Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности школьников. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных игровых педагогических технологий. Игровые технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса.
Игровые технологии повышают творческую активность и развивают познавательные способности всех школьников без исключения, не зависимо от их возраста. Это также относится к старшим школьникам при обучении их иностранному языку. В современном обществе иностранный язык представляет собой одно из основных средств международного общения. Значимой и важной остается проблема правильного использования методов преподавания иностранного языка, а также подбора наиболее эффективных форм обучения в системе образования. Если человек владеет иностранным языком, перед ним открываются новые перспективы в жизни, общении, работе и др. Английский язык является общепризнанным языком международного общения, лексика которого имеет свое своеобразие.
Иностранный язык обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Задача учителя состоит в том, чтобы создать на уроке соответствующие дидактические условия, способствующие развитию школьников.
Цель: изучив теоретические основы, создать методическую разработку (урок английского языка) с использованием лексических игр на уроках английского языка на старшей ступени обучения.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку на старшей ступени обучения.
Предмет исследования: возможности использования лексических игр в процессе обучения английскому языку на старшей ступени обучения.
Задачи:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности учащихся старшей ступени обучения
2. Определить основные цели и этапы работы с лексическим материалом.
3. Определить место игровых технологий в процессе обучения лексике.
4. Проанализировать существующий методический опыт применения лексических игр на уроках английского языка в старших классах.
5. Разработать урок с использованием лексических игр на уроке английского языка в старших классах
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы реализации игр на уроках иностранного языка на старшей ступени обучения
1.1. Психолого-педагогические особенности учащихся старшей ступени обучения
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на каждой из образовательных ступеней, активизация познавательной деятельности школьников приобрела особую актуальность. Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. Эффективность обучения иностранному языку в школе зависит от того, насколько его методы, формы и приемы ориентированы на возрастные особенности школьников. Старший школьный возраст охватывает период развития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников IX—XI классов средней школы [11].
К концу этого возраста школьник приобретает некоторую степень идейной и психической зрелости, которая достаточна для дальнейшего учения в вузе или работе на производстве. Психологи отмечают, что это кризисный возраст. В этом возрасте происходят значительные перемены не только на физиологическом уровне, но и в душевной организации. Это переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает завершение физического созревания и достижение социальной зрелости. Старшеклассник вынужден в короткий промежуток времени находить решения основных задач дальнейшего развития.
Старший подростковый возраст является сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности. Сфера взаимоотношений подростка с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает значительное влияние на формирование его личности. Созревание когнитивных и эмоциональных функций ведет к тому, что молодые люди используют новые личностные качества, которые проявляются у них в форме критики, сомнений и противодействия ценностям.
В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает старшему школьнику родителей и становится референтной группой. Нельзя не отметить возрастание личностной тревожности учащихся в данный период. Это можно объяснить особенностями социальной ситуации развития старшеклассника, поскольку перед ним стоит много ответственных действий и решений. Ученики XI классов испытывают чрезмерное беспокойство в связи с подготовкой к ГИА. Старшеклассники боятся не оправдать ожидания учителей и родителей. Очевидно, что в этот период времени требуется быть более внимательными к подросткам и усиленно заниматься с ними по предмету, чтобы они были уверены в своих силах [7].
Педагогу работать со старшими школьниками не всегда просто, поскольку педагог сегодня выполняет иные функции, чем это было в традиционной образовательной модели. В традиционной образовательной модели учитель выдавал знания детям в готовом виде и выполнял функцию педагога – транслятора. В условиях реализации ФГОС педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта. Педагог в традиционной школе формировал у школьника знания, умения и навыки (ЗУН) в рамках изучаемых учебных дисциплин в учебном плане.
Сегодня учитель реализует в образовательном процессе три вида конечного образовательного результата:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности детей и особенность дидактических ситуаций, которые возникают на уроках. При этом важно отметить, что современная школа испытывает достаточно большую потребность в расширении многих методических материалов в области реализации игр и игровых технологий, в том числе и по иностранному языку [13]. При этом, именно игровые технологии позволяют активизировать познавательную деятельность старших школьников.
1.2. Основные цели и этапы работы с лексическим материалом на уроках иностранного языка
Обучение иностранным языкам является многокомпонентным процессом. Этот процесс включает в себя целый ряд навыков и умений. Овладение лексическим навыком имеет системообразующее значение, поскольку лексика, наряду с грамматикой, составляет базу любого языка. Педагогу всегда важно понимать, в чем именно заключается лексический навык и каковы эффективные способы его развития. Одной из задач при изучении иностранного языка является пополнение словарного запаса. При этом. практика показывает, что знание эквивалента того или иного иностранного слова в родном языке не говорит о сформированности лексического навыка [21].
Лексический навык подразумевает работу не только с конкретным словом. Должна проводиться следующая работа:
-с тематическими и семантическими группами;
-со словообразованием;
-с правилами употребления лексем в соответствии с грамматической и стилистической структурой текста высказывания. В определении лексического навыка всегда подчёркивается роль контекста. С.Г. Тер -Минасова указывает, что употребление слова в контексте является непростой задачей. Она пишет о том, что, узнав новое иностранное слово, эквивалент родного, следует быть очень осторожным с его употреблением.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка [Текст] / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2006. - No 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М. А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
5. Ахраменко, Е. В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 19.03.2023).
6. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 19.03.2023).
7. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2007. С.2–6.
8. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2007. – 60 с.
9. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 19.03.2023).
10. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
11. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д.Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
12. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - No 6. - С. 3 – 5.
13. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
14. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
15. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 19.03.2023).
16. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 19.03.2023).
17. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 19.03.2023).
18. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков [текст] / Е. В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
19. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе [Текст] / Е.Д. Нелунова. - Иностранныеязыки в школе. – 2006. - No 7. – С. 62-65.
20. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст]/ подред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2010. – 425 с.
21. Пассов, Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. [текст] – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
22. Рець, М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М. С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 (дата обращения: 19.03.2023).
23. Хужаниязова, Г.Ю. Говорение как цель обучения английскому языку [Текст] / Г.Ю. Хужаниязова. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С.15-18.
24. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А.Н.Щукин. – М.: Фломатис, 2006. – 480 с.
25. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам [Текст] / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188с.