Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей задачей музыкальной педагогики является воспитание и развитие личности школьников. Знакомя детей с музыкой, искусством, развивая способности, позволяющие им успешно проявлять себя в музыкальной деятельности, мы тем самым развиваем их личность.
Музыкальная педагогика направлена на развитие учащегося, то есть на формирование его художественного самосознания, общего и специального кругозора, общих и музыкальных способностей.
Музыкальное развитие позволяет наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и т. д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чувствительность, способность познавать глубину духовных переживаний через музыкальное искусство) и, прежде всего, развить эмоциональную и чувственную способность, является постоянной возможностью самореализации.
Самым эффективным занятием, в котором дети могут проявить свои музыкальные способности, является пение, поскольку каждый человек наделен естественным голосом.
Именно с пением у детей связано первое пробуждение музыкальных впечатлений, эмоций. Кто впервые познакомился с музыкой в детском хоре, тот сохранит эти воспоминания на всю жизнь, как одни из самых ярких.
Пение развивает чувство изящества, пробуждает и укрепляет творческие силы, уравновешивает характеры школьников. Известно, что хороший класс пения часто лучше успевает по другим предметам.
Поэтому музыкальный отдых, разрядка, возбуждение, тонизирование нервной деятельности, положительно влияют на всю учебную работу.
Объект исследования - музыкальная деятельность младших школьников
Предмет исследования – Контроль и оценка музыкальной деятельности младших школьников на уроках музыки
Цель исследования – изучить особенности контроля и оценки музыкальной деятельности младших школьников на уроках музыки
Задачи исследования:
- изучить особенности развития музыкальных способностей школьников начальных классов
- определить средства развития музыкальных способностей младших школьников на уроке музыки
- рассмотреть особенности диагностики уровня музыкального образования младших школьников
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1.Особенности развития музыкальных способностей в младшем школьном возрасте
Размышляя о гармоничном развитии личности, Л. С. Выготский в качестве ее важнейшего условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта.
Музыка - это уникальное средство, несущее не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Однако это достигается только в том случае, если развиваются музыкальные способности.
Дети младшего школьного возраста по своей природе талантливы. Начальный период обучения считается самым важным в приобщении к прекрасному.
Музыка выступает здесь как универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формируя внутренний мир ребенка. И с первых дней пребывания ребенка в школе необходимо прививать развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - так считают научные исследователи.
Современные исследования показывают, что музыкальное развитие оказывает большое влияние на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, пробуждаются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и "энергия мысли" ребенка.
Ребенок становится чувствительным к красоте в искусстве и в жизни, для ребенка младшего школьного возраста характерны такие занятия, как: преподавание, общение, игра и работа.
Обучение способствует приобретению знаний и навыков, развитию творческих способностей (при специально организованном обучении, включающем систему творческих заданий).
Коммуникативные черты ребенка: общительность, контактность, отзывчивость и самодовольство, а также волевые черты: настойчивость, целеустремленность, настойчивость имеют огромное значение для успеха обучения.
Важнейшую роль в интеллектуальном развитии ребенка играет труд. Работа улучшает практический интеллект, необходимый для различных видов будущей творческой деятельности. Он должен быть разнообразным и интересным для детей. [7]
Следует поощрять любой активный и творческий подход к делу на работе. "Без музыкального образования невозможно полное умственное развитие человека”, - говорил известный педагог В. А. Сухомлинский.
Развитие музыкальных способностей, их формирование в онтогенезе изучалось К. В. Тарасовой, и результаты представлены в работе» онтогенез музыкальных способностей ".
Структура чувства ритма (в его узком смысле) формируется в онтогенезе не сразу как целостная система, а фрагментарно. Первый - это способность воспринимать и воспроизводить ритм звуков. И сначала дети осваивают норму быстрого темпа (до 2 лет), а затем, к 3-му году жизни, большинство из них приобретают способность точно воспроизводить средний темп.
К 5-му классу практически все дошкольники способны воспроизводить средний ритм звуков. Что касается медленного ритма, формирование способности воспринимать и воспроизводить его происходит в более позднем возрасте. Довольно четко эта способность проявляется у детей 6-7 лет.
Второе в структуре чувства ритма проявляется в способности воспринимать и воспроизводить отношения акцентированных и безударных звуков, лежащие в основе музыкального метра. Процесс усвоения тактового счетчика варьируется от двух метров до трех метров. Появляется способность воспринимать и воспроизводить взаимосвязи длительности звуков и пауз, благодаря которым улавливается ритмический рисунок, последний. Усвоение детьми норм ритмического рисунка начинается на 4-м году жизни с чередования одинаковых, затем разных длительностей: сначала квадратные элементарные ритмические фигуры, затем неквадратные элементарные. [2]
Позже в той же последовательности понимаются сложные варианты этих ритмических структур. Развитие этого компонента чувства ритма начинается у большинства детей на четвертом году жизни, но его развитие происходит медленнее и сложнее, чем у двух других компонентов.
Чувство ритма формируется путем усвоения системы сенсорных ритмических ориентиров, что происходит на основе их двигательного моделирования и свертывания двигательных единиц этого процесса.
Перцептивный компонент мелодического слуха в его элементарных проявлениях интенсивно развивается до 5-го года жизни, а к 4-му году в этом процессе происходит значительный скачок. Мы можем предположить, что в дальнейшем его развитие идет по пути интонационного восприятия и осознания музыки. [4]
Репродуктивный компонент мелодического слуха как способность активно воспроизводить мелодию голосом у большинства детей в существующих условиях музыкального образования формируется на 4-7-м году жизни и в более старшем возрасте.
Специальная работа над детским певческим голосом приводит к значительному развитию мелодического слуха.
Репродуктивный компонент музыкального мышления с начала 4-го до конца 7-го года жизни развивается в единстве и взаимодействии двух его основных линий:
1) восприятие собственно интонации и осознание музыки;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдулин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдулин. - М. : Просвещение, 2019 - 112 с.
2. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе : учеб. пособие / О. А. Апраксина. - М. : Академия, 2020. - 265 с.
3. Арчажникова, Л. Г. Профессия - учитель музыки / Л.Г. Арчажникова. - М., 2019 - 216 с.
4. Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей : Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев - Л., 2021 - 56 с.
5. Белобородова, В.К., Развитие музыкального восприятие младших школьников : Музыкальное воспитание в школе / В.К. Белобородова. - М. : 2018 - 132 с. - Выпуск 13.
6. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. - М. : 2022 - 218с.
7. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выгогткий. испр. и доп. - М. : 2018 - 375с. - 2- издание
8. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.,2019. 190 с.
9. Гродзенская, Н.Л. Школьнику слушают музыку / Н.Л. Гродзенская - М. : 2019 - 154 с.
10. Дмитриева, Л.Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания [Музыкальное воспитание в школе] / Л.Г. Дмитриева - М. : 2018 - 241 с. Выпуск 11.