Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы обусловливается огромной ролью, которую играет фольклор в жизни подрастающего поколения. Фольклор должен стать неотъемлемой частью жизни ребенка как в детском саду, так и дома, так как его использование развивает образную речь, словарный запас, гибкость мышления и логику, что положительно сказывается на дальнейшем развитии ребенка и помогает в учебе и жизни.
Изучение вопросов развития речи в дошкольном возрасте обусловлена постоянно меняющимися характеристиками современного общества, его культуры и владением речи в целом. Произошедшая компьютеризация как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизнедеятельности человека не всегда оказывает положительное влияние на развитие и формирование речи подрастающего поколения, ведь именно мы выступаем неким инструментом в передаче опыта и Культурного наследия богатого русского языка.
Современный ритм жизни практически каждого человека, уход от реальных проблем в виртуальные социальные сети сводят к минимуму установление полноценного общения с детьми. Дети же в свою очередь, подражая значимым для него взрослым, уже в раннем возрасте тянутся к компьютерам, гаджетам и телевизорами.
Всё это негативно сказывается на развитии речи уже в дошкольном возрасте и становится причинами возникновения различных проблем, среди наиболее распространённых можно выделить: малочисленные словарный запас, не соответствующий возрастному этапу развития: искажение большинства употребляемых слов: не умение высказывать свои мысли, нежелание занимать активную позицию в процессе общения. Также результатами нарушения речевого развития дошкольников становятся: фонетической, лексической и грамматической сторон речи, темпов ее формирования.
Фольклор – устное народное творчество, соединяющее в своих произведениях элементы словесного, музыкального, театрального искусства.
Вопросы ознакомления дошкольников с фольклором рассматривались в работах Т.С. Комаровой, А.П. Усовой, О.С. Ушаковой и др. Исследователи отмечают, что работа с малыми жанрами народного творчества, игровым фольклором имеет немало достоинств.
Народная мудрость сопровождает человека на разных этапах его развития, благотворно влияя на его физическое, эмоциональное, духовное становление.
Ребёнок ещё до своего рождения, находясь в утробе матери, воспринимает её речь, нежный голос, и, когда он появляется на свет Божий, одно из первых произведений, которое он слышит, – это колыбельная – древнейший жанр фольклора. И на протяжении всего периода от рождения до школы в жизни маленького человека «красной нитью» для его воспитания и развития речевых способностей используются фольклорные произведения.
Таким образом, устное народное творчество – это не только главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, но и огромный потенциал в речевом развитии дошкольников.
Объект исследования: процесс развития речи дошкольников.
Предмет исследования: фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить развитие речи детей дошкольного возраста средствами фольклора.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Выявить содержание и особенности речевого развития детей дошкольного возраста в разных возрастных группах;
• Изучить особенности использования фольклора в процессе речевого развития детей дошкольного возраста в разных возрастных группах;
• Разработать конспект занятия по развитию речи с использованием фольклора в подготовительной к школе группе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические основы развития речи у детей дошкольного возраста с использованием фольклора
1.1. Содержание и особенности речевого развития детей дошкольного возраста в разных возрастных группах
Проблема речевого развития детей рассматривается в различных областях наук: педагогике, психолингвистике.
Проблемами изучения условий речевого развития детей старшего дошкольного возраста занимались такие авторы как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, О. И. Соловьева и др.
Речь — это общение, контакт между людьми, обмен мыслями и чувствами, информацией. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Главной характерной чертой речи является связность. Связная речь отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно его выражать. Судить об уровне речевого развития ребенка можно по тому, как он строит свои высказывания. Выделяют три группы традиционных методов развития речи детей дошкольного возраста: наглядные, словесные и практические.
К практическим методам М. М. Алексеева и В. И Яшина относят разнообразные игры: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры и так далее.
Речевая деятельность начинает развиваться с момента рождения ребенка, когда новорожденный воспринимает звучащую речь и реагирует на нее.
Основатель отечественной психолингвистики как теории речевой деятельности А. А Леонтьев выделил четыре этапа речевого развития:
I – подготовительный (от одного года); происходит подготовка к овладению речи, т.е. у ребенка развиваются такие голосовые реакции как крик, плач, начинает формироваться речевой аппарат: дыхательный, голосовой, артикуляционный. Ребенок начинает реагировать на голос говорящего, появляется гуление, лепет, ребенок начинает слышать звуки, видеть шевеление губ говорящего. К концу первого года у ребенка появляются первые слова.
II – преддошкольный (до трех лет); это этап формирования предпосылок к формированию активной речи. Формируется ситуативная речь, это когда ребенок говорит слово, и это слово может относиться к разным ситуациям, которую ребенок сопровождает жестами, мимикой (пример: «киса», пришла киса, реклама, где показывают кису, или где киса и т. д.). Постепенно слово приобретает обобщенный характер. На этом этапе накапливается запас слов. Формируется грамматический строй речи.
III – дошкольный (до семи лет); увеличивается словарный запас детей, развивается грамматический строй речи, на этом этапе развивается навык владения связной речью. В своей речевой деятельности дети начинают пользоваться простыми и сложными предложениями, овладевают всеми видами и функциями речевой деятельности.
IV – школьный: дети овладевают письменной речью .
А. А. Леонтьев выделил 4 вида речевой деятельности: слушание/аудирование, говорение, чтение, письмо, которые проявляются в устной и письменной форме. Кроме этого, психологи выделяют внешнюю и внутреннюю речь .
А. Н. Пономаренко выделяет три функции речи: межиндивидуальную, внутрииндивидуальную, общечеловеческую функции речи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 2009
2. Выготский Л. С. Мышление и речь / Собрание сочинений в 6 томах. Т.2. – М.: Педагогика, 1982
3. Детский русский фольклор: учебно-методическое пособие / авт.- сост. О.В. Слонь. Оренбург: ГБУ РЦРО, 2018
4. Зотова И.В. Значение загадки, как одного из малых фольклорных жанров, в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, Э.И. Гафарова // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2017. № 55. С. 118-122.
5. Зотова И.В. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования / И.В. Зотова, С.Л. Литвиненко // Наука и образование сегодня. М.: «Проблемы науки», 2017. № 5 (16). С. 49–52.
6. Капица Ф.С. Русский детский фольклор: учебное пособие. / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 320 с.
7. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: КомКнига, 2005
8. Леушина А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей / А.М. Леушина // Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. М., 2002. С. 81–90.
9. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
10. Мельник, Т. А. Обогащение лексики старших дошкольников посредством использования художественной литературы и малых жанров фольклора / Т. А. Мельник // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы : Сборник научных статей ХI Международного научно-практического семинара, Барановичи, 26–27 марта 2020 года. – Барановичи: Учреждение образования "Барановичский государственный университет", 2020. – С. 146-147.
11. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. / М.Н. Мельников. Новосибирск, 1985. 243 с.
12. Померанцева Э.В. Собирайте фольклор. В кн Э.В. Померанцева. О русском фольклоре. М., 1977. 321 с.
13. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с литературой / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М.: Просвещение, 2003. - 114 с.
14. Ушакова, О. С. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. В. Струнина. // Дошк. воспитание. - 1998. - № 9. - 191 с.
15. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения/Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии - Режим доступа: https:// ru.wikipedia.org/ wiki
16. Фольклор народов России: в 2 т. М.: Дрофа, 2007. Т. 1. – с. 7
17. Хрестоматия для дошкольников 2–4 года: пособие для воспитателей детского сада и родителей / сост. Н.П. Ильчук и др. 1-е изд. М.: АСТ, 1999
18. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность: Учеб. пособ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004
19. Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов / Д.Б. Эльконин. М.: Знание, 1976. 64 с.