Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе проблема психологического благополучия не просто актуальна, она приобретает особую остроту. Это выражено Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и в контексте эмоционального благополучия человека. Анализ психического и психологического здоровья за последние 30-40 лет показал резкое снижение показателей этих состояний во всех слоях населения и на всех континентах Земли. Так, по результатам европейского исследования более 45 млн человек страдают различными формами психических, психосоциальных и неврологических заболеваний, и в это число не входят те, кто постоянно испытывает специфические дистресс-состояния из-за множества психосоциальных проблем.
Действительно, проблемы с низким уровнем жизни, употребление психотропных и наркотических веществ, длительное пребывание человека в стрессовых и травмоопасных ситуациях, прямое или косвенное участие в военных конфликтах, угроза жизни и т.п. практически характеризуют условия жизни современный человек. По данным ВОЗ, это может увеличить число людей, страдающих психологическим дистрессом, до 150 миллионов человек [4].
В связи с этим активно рассматриваются вопросы профилактики эмоционального неблагополучия и укрепления физического и психического здоровья. Особое внимание специалистов приковано к детским возрастным и дошкольным учреждениям и школам, поэтому на них лежит большая ответственность в решении этих проблем. Под психологическим здоровьем понимается «состояние психического здоровья, свободное от болезненных симптомов и обеспечивающее регуляцию поведения и деятельности, соответствующую условиям деятельности» [9].
Одной из составляющих психологического здоровья является эмоциональная сфера личности, в частности эмоциональное состояние. 4 Эмоциональная жизнь человека полна разнообразного содержания. Эмоции выражают оценочное отношение к определенным состояниям (например, гнев, страх), существующим или возможным ситуациям и т. д., которые способствуют или препятствуют выполнению деятельности. Эмоции работают следующим образом: Регулятор человеческого общения, влияющий на выбор партнеров по общению и определяющий способы и средства этого. Это направление раскрывается в работах таких исследователей, как А. Д. Кошелева, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и других.
Особое значение при рассмотрении эмоциональных состояний имеет принцип обратной связи. Потому что эмоциональные состояния являются реакцией на окружающую действительность или могут способствовать лучшей адаптации к окружающей среде. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в дошкольном возрасте преобладают эмоциональные эмоции. Они вызывают у дошкольников поведение, которое отражается в межличностных отношениях. Именно в этом возрасте ребенок особенно нуждается в общении со сверстниками.
При выборе партнеров для совместной деятельности дошкольники все больше ориентируются на нравственные качества своих сверстников. Дети стремятся к эмоциональной стабильности и их положение не используется агрессивными и неуравновешенными сверстниками. Такие дети также нуждаются в общении и часто выступают зачинщиками конфликтов, так как не могут иначе привлечь внимание окружающих. В результате у любого вовлеченного в них ребенка может развиться тревожность, следствием чего станет повышенная агрессия и снижение самооценки.
Неразрешенный конфликт является одним из источников внутреннего напряжения, негативно влияющего на процесс стремительного развития личности в этом возрасте. И. Беркович отмечает, что различные формы негативного поведения в отношениях со сверстниками могут быть связаны с отсутствием адекватной стимуляции, необходимой для развития эмоциональной сферы.
Неадекватное воспитание детей в семье, конфликты между родителями негативно сказываются на формировании личности ребенка, адаптации к детскому саду и способствуют возникновению эмоциональных расстройств. Именно особенности взаимодействия ребенка с учителем-воспитателем оказывают существенное влияние на эмоциональное самочувствие ребенка. Экспериментальные исследования показали, что наиболее неблагоприятны авторитарные стили общения и несовпадение требований и оценок.
Важно учитывать, что точно и однозначно определить источник эмоционального расстройства невозможно. Потому что основное определение эмоционального состояния здесь определяется, с одной стороны, спецификой социальной ситуации, а с другой стороны, с другой стороны, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Итак, Л.С. Выготский делит эмоциональные расстройства на две основные группы по тем областям жизни ребенка, из которых эмоциональный дистресс проявляется в первую очередь [13].
Это могут быть отношения с другими людьми, особенности внутреннего мира, сложность переживаний. Возникновение эмоциональных расстройств обусловлено накоплением невыраженных отрицательных эмоций и, как следствие, повышенной напряженностью. Реагирование на накопившиеся негативные эмоции (гнев, агрессия, тревога и др.) и использование методов снятия внутреннего напряжения повышает уровень тревожности ребенка. При этом внутреннее напряжение продолжает нарастать, что негативно сказывается на всех сферах жизни ребенка.
Проблемы с эмоциональными состояниями особенно актуальны для детей первых 7 лет жизни на пороге смены социальной ситуации их развития. Поэтому самым важным возрастом для профилактики возникновения эмоциональных расстройств являются старшие классы перед школой. Основная идея профилактики заключается в создании условий для свободного и спонтанного самовыражения ребенка без оценки этих шести ситуаций. В этих особых ситуациях дети могут выражать, осознавать и переживать эмоции и чувства. Одним из наиболее приемлемых для детей способов выражения своих эмоций является творчество, особенно рисование.
Такой эффект от этой деятельности определялся тем, что она была абсолютно естественной для ребенка и не требовала специальной подготовки, изменений и воздействий. Благодаря рисованию ребенок раскрепощается, свободно выражает свои мысли и чувства, освобождается от сильных эмоций и перестраивает отношения в разных ситуациях. Методы арт-терапии позволяют детям играть, переживать любую проблему и распознавать фрустрирующие ситуации наиболее удобным способом. Рисование может служить способом понять свои способности, смоделировать отношения и выразить ряд эмоций. Поскольку рисование доступно детям, многие приемы можно использовать самостоятельно для снижения внутреннего напряжения. Через него он может выражать все чувства и эмоции, в том числе и бессознательные. Также рисование удобно тем, что им можно пользоваться всю жизнь. Средства и приемы арт-терапии могут быть успешно использованы в работе с дошкольниками для профилактики эмоциональных расстройств. Игровая терапия и терапия рассказами также эффективны в этом возрасте.
Цель исследования - анализ возможности психологической профилактики эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера и эмоциональное неблагополучие детей-дошкольников.
Предмет исследования: изучение возможности профилактики эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что включение в систематическую работу с детьми старшего дошкольного возраста арттерапевтических техник создаст условия для своевременного отреагирования негативных эмоций, что будет способствовать снятию внутреннего напряжения детей, стабилизации их эмоциональных состояний, и, в целом, явится профилактикой эмоционального неблагополучия и нарушений в этой сфере у ребенка.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ проблемы эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста;
2. выделить условия и факторы, порождающие негативные эмоциональные состояния у детей старшего дошкольного возраста;
3. характеризовать методы предупреждения негативные эмоциональные состояния у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретический анализ проблемы эмоциональной сферы человека и его особенностей в дошкольном возрасте в отечественной и зарубежной психологии
Эмоциональная сфера в целом и эмоциональное состояние человека в частности являются важными составляющими психического здоровья человека. Такой вывод сделан в науке в результате длительной истории исследований по данному вопросу [8].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г. С. Практическая психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2005. - 496 с.
2. Алямовская, В. Г., Петрова, С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста [Текст] / В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова. - М.: Скрипторий, 2000. – 2002. – 80 с.
3. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 160 с.
4. Афонькина, Ю. А., Галай, И. А., Трифонова, Н. И. Охрана и укрепление психического здоровья дошкольника. Технология здоровьесбережения [Текст] / Сост. Ю.А. Афонькина, И.А. Галай, Н.И. Трифонова. - М.: Аркти, 2014. - 120 с.
5. Баенская, Е. Р. Признаки эмоциональных нарушений в раннем возрасте [Текст] / Е.Р. Баенская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. –№ 4. – С. 64–70.
6. Батуев, А. С. Факторы организации поведения: Роль эмоций в организации поведения [Текст] // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем / А.С. Батуев. – СПб.: Питер, 2010. – 317 с. - С. 176.
7. Бэрон, Р., Ричардсон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Р. Ричардсон. // 3-е издание. – СПб.: Питер, 2014. - 416 с.
8. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Времена 2, 2014. - 304 с.
9. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина // 3-е изд. - СПб.: Питер, 2016. - 576 с.
10. Досаева, Р. Н. Современные подходы к проблеме коррекции эмоциональных состояний дошкольников [Текст] / Р. Н. Досаева // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. - Уфа: 2012. - С. 108-114.
11. Доценко, Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Тесты, методики, опросники [Текст] / Сост. Е.В. Доценко. - М.: Учитель, 2015. - 297 с.
12. Киселева, М. В., Кулганов, В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании [Текст] / М.В. Киселева, В.А. Кулганов. - СПб.: Речь, 2014. – 1024 с.
13. Клейникова, Т. П. Детский негативизм: признаки и причины его проявления [Текст] / Т.П. Клейникова // Научный диалог. - № 8 (20): Педагогика. - 2013. - С.131-139.
14. Кряжева, Н. Л. Радуемся вместе. Развитие эмоционального мира у детей [Текст] / Н. Л. Кряжева. - Ярославль: У-Фактория, 2015. - 180 с.
15. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 272 с. 74.
16. Никольская, О. С., Баенская, Е. Р., Либлинг, М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Исследования и опыт помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Теревинф, 2014. – 288 с.
17. Юнг, К. Г. Человек и его символы [Текст] / Карл Г. Юнг, Мария-Луиза фон Франц, И. Якоби, А. Яффе. - М.: Изд-во: Серебряные нити, 2016. - 352 с.