Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Речь – это средство интеллектуального развития личности и средство её успешной адаптации и социализации. Важным аспектом психического развития дошкольников является речевая деятельность и сформированная связная речь. Ребёнок должен уметь слышать звуки и определять их места в слове. Дети должны чётко произносить слова и звуки, грамотно выстраивать предложения, вступать в диалог с детьми и взрослыми. Дети должны понимать смысл того, о чём их спрашивают, должны умело отвечать на вопросы учителя и выполнять учебную задачу. Эта та основа, которая определяет речевую культуру ребёнка и всё это непосредственно связано с формированием связной речи.
Глава 1. Теоретические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста
1.1. Психолого – педагогические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста
В дошкольном периоде дети активно осознают формы речи и знакомятся со звуковым составом слов. Согласно работам Ж. Пиаже, в этом возрасте мышление ученика развивается особенно интенсивно, и дети начинают активно использовать различные речевые логические построения. У них появляется способность классифицировать предметы и различать иерархию различных объектов [3]. Вопросы развития связной речи детей были актуальны во все времена и её проблемами занимались многие исследователи, в частности, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, В.И. Логинова и др.
Они отмечали, что именно в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка. Среди этих процессов особое место занимают познавательные процессы ребёнка. Они способствуют дальнейшему формированию связной речи ребёнка и в дальнейшем являются гарантом успешного обучения в школе. В ФГОС дошкольного образования отражены задачи по овладению речью как средством общения и культуры. Также упоминается про обогащение активного словаря ребёнка, развитию его связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры.
На практике реализовать задачи по развитию связной речи детей возможно лишь с учётом ведущей деятельности конкретного возрастного периода. В дошкольном детстве основным видом деятельности является игра. В связи с этим целесообразно при планировании работы по развитию связной речи детей применять игровые виды упражнений, заданий и др. здесь также можно отметить, что важной задачей дошкольного образования на современном этапе является формирование у дошкольников потребности к овладению знаниями и способами действий. Одно из решающих условий решения этой задачи – хорошо развитая речь дошкольника.
Развитие познавательной активности и самостоятельности детей зависит от того, насколько хорошо они владеют родным языком, речевыми навыками и умениями. Развитие речи дошкольника – это практическая сторона обучения языку, а так же, формирование у детей тех умений и навыков, которые будут способствовать обогащению активного словарного запаса ребёнка, его свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями и др.
Под речью понимают средство интеллектуального развития личности и её успешной адаптации и социализации. Речевая деятельность детей является важнейшим аспектом их психического развития. Об этом писали учёные Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и др.
О проблемах речевого общения детей писали авторы В.В. Голубков, В.А. Кан - Калик, А.В. Мудрик и др. Разнообразные нарушения устной и письменной речи детей являются одной из распространенных причин их проблем, связанных со связной речью. В дошкольном возрасте у детей идёт бурное развитие психических и интеллектуальных процессов. Дети постепенно начинают усваивать нормы социума, начинают активнее общаться с людьми и у них идёт быстрое развитие эмоционально-волевой сферы [12].
Развитие связной речи ребёнка и развитие осознания им языка является важным условием для формирования более сложных форм речи. У ребёнка в идеале должна быть сформирована развёрнутая монологическая речь. Это важно потому, что свою речь ребёнок использует повсюду, дома, в ДОУ, на занятиях, при общении со сверстниками. Если ребёнок будет при этом, испытывать какие - либо затруднения, то с течением времени для него станет проблематичным обучение в школе [9].
Речевая деятельность выполняет следующие основные функции развития ребёнка:
1.Познавательная.
2.Преобразующая.
3.Поисковая.
1.2. Методы и приёмы формирования связной речи у детей дошкольного возраста
Процесс обучения детей правильной и связной речи представляет собой совокупность различных способов и методов. Именно с их помощью педагог сможет научить своих воспитанников правильно употреблять любые единицы речи в зависимости от ситуации, в которой находятся дети. В дошкольном возрасте они воспринимают практически всё, чему их обучают. Это связано с особенностью психического развития детей дошкольного возраста. У ребёнка в этот период активно развиваются память, мышление, внимание, воля и др., что способствует его речевой активности. От речевой активности ребёнка зависит правильность и связность его речи [16].
М.Р. Львов отмечал, что к компонентам речевой активности относятся:
- скорость проявления речевых реакций;
- подбор игр, где требуется применение речевых компонентов;
- быстрота выбора слов;
- особенности высказываний ребёнка.
В дошкольном возрасте нормально развивающийся ребёнок свободно общается на любые знакомые ему темы, как с детьми, так и с взрослыми [22]. Для речи детей в этом возрасте характерно увеличение использования метафор, эпитетов, многозначных слов в различных их значениях. При этом дети очень стараются правильно подбирать слова, четко и точно выражать свои мысли, поскольку хотят быть понятыми другими людьми. Многое в этот период зависит от культуры окружающих людей, которые взаимодействуют с дошкольником. Роль воспитателя в речевом развитии детей очень велика. Воспитатель на равных беседует с ребёнком и подбирает те слова, которые ему понятны. Ребенок внимательно слушает воспитателя и прислушивается к его замечаниям. В этот период его речь непрерывно развивается, поскольку активно развивается его мышление. Очень хорошо, если в этом возрасте ребёнок находится в социуме, то есть, посещает ДОУ и общается с другими детьми.
Ребенок непрерывно воспринимает окружающую действительность и наблюдает за всем происходящим. Благодаря родному языку ребенок входит в мир взрослых и получает широкие возможности общения. Развитие связной речи ребёнка чрезвычайно важно для его будущей успешной социализации, поскольку, именно речь помогает людям понять друг друга. И именно в этот период начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития каждого ребёнка [4].
Исследователи говорят, что ребенок вплотную подошел к возрасту, который завершает становление его активной связной речи. Под становлением речи здесь понимают правильное произношение всех звуков родного языка. При этом ребёнок уже владеет значительным словарным запасом. Он успешно освоил основы строя речи и владеет диалогом и монологом. Чем более развита его связная речь, тем свободнее он вступает в контакт с людьми.
Наряду с развитием связной речи, начинается осознание явлений родного языка. Это происходит ближе к старшему дошкольному возрасту. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова. Педагог знакомит его с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения и др. Элементарное осознание языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи. Это, в свою очередь, создает основу для успешного овладения ребёнком связной и широко развёрнутой речи. Нормально развивающийся ребенок старшего дошкольного возраста активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми.
Глава 2. Методические аспекты формирования связной речи у детей дошкольного возраста
2.1.Организационно – педагогические условия формирования связной речи у детей дошкольного возраста
Организационно-педагогические условия – это совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности, которая обеспечивает сохранение целостности и полноты образовательного процесса, а также, его целенаправленности и эффективности [17]. Таким образом, можно говорить о том, что одним из важных педагогических условий будет являться правильно выстроенный педагогический процесс в ДОУ. Педагог понимает, что основным условием успешности решения данной конкретной задачи является то, что он всегда должен исходить из интересов ребенка. Для этого педагогу важно организовать эмпатическое общение и сопереживание с детьми.
Воспитатель создаёт атмосферу принятия ребёнка и всех его продуктивных проявлений. Сегодня педагоги практики владеют достаточно большим количеством развивающих техник, методик и технологий. Здесь можно отдельно остановиться на ИКТ, что, несомненно, можно отнести к условиям организационным. Важно также сформировать у дошкольника положительное, эмоционально-ценностное отношение к своей собственной активной речевой деятельности.
Правильно выстроенный педагогический процесс позволяет увидеть ребёнку личностные смыслы собственной продуктивной деятельности. В нашем случае, к основным направлениям работы с детьми будет относиться подбор языкового материала, а также, методов и приемов, используемых на занятии в ДОУ. Всё это должно быть направлено на развитие связной речи и коммуникативных умений детей.
Речь может идти не только о технологиях. Речь также может идти о владении методиками, техниками, приёмами и др. Достаточно подробно методики формирования коммуникативно-речевых умений и культуры речевого общения были рассмотрены в работах Л.Г. Арушановой, М.В. Ильященко, А.А. Лукьяницы и др. Все эти материалы подробно представлены в различных обучающих и развивающих программах. В этих программах определены задачи, содержание, условия, методы и приемы формирования коммуникативно-речевых умений дошкольников. Не всегда в программе определено, каким именно образом педагог будет использовать личностно ориентированный подход в процессе взаимодействия с детьми. Одни дети входят в сложный мир общения легко и свободно. Другие часто пугаются и испытывают дискомфорт. Это одно из необходимых педагогических условий, когда педагогу нужно учитывать характер каждого дошкольника.
2.2.Методические рекомендации по формированию связной речи у детей дошкольного возраста
В рамках решения конкретных речевых задач большая роль отводится активизации связной речи детей. Как было отмечено, знание, и понимание определённых правил еще не обеспечивают их выполнение ребенком. Педагог внимательно следит за тем, чтобы процессом овладения связной речи был охвачен каждый ребёнок. Для этого необходимо создание позитивного настроя на занятиях с детьми. Обращение по именам, похвала, призы и др., помогут в создании на занятии позитивного настроя. Формирование навыков связной речи детей происходит при активном использовании разнообразных методов и приемов.
Рассмотрим некоторые из них:
1. Приучение.
2. Воспитывающие ситуации.
3. Поощрение и наказание.
4. Рассмотрение примера для подражания.
Под приучением как методикой можно понимать использование речевого образца в отдельных речевых ситуациях и приучение к этому образцу. Педагог контролирует точность выполнения детьми того, или иного правила. На занятии дети могут рассматривать правила поведения за столом и вести продуктивный диалог. Это может происходить с использованием элементов игры, или беседы. На каждый метод у педагога есть серия конкретных упражнений, которые он использует для закрепления того, или иного, умения и навыка. Уже было отмечено, что развитие и формирование связной речи у дошкольника является одним из базовых компонентов образовательного процесса. Педагоги достаточно целенаправленно ведут подобную работу в ДОУ. Постепенно дошкольники овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Несмотря на повышенный интерес к этой проблеме, уровень речевого развития детей не всегда бывает достаточен. Педагогам необходимо больше разрабатывать дидактических и методических средств, которые бы учитывали индивидуальный подход к ребёнку.
Заключение
В результате проведённого анализа научной и психолого – педагогической литературы, были сделаны следующие выводы. Речь – это средство интеллектуального развития личности и средство её успешной адаптации и социализации. Важным аспектом психического развития дошкольников является речевая деятельность и сформированная связная речь. Ребёнок должен уметь слышать звуки и определять их места в слове. Дети должны чётко произносить слова и звуки, грамотно выстраивать предложения, вступать в диалог с детьми и взрослыми. Дети должны понимать смысл того, о чём их спрашивают, должны умело отвечать на вопросы учителя и выполнять учебную задачу. Эта та основа, которая определяет речевую культуру ребёнка и всё это непосредственно связано с формированием связной речи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева // Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // СПб.: Питер. - 2008. - 400 с.
3. Введенская, Л.А. Культура речи [Текст] / Л.А. Введенская // Ростов н/Д: Феникс. - 2001. – 448 с.
4. Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст] / В.Е. Гольдин // М.: просвещение. - 2008. – 120 с.
5. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В.В. Гербова // Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. М.: Мозаика-Синтез. - 2010. - 64 с.
6. Граудина, Л.К. Культура русской речи [Текст] / Л.К. Граудина // Учебник для вузов. – М.: НОРМА. - 2008. – 560 с.
7. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 18.03.2023).
8. Григорьева, Т.П. Развитие речи младших школьников / Т. П. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — [Электронный ресурс] - Режим доступа. –URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 18.03.2023).
9. Дмитриевских, Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: занятия и игры для детей [Текст] / Л.С. Дмитриевских. – М.: Сфера. - 2011. – 64 с.
10. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: учебно-методическое пособие [Текст] / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. - 2013. – 198 с.
11. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007647264 (дата обращения: 18.03.2023).
12. Коник, О.Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений дошкольников / О. Г. Коник, С. А. Борцова. — Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2014/ (дата обращения: 18.03.2023).
13. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0112/6_0112-1.shtml (дата обращения: 18.03.2023).
14. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0278/2_0278-3.shtml (дата обращения: 18.03.2023).
15. Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников [Текст] / Н.В. Микляева // Издательство: Сфера. - 2015. - 208 с.
16. Познавательно-речевое развитие дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/maps/news/30705.html (дата обращения: 18.03.2023).
17. Речевое развитие ребенка 6-7 лет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://deti.baby-calendar.ru/psixicheskoe/razvitie-rechi/ot-6-do-7-let/ (дата обращения: 18.03.2023).
18. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0320/2-0320-1.shtml (дата обращения: 18.03.2023).
19. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/1751149/ (дата обращения: 18.03.2023).
20. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст]/ Д.Б. Эльконин // Под ред. Давыдова В. В., Нежновой Т. А. М.: ИНТОР. - 1998. - 112 с.