Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников является важной задачей начального общего образования. Актуальность выбранной темы исследования объясняется тем, что в настоящее время наблюдаются негативные тенденции: младшие школьники значительно меньше читают по сравнению с предыдущими поколениями, а репертуар чтения ограничивается, как правило, программными литературными произведениями, что отражается не только на технической стороне чтения, но и на смысловой, художественной. Ввиду этого, у школьников возникают сложности в восприятии и понимании смысла художественных произведений, определении главной мысли, передаче эмоционального состояния героев и отношения автора к различным персонажам, использовании различных средств выразительности, умении управлять голосом, тоном, тембром, ритмом речи и т.д. Решить данную проблему можно лишь акцентируя внимание на формировании навыков выразительного чтения у детей.
Изучению проблемы формирования навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста уделяли внимание многие педагоги и психологи. Особый вклад в исследование сущности выразительного чтения внесли Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин, А. Л. Ситченко, В. В. Гладышев, Г. В. Васильева, О. В. Кубасовой, Т. В. Рыжкова, М. А. Рыбникова, Л. А. Горбушина и др. Изучению смысловой и технической стороны выразительного чтения посвятили свои научные труды С. Г. Калашникова, В. П. Острогорский и др. Выразительное чтение, как наиболее эффективное средство нравственного и эстетического воспитания школьников, рассматривали Л. А. Павлова и Т. П. Рудыка.
Несмотря на достаточное количество исследований в данном направлении, проблема формирования навыков выразительного чтения у младших школьников остается нерешенной – требуется поиск наиболее эффективных средств обучения детей выразительному чтению на уроках литературного чтения.
В процессе обучения выразительному чтению успешно применяют технологии интерактивного обучения.
ФГОС НОО выдвигает требования по созданию условий, которые способствуют повышению качества образования. Тенденции развития общества диктуют свои запросы к личности и требуют использования в процессе образования новых технологий и подходов, новых средств и форм обучения, способствующих развитию мышления, сообразительности, внимания, памяти и т.д. Одной из таких технологий в методике обучения чтению является интерактивная технология.
Следует отметить, что на данный момент нет фундаментальных работ по интерактивному обучению литературному чтению в начальных классах, более того, интерактивные способы обучения младших школьников должны постоянно обновляться, так как в современном мире идут стремительные изменения, которые оказывают влияние на познавательные способности школьников и их мотивацию к учебе, многие способы обучения перестают быть эффективными из-за этих изменений. При этом многие авторы считают, что на данном этапе интерактивные технологии обучения школьников по-прежнему эффективны и должны активно внедряться в учебный процесс.
Объект исследования – интерактивные технологии.
Предмет исследования – применение интерактивных форм в обучении выразительному чтению в начальных классах.
Цель исследования: рассмотреть использование интерактивных форм обучения выразительному чтению в начальных классах.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить сущность понятие «интерактивное обучение»;
• Определить возможности использования интерактивных технологий на уроках чтения;
• Охарактеризовать выразительное чтение;
• Рассмотреть особенности организации обучения выразительному чтению с использованием интерактивных технологий.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования интерактивных технологий в начальной школе
1.1. Сущность понятия «интерактивное обучение»
К изучению интерактивного обучения обращалось много отечественных и зарубежных ученых, среди которых О. Ю. Благодарова, А. Пометун, Л. Пирожеко, Н. Н. Двуличанская, О. В. Лебедева и др.
О. Ю. Благодарова считает, что интерактивное обучение – это, по большей мере, диалоговое обучение. В процессе, которого, происходит взаимодействие обучающегося и преподавателя, или же обучающихся между собой. Интерактивность представляет собой способность взаимодействовать, или состоять в режиме диалога, беседы с кем-либо или чем-либо [3].
Интерактивный метод обучения – это метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы.
Теоретически методы интерактивного обучения можно разделить на две большие группы: групповые и фронтальные. Групповые методы предусматривают взаимодействие участников малых групп (на практике от 2 до 6 человек), фронтальные - совместную работу и взаимообучение всего коллектива. Время отводящиеся на обсуждении в малых группах составляет 3-5 минут, выступление - 3 минуты, в то время как при фронтальной работе выступление занимает 1 минуту [12].
Н. Н. Двуличанская относит к интерактивным методам обучения следующие: дискуссию, эвристическую беседу, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповую работу с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д. [8]
«Мозговой штурм» один из самых эффективных методов активизирующих познавательную активность, формирующий творческие умения обучающихся и в малых, и в больших группах. Помимо этого, формируется умение высказывать свои точки зрения на решения проблемы, выслушивать оппонентов, развиваются рефлексивные умения [8].
Кейс-метод (Case study) является технологией обучения, использующей описание реально существующей экономической, политической, правовой, педагогической, социальной ситуаций. Под кейсом (от англ. case – «случай», «ситуация») принято считать описание каких-либо реальных ситуаций в письменном виде. Кроме того, кейс может быть представлен в формате аудио или видеозаписи.
Игровой метод. Игра – является видом деятельности, который свойственен как детям, так и взрослым, следовательно, ее эксплуатация в образовательном процессе давно известна, но важным является применение той стороны этой деятельности, которая помогает проявлению непроизвольного интереса к изучению основ естественных наук.
Деловая игра является формой воссоздания предметных и социальных содержимых профессиональной деятельности, моделирования системы отношений, присущих данному виду практики. Деловая игра на базе игровых замыслов воспроизводит реальную жизненную ситуацию и отношения, в контексте которой подбираются оптимальные варианты решения обсуждаемой проблемы и проигрывается ее реализация. Относясь к форме моделирования различных требований профессиональной деятельности, сторон активности и социального взаимодействия человека, деловая игра проявляется как методы и эффективного обучения, и нахождения нового способа решения возникшей проблемы, так как убирает возникшие противоречия между абстрактной формой учебных предметов и реальной формой профессиональной деятельности, в основе которой заложены соответствующие знания по данному предмету. Эта технология обучения является трудной и включает в себе комплекс методов активного обучения: «мозговой штурм», имитацию действий в представленных условиях, дискуссию, анализ определенных ситуаций, исполнение ролей, действий по инструкции и т. п.
Ролевая игра (или же разыгрывание ролей). Особенность этой игры заключается в моделировании реальной ситуации в соответствии с сюжетом и обозначенными ролями, распределенными между учащимися класса. При этом она предполагают не столько процесс усвоения новых знаний, сколько, с опорой на имеющиеся знания, умение прогнозировать действия ответственных лиц, от которых зависит развитие предложенного игрового сюжета. Усвоение содержания темы урока осуществляется в процессе разыгрывания ролей, взятых на себя учениками.
Проигрывание определенной сценической роли, отождествление (идентификация) с ней, помогает учащемуся:
• обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностно и профессионально значимых ситуациях;
• установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнера по общению;
• попробовать перенести свое поведение в игре на поведение в аналогичных жизненных обстоятельствах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий: (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2010.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2009.
3. Благодарова, О. Ю. Форма интерактивного образования — диалоговое обучение / О. Ю. Благодарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.3 (111.3). — С. 6-8
4. Буренкова, Н.В. Метод проектов на уроках литературного чтения [Текст]. / Н.В. Буренкова // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. Сборник научных статей. – Брянск: Изд-во Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2017.
5. Воюшина, М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб.заведений[Текст]. / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская; под ред. М. П. Воюшиной. – М.: Академия, 2010.
6. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя. М.: Издательство Юрайт, 2020.
7. Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников / Л. А. Горбушина. ‒ М.– Просвещение, 1981
8. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание / Н. Н Двуличанская. — Москва: Просвещение, 2018
9. Краткий словарь современной педагогики / Т. Б. Санжиева [и др.]; под. ред. Л. Н. Юмсуновой. УланУдэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2017. – с. 20
10. Кубасова, О. В. Выразительное чтение : Пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2015. – с. 191
11. Куценко, Ю.В., Умерова, Л.Р. Интерактивные методы обучения на уроках литературного чтения в начальных классах [Текст]. / Ю.В. Куценко, Л.Р. Умерова // Традиции и инновации в педагогике начальной школы. Сборник научных трудов. – Симферополь: Изд-во Типография “Ариал”, 2018.
12. Леонова Н.С. Интерактивные технологии обучения как средство реализации творческих способностей учащихся // Педагогическая мастерская. Всѐ для учителя! – 2013. – № 6. – С.9-15
13. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов. – М.: Академия, 2000
14. Найденов, Б. С. Методика выразительности чтения / Б. С. Найденова, Н. М. Соловьева – М.: Просвещение, 1977
15. Никонова, Е.С. Интерактивные технологии на уроках литературы при изучении сказок [Текст]. / Е.С. Никонова // XLV Итоговая студенческая научная конференция УДГУ. – Ижевск: Издательский дом “Удмуртский университет”, 2017. – С.361
16. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]. / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С.39
17. Политова, Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов / Н. И. Политова. – М.: Просвещение, 1984
18. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М.: Издательство Юрайт, 2022. – с. 138
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru
20. Филиппова, О. В. Профессиональная речь учителя. Интонация: Учебное пособие / О. В. Филиппова. – М.: Наука, 2001