проведенного исследования мы можем сформулировать следующие выводы.
В современном мире ускоряется процесс глобализации, отражаясь не только в экономике, политике и общественной жизни, но и в речи индивида, что выражается в появлении новых слов и словосочетаний. Новые слова и словосочетания, а также новые значения уже знакомых слов называются неологизмами . Изучением данного явления занимается неология - раздел языкознания, уделяющий особую роль разновидностям, способам образования и употребления неологизмов.
Существует большое количество определений понятия «неологизм».
Научно-технический прогресс, а также колоссальное влияние западной культуры являются основными факторами, обеспечивающими возникновение и распространение неологизмов. С каждым днём все больше и больше новых слов или новых значений уже известных слов и словосочетаний проникают в нашу речь. Нельзя однозначно сказать о характере таких изменений, но стоит принять во внимание тот факт, что это является неотъемлемым условием развития языка, поскольку никакие сферы жизни человека не обходятся без изменений и, как следствие, внедрения новой лексики в человеческий язык и речь.
Общеизвестно, что пресса как важная составная часть массовой коммуникации распространяет вкусы, жизненные приоритеты типы поведения, в том числе речевого. Поток информации в СМИ и активизация социально-политической жизни под влиянием выборов и других общественных форм деятельности вызвана потребностью языка и непрерывной журналистской практики.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андрейченко Е. В. Возрожденная лексика русского языка в пространстве и времени культурного контекста // Болгарская русистика. София. 2006. № 3 - 4. С. 46-53
2. Беспалова Е. А., Кондратьева Д. О. Структурные особенности публицистических текстов (на примере печатных изданий «Курская неделя» и «Регион 46») // Стратегия развития региональных СМИ: проблемы и перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2015. С. 80-83
3. Беспалова Е. А., Конева М. В., Тутов А. П. Специфика употребле¬ния неологизмов в текстах региональных печатных СМИ // Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве: материалы VI Всероссийской научной конференции школьников, студентов и аспирантов. Курск, 2015. С. 28-33
4. Борщева, Н. Н. Особенности культурно-речевых процессов в современных СМИ / Н. Н. Борщева // Язык – текст – дискурс: проблемы интерпретации высказывания в разных коммуникативных сферах : материалы международной научной конференции. – Самара : «Универс групп», 2011. – С. 76–78
5. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. М.: Просвещение, 1973.
6. «Говорите по-русски» - русско-русский словарь иностранных слов [Электронный ресурс] / под ред. И. Мостицкого. URL: http://speak_russian. academic.ru
7. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс]. URL: https://www.efremova.info/
8. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2006
9. КотеловаН.З. Избранные работы. СПб.: Нестор-История, 2015
10. Линь Е., Кончакова С. В. Прагматические функции неологизмов в современных СМИ // Вестник ТГУ. 2015. Т. 20, вып. 11 (151)
11. Лотте Д.С. Вопросы заимствования и упорядочения иноязычных терминов и терминоэлементов. М.: Наука, 1982
12. Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). М.: Высш, школа, 1976
13. Петрова Н. Е., Рацибурская Л. В. Язык современных СМИ. Средства речевой агрессии: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2013. – с. 34
14. Полякова Г. Б., Босова М. В. Проблемы языковой культуры в современном российском обществе // Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве: материалы VI Всероссийской научной конференции школьников, студентов и аспирантов. Курск, 2015. С. 152-157
15. Попова Т. В. Русская неология и неография. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. – с. 4
16. Рацибурская Л. В., Торопкина В. А. Словообразовательные неологизмы с негативной оценочностью в текстах СМИ // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 6 (2). С. 187-191
17. Региональное печатное издание «Городские известия» [Электронный ресурс]. URL: http://gikursk.ru
18. Региональное печатное издание «Друг для друга» [Электронный ресурс]. URL: http://www.dddkursk.ru
19. Региональное печатное издание «Курская неделя» [Электронный ресурс]. URL: https://kurskweek.com
20. Региональное печатное издание «Моё!» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// moe-kursk.ru
21. Сенько Е.В. Инновации в современном русском языке. Владикавказ: Ир, 1994
22. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999
23. Солганик, Г.Я. Стилистика текста. М.,1997.
24. Стасевич Ю.Ю., Шульженко А.С. К вопросу об употреблении неологизмов в СМИ (на материале немецкой прессы) // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2017. №4 (27). С. 97-103
25. Степыкин Н. И. Типология реакций: в поисках путей решения проблемы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2017. Т. 7, № 2 (23). С. 70-79
26. Степыкин Н. И., Полхова Ю. А. Анализ коммуникативных стратегий и тактик в ситуации конфликта (на материале телесериала Scrubs) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 37, № 3. С. 442-450
27. Суровцева Е. В. О возрожденной лексике в русском языке конца XX - начала XXI в. (на материале российских православных журналов) // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке / под ред. М. Н. Володиной. М.: Академический проект, 2011
28. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940
29. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М.: Стереотип, 2019.
30. Шапошников В. Н. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении / В. Н. Шапошников. – Москва, 1998.
31. Язык современной публицистики: сб. ст. / сост. Г. Я. Солганик. М.: ФЛИНТА, 2017
32. Ярцева В. Н. Неологизмы [Электронный ресурс] // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. URL: http:// tapemark.narod.ru/les/331b.html