Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В современной образовательной среде говорят о настоятельной потребности общества в творческой инициативе каждой личности. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении развития способностей и активности младших школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) НОО и основные образовательные программы начальной школы также ориентированы на развитие познавательного интереса младших школьников.
Познавательный интерес и активность детей формируются в процессе субъект - субъектных отношений учителя и ученика. Это происходит в ходе реализации целостного учебно-воспитательного процесса и на каждом уроке. Но прежде чем учителю выйти на творческий уровень взаимодействия с учениками, ему необходимо сформировать у детей необходимый запас соответствующих знаний, умений и навыков по своему предмету. И если на уроках усвоения нового знания - дети эти знания получают в готовом виде, то в системно – деятельностном подходе они должны демонстрировать, насколько успешно они эти знания и навыки могут применять на практике.
Наличие познавательных способностей позволяет младшему школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, но и эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Познавательный интерес и активность позволяют формировать им личностно значимые качества, которые позволят детям в дальнейшем успешно реализовывать свои задатки и способности.
Педагогическая наука и практика накопили большой опыт
использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих
познавательные силы учеников. Методологическую основу составили труды известных ученых Л.Б. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, М.О. Данилова, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернер, Г.И. Щукиной и др.
Несмотря на то, что проблема познавательных интересов у младших
школьников широко освещена в педагогических исследованиях и научных
трудах, она и в настоящее время является актуальной и сложнейшей психолого-педагогической проблемой. Активизация процесса обучения создает возможность преодоления следующих противоречий:
- между требованиями общества к начальному образованию и общепринятым опытом обучения;
- между педагогической теорией и практикой.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: с помощью каких игр необходимо развивать познавательный интерес младших школьников на уроках окружающего мира? Вышеперечисленное обусловило выбор темы работы «Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира с использованием игры».
Объект исследования: познавательный интерес младших школьников.
Предмет исследования: дидактические игры на уроках окружающего мира.
Цель исследования: изучить особенности дидактических игр как средства развития познавательного интереса у младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательного интереса младших школьников будет успешным, если:
-содержание дидактических игр будет направлено на развитие познавательного интереса младших школьников;
-при выборе дидактических игр будут учтены особенности психического развития младших школьников.
Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1. Изучить психологические особенности младших школьников.
2. Раскрыть понятие познавательный интерес младших школьников.
3. Выявить педагогические условия и особенности развития познавательного интереса младших школьников.
4. Изучить особенности дидактических игр направленных на развитие познавательного интереса младших школьников.
5. Подобрать комплекс диагностических методик направленных на выявление уровня сформированности познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.
Методологической основой исследования являлись:
- личностно ориентированный подход (И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и др.);
- системно – деятельностный подход (Б.П. Битинас, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов и др.).
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
Теоретические – анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и диссертационных работ по теме исследования; классификация; моделирование;
Эмпирические – опросные методы, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась научно-методологической обоснованностью программы исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, задачам и гипотезам; репрезентативностью выборки; апробацией результатов исследования.
База исследования:
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников и приложений. Работа изложена на 32 страницах. Список используемых источников включает 25 наименований.
ГЛАВА I. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира с использованием игры
1.1 Психологические особенности младшего школьника
Психологические особенности младшего школьника необходимо рассматривать для того, чтобы учитывать особенности данного возраста в образовательно-воспитательном процессе. Чтобы понять специфику мотивов младшего школьника, необходимо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Педагог в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности детей, но при этом сталкивается с трудностью определения преемственности переходных возрастов, к примеру, при определении того, с какими возрастными особенностями приходит ребёнок из детского сада в начальную школу [11].
До недавнего времени ведущей деятельностью ребёнка в ДОУ была игровая деятельность. Придя в начальную школу, ребёнок не перестал интересоваться игрой. Но в настоящий момент его ведущей деятельностью стала учебная деятельность. Очевидно, что слишком быстрое замещение игры занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. В этом случае можно говорить о том, что если игры не занимают в жизни ребёнка места, подобающего ведущим деятельностям, то это приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к обучению в школе. Игра как ведущий вид деятельности не прожита ребёнком до конца и остается актуальной не только в первом классе, но и во втором, и далее. Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего образования. В младшем школьном возрасте есть многие благоприятные условия для целенаправленного формирования личности ребёнка и для развития его интеллектуальных способностей.
Учение – это ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой. Очевидно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В.В. Краевский, А. А. Вербицкий, Дьяченко В.К. и др. пытались найти наиболее эффективные методы обучения с целью активизации и развития у школьников познавательного интереса к содержанию обучения.
ФГОС НОО сегодня помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует также формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), регулятивными, познавательными и коммуникативными. Можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий это один из современных приоритетов начального образования. Их развитие будет достаточно сильно зависеть от познавательного интереса и познавательной активности младшего школьника. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание в основном на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений и навыков, который должен был освоить младший школьник. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету [3].
Сегодня становится очевидным, что требования к уровню подготовки ребёнка по конкретным предметам не означают его успешной социализации в будущем. Сейчас много говорят о том, что конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, но, в том числе, и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Это связано, в том числе и с тем, что имеющаяся информация достаточно быстро обновляется. Любому ученику необходимо усвоить определенный объем знаний, но при этом освоить и содержание универсальных учебных действий в рамках каждого учебного предмета, который изучают в школе.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимают совокупность обобщенных действий школьника и связанных с ними умений и навыков учебной работы, которая обеспечивает способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей [20].
Регулятивные действия обеспечивают ученикам организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения содержания. Познавательные действия включают в себя общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблем. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, в том числе, перерабатывать и усваивать ее. При необходимости ученик должен уметь осуществлять поиск недостающей информации и понимать необходимые тексты. В соответствии со своим возрастом, младший школьник должен уметь самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в школе / учебное пособие. - Сост. Т.Г. Мухина. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
2. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
3. Бирюкова, Е.А. Поисковая учебно-познавательная деятельность обучаемого как залог успешности обучения // Инновации и инновационные технологии в системе образования: материалы III научно-практической конференции 20-21 февраля 2013 года. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «So-ciosféra-CZ», 2013. – С. 36 – 37 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/235/79235/files/sociosphera-k-02-20-13.pdf (Дата обращения 20.03.2023).
4. Братцева, Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы / Г.Г. Братцева // Философия образования: сборник материалов конференции. Вып. 23. – СПб., 2002. – С. 336 - 345.
5. Буравлева, Н.А. Личностное развитие школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения / Н.А. Буравлева, Н.К. Грицкевич // Вестник ТГПУ. – 2014. – No 1 (142). – С. 21 - 26.
6. Бывшева, М.В. Проектирование уроков в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода / М.В. Бывшева // Пермский педагогический журнал. – 2016. - No 8. – С. 33 – 37.
7. Вальвакова, Т. В. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира / Т. В. Вальвакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5894/ (дата обращения: 24.03.2023).
8. Васильева, Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т.С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире [Текст]: материалы IV Mеждународной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Реноме, 2014. – С. 74 - 76.
9. Володин, А.А. Анализ содержания понятия «организационно- педагогические условия» /А.А. Володин, Н. Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. – 2014. - No6. – С. 143 – 152.
10. Гершановская, Е.В. Викторина как форма игры в обучении с целью активизации познавательной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/640207 (Дата обращения 20.03.2023).
11. Дворковая, М.В. Образовательная игра как современное направление развития активного обучения [Текст] / М.В. Дворковая, Е.А. Куренкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Том 8. - No 1/2. – С. 191 – 195.
12. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2005. – No 3. – С. 68 - 79.
13. Демкин, В.П. Инновационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.tsu.ru/files/pub2007/36_2007_demkin.pdf (Дата обращения 20.03.2023).
14. Елистратова, С.И. Основные условия повышения качества обучения в современной школе / С.И. Елистратова // Альманах современной науки и образования. – 2013. – No 5 (72). – С. 68 - 70.
15. Жданко, Т.А. Системно - деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации / Т.А. Жданко // Magister Dixit. – 2012. – No 4. – С. 183 - 189.
16. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения. Рекомендации по разработке и применению / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
17. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения: методическое пособие / Е.А. Аникушина, О.С. Бобина, А.О. Дмитриева и др. – Томск: В-Спектр, 2010. – 212 с.
18. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.К. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - No1. - С. 8 - 14.
19. Канзафарова, Р.Х. Системно - деятельностный подход – методологическая основа требований ФГОС / Р.Х. Канзафарова // Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования. Сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – С. 5-10.
20. Ксензова, М.Р. Дидактические игры на уроках окружающего мира как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников / М.Р. Ксензова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2017. – С. 18 – 23.
21. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (Дата обращения 20.03.2023).
22. Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования / сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – 53 с.
23. Шамис, В.А. Активные методы обучения / В.А. Шамис // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2011. – No 14. – С. 19 - 23.
24. Шахмартова, О.М. Активные методы обучения / О.М. Шахмартова. – Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2011. – 131 с.
25. Шувалова, И.А. Проблемно-поисковый подход к преподаванию курса «Окружающий мир» в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1535/17268 (Дата обращения 20.03.2023).