Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Все мы учились в школе и с уверенностью можно сказать, каждому есть за что похвалить, а за что и покритиковать свое образование, например, систе-му оценок, непосильное домашнее задание, лишние навязанные нам предметы. Существует устойчивое мнение, что наше Российское и Советское образование самое лучшее. Наши школьники выигрывают олимпиады на разном уровне городских, муниципальных и даже международных уровнях. Выпускники ста-новятся специалистами ведущих мировых компаний . Но зачастую такие фено-менальные успехи связаны с применением инициативными педагогами нестан-дартных методов обучения. Каждый учитель должен продумывать свою рабо-ту, чтобы каждая ступень в своей работе имела только положительный резуль-тат и помогала учащимися преодолеть всевозможные возникающие трудности. Все последние социологические опросы выявили прямую зависимость между эмоциональными навыками и психологическим климатом в классном коллекти-ве, в семье, между родителями и детьми, уровнем мотивации к учебе [2].
При изучении методической и психолого-педагогической литературы были вы-явлены следующие противоречия между:
• Обилием научного материала и конкретных инструментов, которые поз-воляют выстроить весь процесс обучения ;
• Осознанием и перестройкой сопроводительного процесса обучения к са-мостоятельному изучению материала и саморазвитием;
• Недостаточным теоретическим обоснованием и методическим обеспече-нием
Возникшее противоречие помогло обозначить проблему исследования: создание методических условий, позволяющие правильно организовывать учебную деятельность на уроке истории в 6 классе.
Цель исследования: организовать учебную деятельность при использо-вании различных методов на уроках истории в общеобразовательной школе.
Данная проблема позволила обозначить объект исследования: органи-зация учебной деятельности в процессе обучения школьников истории с ис-пользованием различных методов.
Предмет исследования: методические условия для организации учебной деятельности на уроках истории.
В настоящее время к выпускникам школы предъявляются повышенные требования: быть способными к личностному и профессиональному самоопре-делению, самостоятельному и ответственному принятию решений, в том числе в новых экономических условиях. Для этого необходимо в образовательном процессе школы создавать адекватные условия для общего развития обучаю-щегося.
Курсовая работа имеет такую структуру:
Введение
Основная часть делится на две главы
Первая глава состоит из трех параграфов. Здесь рассматриваются основ-ные теоретические понятия, обозначены некоторые исторические факты, важ-ность изучения истории.
Вторая глава состоит из трех параграфов. Конспект урока
Заключение
Источники и литература
Теоретическая значимость исследования заключается в определении и си-стематизации понятий в области применения и организации учебной деятель-ности на уроках истории.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные мето-дические материалы могут использоваться в практике преподавания истории в 5-11 классах общеобразовательных учреждений.
Новизна предполагаемой работы заключается в том, что последовательно рассмотрены этапы организации учебной деятельности на уроках истории в 6 классе [2,5].
Глава 1Теоретические основы организации учебной деятельности
1.1. Процесс формирования исторических знаний
Вместе с тем первое обращение к истории России в школе происходит на уровне начального общего образования в рамках курса «Окружающий мир». При изучении входящих в этот курс рассказов по истории России должна про-исходить социализация обучающихся путём формирования элементарных ис-торико-культурных представлений, обогащения познавательной и эмоцио-нально-ценностной сфер личности. Знания по истории должны быть представ-лены во взаимосвязи истории страны и истории города, села, своей семьи. Структура и содержание этого курса должны выстраиваться в логическом со-ответствии с основными принципами Концепции и Историко-культурного стандарта.
В основной школе изучается история России с древнейших времён до 1914 года. Здесь должны быть сформированы базовые знания об основных этапах исторического пути России, её месте в мировой истории. История рас-крывается на многоуровневой основе: как история государства, его регионов, народов и социальных групп, история семьи, человека и т.д. Это способствует самоидентификации обучающихся как граждан своей страны, жителей края, города, представителей определённых этнических и религиозных общностей. Обучающиеся приобретают опыт изучения различных источников информации об истории России, родного края.[5].
Постоянно изменяющаяся социокультурная и информационная среда в не меньшей, а иногда в большей степени, чем образование и воспитание, стали оказывать существенное влияние на учащуюся и студенческую молодежь, осо-бенно на ее интеллектуальное, духовно-нравственное развитие и саморазвитие. При этом вектор, а главное результативность трансформации человека XXI в. по сравнению с человеком прошлых эпох очень часто оказывались не столько созидающей, сколько саморазрушающей направленности. Если же сегодня в целом взять современную систему образования, то она изначально в своей ос-нове не ориентирована на развитие и тем более на творческое саморазвитие у современного молодого человека ответственных, высоконравственных и муд-рых решений [6].
Современность требует быстрых решений, всегда свежих взглядов, без оглядки на прошлое. Целью взаимодействия является создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, ду-ховно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социаль-но-психологической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе со-циализации, а также защита человека в его жизненном пространстве. Приори-тетным направлением образовательной политики и актуальной проблемой научно-прикладных междисциплинарных исследований становится подготовка личности к решению творческих учебно-познавательных, профессиональных и жизненных задач.
В настоящее время общество испытывает потребность в инициативных, творчески мыслящих специалистах, способных обеспечить обновление всех сторон общественной жизни, умеющих принимать нестандартные профессио-нальные и жизненные решения. Приоритетным направлением образовательной политики и актуальной проблемой научно-прикладных междисциплинарных исследований становится подготовка личности к решению творческих, учебно-познавательных, профессиональных и жизненных задач [6].
Каждый день в мире происходят разные события. Мы узнаем о них из интернета, выпусков новостей, газет. Если сегодня произошло важное откры-тие, или где-то избрали нового президента, на завтрашний день , это событие станет историей и так продолжается из года в год. Но если очевидцами истори-ческих событий современности стали мы сами, то откуда многие знают, что произошло 50,100 или даже 1000 лет назад. Всем известно, что этим занима-ются учёные-историки, они собирают информацию и тщательно её обрабаты-вают, приоткрывая нам двери в прошлое. История – наука, изучающая не про-сто минувшее время, а только то, связано с людьми. Историческая наука, это вид познавательной деятельности, направленный на получение разъяснения объективных знаний, деятельность, направленная на сбор фактов, их регуляр-ного обновления, систематизации и критического анализа. В современном об-ществе историческая наука проникла во все сферы и структуры исследований и жизни деятельности. Это всё увеличило острую потребность в точности фатов. Просто кость мамонта не заинтересует историка, а вот то, что она найдена ря-дом с золой древнего костра в неизвестной пещере, или то, что эту кость специ-ально обработали, это уже важная находка. Учёные делают множество откры-тий, однако смогли бы они это делать, не имея основ, заложенных много лет или веков назад. Понимание древнейшими людьми, что палка может не просто лежать на земле, а стать предметом полезным – первый шаг к современным техническим открытиям. Из поколения в поколение люди передавали свои зна-ния, фиксировали неожиданные находки. История помогает нам научиться за-мечать важные факты. Часто мы смотрим телевизионные новости, не анализи-руя то, что нам сообщают, мы просто воспринимаем нужную именно для нас информацию. Благодаря истории можно научиться понимать действия полити-ков, оценивать их правильность. Всем известно, что история циклична и многое повторяется. Зная, к чему привели события прошлых лет, можно предугадать чем обернется то или иное событие, решение для современного мира.
Вопрос формирования исторических представлений у учащихся стал волновать педагогов и методистов уже в дореволюционный период. Это было вызвано особенностями усвоения исторического материала школьниками и спецификой исторического факта. Дореволюционные методисты говорили, в этой связи, о необходимости образного преподавания истории в школе, опре-деляя пути обогащения исторических представлений учащихся посредством рассказа учителя, беседы и использованием наглядных средств обучения [10].
Советские методисты внесли заметный вклад в теорию и практику фор-мирования исторических представлений у школьников. Исторические пред-ставления были определены как необходимая первая ступень в формировании исторических понятий, которые, в свою очередь, ведут к формированию начал исторического мировоззрения учащихся. Методистами советского периода бы-ла предложена классификация исторических представлений, разработаны при-емы создания исторических представлений каждого типа: времени, простран-ства, фактов прошлого.
Современные методисты в своих работах обращают внимание учителей на необходимость формирования исторических представлений как условия вы-работки у учащихся основных предметных умений: хронологических и карто-графических. Однако, анализ научной и учебно-методической литературы поз-воляет сделать вывод о том, что на современном этапе учителям не предложе-ны методические рекомендации, включая поурочные разработки, по формиро-ванию исторических представлений у учащихся начальных классов. Таким об-разом, до настоящего времени не издана комплексная методическая система формирования исторических представлений у школьников на содержательном материале вводного исторического курса, выстроенная с учетом возрастных закономерностей развития учащихся начальной ступени, их особенностям и возможностям [8].
На практике применяются и оправдали себя следующие приемы текущей проверки:
1. Рассказ учащегося – один из важнейших приемов. Он применяется в нескольких вариантах: рассказ целой темы (объем 1–2 уроков), рассказ части темы, рассказ «по цепочке», когда учитель неожидан-но прерывает отвечающего и просит продолжить второго ученика, потом третьего и т.д.
2. Вопросы, на которые учащиеся дают самостоятельные творческие ответы. Этот вид опроса самый экономный во времени и гибкий. Он позволяет охватить многих учащихся, а из большого материала отобрать только самый важный.
3. Составление на доске плана. При составлении плана учащиеся раз-вивают и совершенствуют логику изложения, закрепляют знания по основному содержанию большой темы. Составление плана развива-ет умение предельно кратко формулировать мысли, обобщать ма-териал, хорошо излагать тему в заданный срок.
4. Опрос посредством составления/заполнения таблицы. Он является прекрасным средством: а) составления и сравнения оценки явлений, событий, понятий; б) размещения в хронологическом порядке са-мой важной части материала; в) мнемонического воздействия (об-легчающего запоминание).
5. Беседа с целью выявления знаний. В ходе беседы обсуждается ка-кая-то проблема, решается логическое задание, и учащиеся, опира-ясь на свои знания и руководимые учителем, самостоятельно при-ходят к каким-то выводам.
6. Письменная работа. Этот прием позволяет за короткий срок прове-рить знания всех учащихся.
7. Доклад ученика в классе. Доклад является важным этапом роста ученика и позволяет глубоко проверить его общее развитие, зна-ния, интересы, инициативу.
8. Фронтальный опрос. Для проведения фронтального опроса учитель составляет 10–15 вопросов по текущему материалу.
Безусловно, при поурочной проверке знаний основное внимание уделяет-ся проверке текущего материала, а пройденный ранее материал не обязательно спрашивать у каждого вызванного учащегося. Но учитель должен помнить, что спрашивать пройденный материал он может, если задал его повторить. В редких случаях допускается неожиданное (незаданное) спрашивание пройден-ного материала. Оно побуждает учащихся самостоятельно повторять и проч-нее усваивать материал [12].
Процесс обучения истории представляет собой часть общего учебновос-питательного процесса в школе, но особую часть. Он осуществляется на основе общих принципов дидактики (раздел педагогики, излагающий теорию образо-вания и обучения). К ним относятся: а) научность обучения; б) воспитывающий характер обучения; в) наглядность обучения; г) сознательность и активность в обучении; д) прочность усвоения знаний; е) систематичность и последователь-ность в обучении; ж) доступность обучения; з) индивидуальный подход в усло-виях коллективной работы. На эти дидактические принципы следует опираться в преподавании различных учебных дисциплин с учетом их специфики.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. . Алексашкина Л. Н. — Деятельностный подход в изучении истории в школе //Преподавание истории и обществознания в школе / Л. Н. Алек-сашкина, — 2005. –№ 9. –- С. — 10.
2. Алексашина Л. Н. Методологические основы школьного курса истории: Дис. … д-р. пед. наук: 13.00.02: М., 1999. URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/metodologicheskie-osnovy-shkolnogo-kursa-istorii.html
3. Андреевская Н.В., Вернадский В.Н. Методические советы начинающему учителю. Вып. 1. М.: Учпедгиз, 1940. - 186 с.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование уни-версальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М. Просвещение. 2011
5. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального мастерства. М.: Центр педагогиче-ского мастерства, 2004.
6. Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 1966.
7. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности /Вопросы психологии/ - 1994, №4 - С.45.
8. Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015. — 192 с.
9. Каждан А. П. Деревня и город в Византии XI–XII вв. // Actes du XIIe Congrès international des Études byzantines. Beograd, 1963. Vol. 1.
10. Кулагина, Г. А. Сто игр по истории: Пособие для учителя / Г. А. Кулагина. – М. : Просвещение, 1983. –240 с.
11. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990, с. 89, 100,115.
12. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / Н. В. Матяш. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия». 2014
13. Мунич, М. М. Теоретические основы организации современного урока истории в школе / М. М. Мунич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 395-399. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82764/ (дата обращения: 18.03.2023).
14. Павлова Ю.А. Психолого-педагогические условия формирования умений и навыков / Ю.А. Павлова. М. Педагогика. 2008
15. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад М.: Большая российская энциклопедия. 2002
16. Рахимов А.З. Педагогическая технология творческого развития: ме-тодическое пособие по развивающему обучению / А.З. Рахимов. – Уфа: Творчество, 2003. – 142 с.
17. Справочник учителя истории и обществознания / авт. сост. Т.И. Се-чина и др. Волгоград: Учитель. 2013
18. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения исто-рии[Текст]//Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.: В 2 ч./ А.Т. Степанищев. - М., 2002. – 198 с.
19. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе[Текст]// Учебник для студентов/ М.Т. Студеникин. - М., 2000. – 248 с.
20. Троицкий Ю. А. Дети пишут историю // Преподавание истории в школе. 1999. № 1. С. 28-42.
21. Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. – М.: Педагогика, 1982. – 215
22. Хлытина О. М. Исторические источники в учебном историческом познании: традиции и инновации // Омский научный вестник. 2008. № 6. С. 163-167
23. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2