Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной курсовой работы заключается в необходимости современной системы образования найти оптимальные технологии и методы, повышающие эффективность обучения за счет развития интереса и мотивации учащихся и активизации их деятельности на протяжении всего урока. Одним из возможных способов достижения этой цели является использование игровых технологий.
Среди ученых широко распространено мнение, что у детей есть биологически обусловленная потребность узнавать об окружающем мире. Одной из важнейших черт поведения ребенка является любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, самостоятельная поисковая деятельность. Именно эта особенность детского поведения порождает необходимость поиска способов успешной организации такой творческой деятельности. Метод игровых технологий хорошо справляется с созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности. Задача современной школы - создать необходимые полноценные условия для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъектности ученика в образовательном процессе.
Эффективность метода игровых технологий связана с решением такой образовательной задачи, как развитие социальной компетентности. Совместная работа в рамках игровой деятельности способствует воспитанию навыков социального взаимодействия, учит командной работе, способствует формированию гражданской позиции, воспитанию толерантности.
Актуальность игровых технологий в наши дни обусловлена, помимо прочего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их реализации и многое другое, что входит в содержание педагогических игр. Кроме того, игра может стимулировать познавательные интересы. Все это способствует формированию активной жизненной позиции, развитию логического мышления, научного понимания явлений и фактов объективной реальности.
Актуальность исследования заключается в том, что сложившаяся культурная и экономическая ситуация в России накладывает существенный отпечаток на содержание и структуру современного школьного образования. На стыке интеграции компетентностного и деятельностного подходов особое внимание в образовании уделяется формированию таких поведенческих качеств и компетенций обучающихся, которые помогли бы им быть востребованными и конкурентоспособными в динамично развивающемся обществе.
Целью данного исследования является определение особенностей использования игровых технологий на уроках биологии.
Поставленная цель достигается в результате решения следующих задач:
1. Анализ литературы, посвященной данному вопросу.
2. Определить понятие “игровая технология” и выявить ее основные компоненты.
3. Предложить способы организации игровой деятельности на уроках биологии.
Объектом исследования являются игровые технологии.
Предметом исследования является разработка игровых технологий для организации обучения по биологии.
В данной работе были использованы следующие методы:
1. Анализ литературы по теме “игровая технология”
2. Анализ требований ФГОС к обучению биологии
3. Анализ педагогического опыта.
Степень изученности проблемы. В отечественной и зарубежной научной литературе достаточное количество работ, посвященных применению игровых технологий как в школьном обучении в целом, так и на уроках географии в частности. В работе мы будем преимущественно ссылаться на разработки и опыт отечественных педагогов.
Разработкой теории игры, её методологических основ, выявлением значимости в развитии обучающегося в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинтшейн.
Большой вклад в научное понимание и толкование игры на Западе внесли следующие ученые, писатели и педагоги: Э. Берн, З. Фрейд, Р. Винклер, Й. Хёйзинг и др. Наиболее глубоко технологию игры как формы организации учебно-урочного процесса рассматривали С. Ф. Занько, Ю. С. Тюнников и С. М. Тюнникова, которые предполагали, что «до развития теории проблемного обучения, её основных понятий, принципов, методов игра не могла получить и не имела педагогической логики построения ни в аспекте дидактической интерпретации структуры и содержания проблемы, ни в аспекте организации осуществления процесса игры» [16, с. 28].
Неоценимый вклад в изучение педагогических игр и дидактических игр, в частности, внес отечественный ученый-педагог Г. К. Селевко. Разработанная им классификация педагогических игр показывает многоаспектность игр, различность форм применения, отражаются качественный и количественные показатели. В современной школе игровой вид деятельности может быть применён как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Он отмечал, что «место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр» [17, с. 33].
Вопросом определения характерных черт игры, принципов её существования, функций, педагогических условий влияние игры на детей занимался советский педагог и публицист С. А. Шмаков. Он разработал классификацию игр с точки зрения деятельностного подхода.
Таким образом, можно сделать вывод, что тема применения игровых технологий в образовании остается актуальность в теоретическом и практическом аспекте.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, четыре главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы использования игровых технологий на уроках биологии
1.1. Игровые технологии в образовательном процессе
Одним из наиболее эффективных методов обучения и воспитания школьников является игра. Несмотря на то, что школьники уже перешли на новый этап развития и образования, игровая деятельность по-прежнему играет важную роль в их дальнейшем развитии.
Процесс превращения игровой технологии в отдельную систему применения в образовательном процессе, методов и приемов, входящих в нее, занял не один десяток лет. Как и прежде, ядром контента является игра, которая является одним из основных видов человеческой деятельности. В разное время известные ученые и философы пытались определить подходы к изучению игры - это философский, антропологический и культурологический. Философский подход, где игра рассматривается как "высшее проявление жизни, дающее свободу по сравнению с регламентированным существованием" (Г. Гессе, Ф. Шиллер, Ф. Ницше) и определение жизни как иного рода игры (Платон, И. Кант, Дж. Дж. Мид, С. М. Берн).
Антропологический подход содержит идею изучения личности человека через игру. Этот подход был изложен в своей книге "Человек, играющий" голландским историком и культурологом Й. Хьюзингом. Он пришел к выводу, что игра - это способ социализации, основа человеческого существования.
Культурологический подход раскрывает концепцию игры как культурного феномена. Эта идея возникла и закрепилась с 30-х годов XX века. Интерес к такому подходу заключается в том, что сама игра тесно взаимосвязана с культурой и характеризует человека как культурное существо. Помимо зарубежных исследователей – Ю. Левады, культурологический подход был интересен нашему отечественному исследователю – С. А. Шмакову ("Студенческие игры - феномен культуры") [11, с. 24].
Древнегреческие философы Платон и Аристотель, философ-гуманист Э. Роттердам, французский писатель Ф. Рабле, немецкие философы Г. В. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель и многие другие отводили игре особое место как особой форме взаимодействия человека с миром. Вопрос о происхождении игры в историческом контексте тесно связан с особенностями образовательного процесса подрастающего поколения конкретного времени. Советский психолог и философ С. Л. Рубинштейн дает следующее определение понятия "игра" как "осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива и выражающих определенное отношение индивида к окружающей действительности" [11, с. 8-9].
Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина посвящены разработке теории игры, ее методологических основ, выявлению смысла в образовании, определению игры как увлекательной деятельности для субъекта в условной ситуации. Также Л. С. Выготский, с точки зрения психологии, показывает особую важность игры в дошкольном возрасте, не умаляя ее важности в школьном возрасте.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андреева, Н.Д. Методика обучения биологии в современной школе: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская. - М.: Юрайт, 2017. - 294с. - (Бакалавр. Магистр). - Библиогр. С.200-201
2. Афонин, А. А. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи в образовательном процессе по биологии в соответствии с требованиями ФГОС // ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2018. С. 24-28.
3. Биологическое и экологическое образование: проблемы, состояние и перспективы развития. Материалы V-й Международной научно-практической онлайн-конференции / ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена"; ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"; Научно-исследовательская лаборатория Инновационные образовательные технологии. 2018. – 288 с.
4. Биология 5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып. 2 /автсост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 21
5. Бочкарёва, Е. В. Современные средства наглядности как инструмент оптимизации обучения биологии // МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; ответственный редактор Т.В. Голикова. 2018. С. 23-26.
6. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
7. Громова, Л. А. Проектная деятельность школьников в ходе внедрения образовательных стандартов / Л. А. Громова. – М. : УЦ «Перспектива», 2013. – 104 с.
8. Девяткин Е.М., Хасанова С.Л. Интерактивные средства электронного и дистанционного обучения дисциплин естественно-научного цикла // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28256
9. Демидова М.Ю., Ковалева Г.С. Естественнонаучная подготовка школьников по результатам международного исследования PISA// Народное образование.-2020.-№5.-С.157-165
10. Емелина, Е. Ю. Современные методы диагностики познавательного интереса в рамках изучения биологии в средней общеобразовательной школе // Научное сообщество студентов. Сборник материалов XVII Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 55-58.
11. Зорков, И. А. Семиотический подход в биологическом образовании. Методическое пособие / Красноярск, 2019. – 110 с.
12. Карпова Е.Н., Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности на уроках биологии [Электронный ресурс]- URL: https://urok.1sept.ru/articles/634184
13. Кныш, С. И. Основные подходы к организации интегрированных уроков по биологии и смежным дисциплинам в средней школе // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2015. № T13. С. 2961-29
14. Кондаурова, Т. И. Опыт включения студентов в творческий процесс познания по методике преподавания биологии // Грани познания. 2018. № 3 (56). С. 38-40.
15. Ламехова, Е. А. методика проведения лабораторных занятий по теории эволюции при изучении общей биологии в средней школе / Е. А. Ламехова, Ю. Р. Ламехов // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе. Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения ученого, методиста-биолога Д.И. Трайтака. В.В. Пасечник (отв. ред.). 2017. С. 85-87.
16. Лачкова, П. В. Наглядность при изучении темы опорно-двигательная система / П. В. Лачкова, С. И. Коурова // Наука XXI века: взгляд в будущее. Материалы ХI Всероссийской научно-практической конференции учащейся молодежи. Международная академия наук педагогического образования, Шадринский государственный педагогический университет, Центр «Непрерывное педагогическое образование». 2019. С. 379-387.
17. Лернер, Г.И. Современное учебное занятие по биологии: учебно-методическое пособие для учителей / Г.И. Лернер. – М.: МИОО, 2016. – 72с. – С. 58.
18. Медведева, Н. В. Теоретические основы изучения нуклеиновых кислот на уроках биологии в средней школе // Вестник научных конференций. 2019. № 2-2 (42). С. 81-82.
19. Надирова, А. Т. Влияние использования методов критического мышления на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии в средней школе // GlobalScienceandInnovations 2018. Materials of the International Scientific Conference. Евразийскийцентринновационногоразвития DARA. 2018. С. 377-381.
20. Накарякова, Е. И. Формирование и оценка метапредметных универсальных учебных действий при изучении химии и биологии в средней школе // Инновационные технологии в науке и образовании. Сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции. 2017. С. 187-190.
21. Никифорова, А. В. Образовательный сайт учителя как средство повышения качества обучения юных спортсменов по биологии и химии в ГБОУ РС (Я) «Чурапчинская спортивная средняя школа-интернат олимпийского резерва им. Д. П. Коркина» // Физическая культура, спорт, наука и образование. Материалы II всероссийской научной конференции. Под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. 2018. С. 369-371.
22. Пектин А.Ю., Никифоров Г.Г., Никишова Е.А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности //Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1, № 4 (61). С. 80-97.
23. Пектин А.Ю., Никифоров Г.Г., Никишова Е.А. Формы использования заданий по оцениванию и формированию естественнонаучной грамотности в учебном процессе//Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1, № 4 (61). С. 177-195
24. Сапарбаева, У. Ч. Методические условия эффективного применения средств обучения по биологии // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 1. С. 22-27.
25. Трощенко, М. А. Влияние информационно-коммуникационных технологий на изучение биологии в средней школе в рамках реализации ФГОС // Деятельность образовательных учреждений в условиях новых образовательных стандартов. Сборник статей по материалам II всероссийской научно-практической конференции по педагогике (с международным участием). 2017. С. 13-17.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт. ФГОС [Электронный ресурс] — 2016-2018. Электрон. дан. — Режим доступа: https://fgos.ru.
27. Холостяков, В. А. Практикум по биологии в школе – комплексный подход к формированию универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2015. № T1. С. 66-71.