Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы нравственного совершенствования и воспитания человека всегда волновали общество. В настоящее время, когда жестокость и насилие встречаются все чаще, все более актуальной становится проблема нравственного воспитания. Пробелы и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострением противоречий жизни. Современные ученые отмечают, что в настоящее время ярко проявляется болезнь народного духа, распространяется пессимизм, безысходность и безысходность. И в школе такие явления налицо. Дети ни во что не верят, не знают своих корней, размывается чувство коллективизма, нет у детей желания помогать друг другу, нет доброжелательности сострадания к товарищу.
В связи со сложившейся в обществе ситуацией возникла необходимость разработки новых требований к системе образования и их закрепления в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденном Минобрнауки России. Федерации в августе 2022 года. В рамках стандарта разработана концепция нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно Концепции, понятия социализации, фундаментальные национальные ценности и идеалы и др. четко определены, дается подробная характеристика нравственных качеств гражданина России.
Нравственность – это моральное качество человека, определенные правила, которыми руководствуется человек в своем выборе.
В частности, отечественные педагоги, такие как Н.Е.Щуркова, Л.И. Гриценко, Н.В.Аникеев, С.В.Кульневич, Т.Ю. Сычева, В.Т. Чепиков, М.В.Куранова, и др. Все эти требования могут быть удовлетворены только в насыщенной внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в формировании и развитии личности ребенка, совершенствовании заложенной в нем природы и содействии коррекции нравственных качеств.
Исходя из вышеизложенного, возникают противоречия между запросом общества и государства на формирование высоконравственного, ответственного, творческого, предприимчивого и компетентного гражданина России.
Актуальность темы работы «Развитие нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности» обусловлена тем, что в современном мире человек живет и развивается в окружении разнообразных источников сильного воздействия на него, как положительно и отрицательно, которые постоянно влияют на формирование нравственности.
Объект: нравственных качества младших школьников.
Предмет: развитие нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель: изучить влияние внеурочной деятельности на развитие нравственных качеств младших школьников
Задачи:
1. рассмотреть сущность нравственных качества младших школьников и особенности их формирования;
2.проанализировать понятие и сущность внеурочной деятельности в системе образования Российской Федерации;
3. выявить особенности формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности;
Методы изучения: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;
Практические: анкетирование; беседы с использованием ситуаций морального выбора.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников
В рамках внедрения нового Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования второго поколения (ФГОС НОО), а также умственного, физического и профессионального образования особое внимание уделяется нравственности, от которой во многом зависят остальные компоненты образования и что предполагает духовное становление и развитие личности человека и его ценностных ориентаций. В соответствии со стандартом на уровне начального общего образования достигаются: формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся; духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее принятие ими нравственных норм, нравственных установок, национальных ценностей [6].
Именно младшие школьники оказываются в наиболее сложной ситуации, так как формирование их жизненной позиции и мировоззрения происходит в ситуации, когда отвергаются старые ценности и к достижению которых стремится общество. еще полностью не определены.
В соответствии с ФГОС основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, что особенно продуктивно на занятиях по литературному чтению.
Мыслители разных веков по-разному трактовали понятие нравственности. Еще в Древней Греции, в трудах Аристотеля, о нравственном человеке говорилось: «Человек совершенного достоинства называется нравственно прекрасным... Ведь речь идет о нравственной красоте добродетели: справедливого, мужественного, благоразумный человек. и вообще обладая всеми добродетелями, о человеке говорят, что он нравственно прекрасен» [4]. Понятие нравственности отождествляется с понятием нравственности.
По Лихачеву Б.Т., «...мораль - это нормы, принципы, правила поведения людей, а также само поведение людей (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, выражающие нормативную регуляцию отношений людей друг с другом. и общественное целое (коллектив, класс, народ, общество)» [13].
Лазарук М.А. толковал слово нравственность как «нравственное учение, правила воли, совесть человека». С годами изменилось понимание морали.
В.А. Сухомлинский говорил о необходимости заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». «Непоколебимый фундамент нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость не доступны человеческому постижению. видит, делает и наблюдает» [16].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2016. - 318 c.
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М.: Просвещение. 2015. – С. 36-39.
3. Бондырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М: Просвещение. 2014. – С. 51-54.
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение. 2014. 223 с.
5.
6. Еремина А.Л. Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы в контексте ФГОС НОО / А.Л. Еремина // Вестник научных конференций. – 2018. - № 6-1 (34). – С. 41-42
7. И.А.Каиров, О.С.Богданова Азбука нравственного воспитания / О.С.Богданова И.А.Каиров. - Москва: Огни, 2018. - 163 c.
8. Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М: Просвещение. 2012. – С. 42-51.
9. Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников. М.: Просвещение. 2013. – С. 28-32.
10. Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. - М., ТЕИС. 2015. – С. 21-25.
11. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы // // Начальная школа. 2016. №7. – С. 21-29.
12. Нечепаева С.А., Шамшева Г.В. Системная организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках линейного расписания / С.А. Нечепаева, Г.В. Шамшева // Вестник Воронежского института развития образования. – 2019. - № 3. – С. 191-195
13. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981.
14. Сиротина И.С. Внеурочная деятельность в начальной школе / И.С. Сиротина // Альманах мировой науки. – 2017. - № 3-2(18). – С. 101-103
15. Степанов, П.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов. - М.: Педагогический поиск, 2017. - 468 c.
16. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 3. - М., 1979. - 217 с.
17. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 1999.
18. Цветкова, М. С. Информатика. Математика. 3-6 классы. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. - 128 c.
19. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников./ И. Ф. Харламов // — М.: ЮРИСТЪ, 1983. — С. 334–335.
20. Шабля А.А. Выявление эффективных форм организации внеурочной деятельности в начальной школе / А.А. Шабля // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. - № 2 (22). – С. 108-112