Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ НА ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «патриотическое воспитание» в педагогической литературе 6
1.2. Народная игрушка и его значение в воспитании патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ НА ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 21
2.1.Организационно – педагогические условия воспитания патриотических чувств старших дошкольников посредством народной игрушки 21
2.2. Методические рекомендации по воспитанию патриотических 24
чувств старших дошкольников посредством народной игрушки 24
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В современной образовательной среде патриотическое воспитание детей является частью общегражданской культуры и основой общегражданского воспитания. Это сегодня имеет особую актуальность и значимость, поскольку патриотизм можно рассматривать как основу всех общепринятых человеческих ценностей, таких как образ жизни человека, его духовно-нравственные принципы, права и свободы личности и др.
Дошкольный возраст, в силу неутраченной открытости души, наиболее важен и благоприятен для формирования патриотизма. Содержание федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования регламентирует формирование и развитие личностно значимых качеств, в частности, любовь к своему народу, своему краю, своей Родине и др. ФГОС дошкольного образования предполагает учет этнокультурной ситуации развития детей в процессе воспитания. Это предполагает заботу о формировании у детей любви и привязанности к Родине, преданности ей и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. В истории российской педагогики цели и задачи патриотического воспитания нашли отражение в трудах В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др.
В настоящее время проблемой патриотизма подрастающего поколения занимаются А.К. Быков, З.Т. Гасанов, В.И. Лутовинов и др. Использование народной игрушки в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста представляет собой особый интерес при формировании патриотизма детей. Она приобщает их к народной культуре, традициям, обычаям и истории. Народная игрушка учит ребёнка любить свой край, природу, семью и Родину. Период дошкольного возраста благоприятен для воспитания патриотизма, поскольку дошкольник всегда стремится подражать взрослым и отвечает им доверием.
Необходимость формирования патриотических чувств у дошкольников и недостаточное количество методических материалов для воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста привело к возникновению противоречия нашего исследования.
Поиск эффективных путей решения, обозначенные выше противоречий, привел нас к проблеме исследования: как можно развивать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ?
Актуальность и проблема исследования позволило нам сформулировать тему исследования: «Влияние народной игрушки на воспитание патриотических чувств старших дошкольников».
Цель работы: выявить и обосновать роль народной игрушки в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: народная игрушка как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В работы были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе.
2.Рассмотреть народную игрушку как средство воспитания патриотических чувств старших дошкольников.
3. Описать организационно – педагогические условия воспитания патриотических чувств старших дошкольников посредством народной игрушки.
4. Предложить методические рекомендации по воспитанию патриотических чувств старших дошкольников посредством народной игрушки.
Методы исследования: теоретические (анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, обобщение опыта).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что материалы по данной проблематике могут быть использованы для написания методических указаний и методических рекомендаций для педагогов ДОУ.
Методологическую основу работы составили:
- психологические исследования личности А.Г. Асмолова, Л.С.
Выготского, А.Б. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др.;
-идеи народного воспитания Г.Н. Волкова, Т.С. Комаровой, А.С.
Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.;
-современные концепции воспитания и социализации личности Б.Г.
Ананьева, З.Н. Богуславской, В.И. Журавлёва, И.Я. Лернера и др.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, А.Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы – А.Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый, 2017. — № 48 (182). — С. 296-299.
2. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П. Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
3. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015.-No4. –с.78-80.
4. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину / Ю.Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2013. – 192 с.
5. Быков, А. С. Проект «Родной свой край люби и знай» / А. С. Быков, Е. Е. Абрамова. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/290/ (дата обращения: 20.03.2023).
6. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности / Е.Н.Бородина. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с.
7. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – No6. – С. 59-63.
8. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. - 686 с.
9. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы / А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015. –299 с.
10. Ипполитова, Н.В. Основы понятия патриотического воспитания / Н.В. Ипполитова. – Жадринск: УКРО, 2013. – 174 с.
11. Козакова, И.С. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И.С. Козакова // Обруч. – 2003. – No 6. – С. 8-12.
12. Лутовинов, В.И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания / В.И. Лутовинов. – М.: Сфетофон, 2014. – 256 с.
13. Некрасова, М.К. Народные мастера. Традиции, школы / М.К. Некрасова. – Москва: Изобразительное искусство, 2017. – 382 с.
14. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности / Т.Б. Пасько // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49.
15. Понятие «Патриотическое воспитание». [Электронный ресурс]. Студенческая библиотека онлайн Studbooks.netURL: http://studbooks.net/1869689/pedagogika/ponyatie_patrioticheskoe_vospitanie(дата обращения: 20.03.2023).
16. Панова, В. Н. Краеведение как средство патриотического воспитания / В. Н. Панова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2015. - № 2 (2). - С. 43-45. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/114/ (дата обращения: 20.03.2023).
17. Пашкевич, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирования, разработка занятий / И.А. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2015. – 169 с.
Поштарева, Т.Р. Патриотическое воспитание / Т. Р. Поштарева // Дошкольное воспитание. – 2017. – No 7. – С. 28–31
18. Следзевский, И.В. Основные направления гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве / И. В. Следзевский // Внешкольник. - 2017. -No 1. -С. 25 - 28.
19. Стекляр, Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В. Стекляр // Дополнительное образование и воспитание. –2012. - No1. – С.15-19.
20. Ушкалова, А.И. Историческая реконструкция – основа военно - патриотического воспитания / А.И. Ушкалова // Дополнительное образование и воспитание. –2014. -No10 –С. 17-20.