Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Анализ последних исследований позволяет рассматривать арт-терапию как синтез нескольких отраслей научного знания: искусства, психологии и медицины. Преимущественно она используется в терапевтической и коррекционной практике в виде совокупности методик, основанных на применении различных видов искусства и способствуют стимулированию творческого потенциала ребенка, коррекции психосоматических, психоэмоциональных нарушений и отклонений в личностном развитии. И хотя отдельные аспекты применения методов арт-терапии неоднократно были предметом исследований отечественных и зарубежных ученых, проблема использования технологии арт-терапии в коррекционно-воспитательной работе пока еще не получила своего системного решения.
Занятия музыкально-ритмическими движениями, основанные на взаимосвязи музыки и ритмики, повышают общий жизненный тонус детей с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, помогают в формировании основных движений, регулируют деятельность многих систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной), вырабатывают правильную осанку, скоординированный мышечный тонус, формируют произвольность психических функций. А соединение движений под музыку со словом оказывает коррекционное воздействие на формирование речевой функции детей с проблемами.
Цель исследования: изучение уровня активного словаря детей с общим недоразвитием речи и составление логопедических занятий с применением элементов музыкотерапии.
Объект исследования: активный словарь.
Предмет исследования: элементы музыкотерапии на логопедических занятиях как условие развитее активного словаря детей с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования заключается в том, что элементы музыкотерапии на логопедических занятиях способствуют развитию активного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для раскрытия поставленной в работе цели были определены следующие задачи исследования:
- теоретически обосновать проблему исследования;
- выявить уровень развития активного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.
- составить конспекты логопедических занятий с элементами музыкотерапии, направленных на развитие активного словаря дошкольников с ОНР.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач использовалась группа методов: теоретические (обобщение, систематизация собранных данных); эмпирические (логопедическое обследование, психолого-педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов).
Экспериментальная база МБДОУ детский сад «Огонек», Красногорский район, село Красногорское. Группа детей в количестве 20 человек.
Практическая значимость работы заключается в том, что составленные конспекты логопедических занятий с элементами музыкотерапии, направленные на развитие активного словаря дошкольников с ОНР, могут использовать педагоги в свой деятельности.
Материалы данной работы могут быть использованы студентами при подготовке к практическим занятиям по дошкольной педагогике и психологии.
Глава 1. Теоретические основы методики применения музыкотерапии на логопедических занятиях для детей с общим недоразвитием речи
1.1. Музыкотерапия как средство развития речи
Современные исследования музыкотерапии охватывают различные ее аспекты. Так, содержание арт-терапевтических технологий, историю их развития и современные особенности применения рассмотрены в работах А. Вознесенского, Е. Копытина, Л. Терлецкой и др. Возможности использования различных форм и методик арт-терапии в психологической практике исследовали А. Копытин, К. Рудестам, В. Соловьева и др. [1].
Педагогические аспекты применения музыкотерапии (арт-педагогика, педагогика творчества) проанализированы в работах А. Деркач, Л. Лебедевой и др. Особенности практического применения арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями освещены в исследовании Л. Никишин, Л. Федоткин, Л. Вадрус, Н. Некряч, А. Образцовой и др. [2].
Изучение возможностей эффективного использование музыкотерапии в системе реабилитации речевых расстройств - сложная и интересная проблема на перекрестке многих смежных наук: медицины, психологии, педагогики, искусствоведения и, конечно, логопедии.
Так как музыкотерапия представляет собой методику лечения или коррекции с помощью художественного творчества, то сегодня она считается одним из самых эффективных методов. В разных странах существуют различные модели арт-терапии. Очень важно отметить, что данная методика почти не имеет противопоказаний и ограничений, и может быть использована в работе с детьми с речевыми нарушениями.
Музыкотерапия, обеспечивает гармоничное и динамичное взаимодействие между ребенком, продуктом его творчества и взрослым (психологом, педагогом, воспитателем), а также осуществляет терапевтическое или коррекционное воздействие на психофизическое состояние ребенка, но и реализует основные функции образования: воспитательную, развивающую, диагностическую, коррекционную, социализирующую и т.п.
1.2. Музыкотерапия в структуре логопедического занятия
Музыкотерапия может проводится в форме тематических занятий, строящихся на импровизированной деятельности педагога и детей. На занятиях используются различные упражнения под музыку, основанные на естественных движениях тела, избегая строгой регламентации. В процессе танца формируются ориентирования в пространстве, произвольная двигательная активность, необходимая для функционирования всех психических процессов, обеспечивает регуляцию мышечного тонуса, снятия напряжения; развивает «чувство» своего тела, осознание возможностей адекватной передачи своих чувств и переживаний через выразительные движения под музыку.
Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, произнесение слогов и слов. Если звукопроизношение ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихи, потешки с ритмическими движениями в песке или воде. Часто логопеду нужно брать руки ребенка в свои и действовать сообща. Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, дает больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения.
Таким образом, посредством музыкотерапии возможно эффективное коррекционное воздействие на детей с психофизическими нарушениями, с нарушением речи в частности. Музыкотерапия выходит за пределы традиционного образовательного и коррекционного процесса, гармонично сочетая психолого-педагогический, коррекционно-развивающий, медицинский и социальный аспекты.
Использование этой технологии позволяет осуществлять более эффективное воздействие на речевые центры, побуждает к развитию речи ребенка, что позволяет осуществить одновременно коррекционное воздействие как на первичные, так и вторичные и третичные дефекты детей с речевыми нарушениями.
1.3. Основные понятия, формы и методы музыкотерапии для детей с ОНР
Педагогическая коррекция с помощью музыкотерапии у детей с речевыми проблемами имеет свои особенности и определяет целесообразность учета общих и индивидуальных направлений и условий работы, а именно: возраста ребенка, степени зрелости всех функциональных систем и индивидуальных свойств личности.
При проведении арт-терапевтических занятий педагогу необходимо:
- установить с ребенком доброжелательный двусторонний контакт;
- установить направления и задачи коррекционной работы по арт-терапии;
- подобрать виды арт-терапии, которые способен выполнить конкретный ребенок и получить результат;
- осознавать и помнить о возможных трудностях ребенка в реализации своих возможностей;
- дать возможность ребенку самостоятельно выбирать задания;
- регламентировать работу ребенка, способствовать повышению концентрации внимания.
Выше изложенные правила проведения занятие с использованием музыкотерапии стимулируют познавательную активность ребенка, организуют поведение и повышают самооценку ребенка с речевыми нарушениями.
Как технология коррекционно-воспитательного процесса, музыкотерапия приобретает все большую актуальность, прежде всего благодаря широким возможностям использования для детей практически всех категорий психофизических расстройств, в частности имеющих тяжелые речевые нарушения, поскольку музыкотерапия – это преимущественно невербальная форма работы.
Применение данного вида деятельности в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями позволяет получить следующие положительные результаты:
- создает благоприятные условия для развития общения замкнутых детей, позволяет развивать коммуникативные навыки ребенка способность к сотрудничеству со сверстниками;
- оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний, на развитие произвольности и способности саморегуляции, уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.
Основная ее функция – это снятие эмоциональных давлений, при том, что танец или ритмические движения - это средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения, обеспечения релаксации, регуляции эмоционального состояния, коррекции моторной сферы.
Лёгкая спокойная музыка, которую дети слушают во время коррекционных занятий, действует успокаивающе на их нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. На занятиях используют следующие приёмы музыкотерапии:
– прослушивание музыкальных произведений;
– ритмические движения под музыку;
– сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса;
– пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение;
1.4. Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) в теоретических и практических исследованиях в области логопедии определяется как сложное речевое расстройство, которое сопровождается нарушением формирования всего комплекса компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя и звукопроизношения, при отсутствии стойких нарушений слухового восприятия и интеллектуального развития [19].
Детей с нарушениями речи различного характера (дизартрией, алалией, ринолалией, афазией и др.) объединяют в группу с ОНР в том случае, если имеют место идентичные патологические проявления во всех вышеуказанных компонентах.
Речь детей с ОНР, вопреки различиям в этиологии дефектов, характеризуется общими типичными проявлениями, указывающими на наличие системного нарушения речевой деятельности: поздним появлением экспрессивной речи, выраженным аграмматизмом, дефектами звукопроизношения и фонемообразования, нарушениями слоговой структуры слов, несформированностью связной речи [17].
По мнению Р.Е. Левиной – основоположника учения об ОНР, детей с данной патологией можно разделить на три основные группы (уровня):
I уровень ОНР («безречевые» дети) проявляется или в полном отсутствии речи, или в наличии отдельных речевых элементов. Активный словарный запас дошкольника ограничен, образован небольшим количеством слов, неточных по структурному и звуковому составу, звукоподражательных элементов и звуковых комплексов.
Речь ребенка активно сопровождается жестами и мимикой, но для восприятия окружающих остается непонятной. К проявлениям ограниченности активного словаря можно отнести и то, что одним и тем же словом такие дети могут обозначать несколько понятий, и, наоборот, характеризовать одно и то же понятие разными словами. У них не выражено дифференцирование при обозначении предметов и действий: название действий заменяется названием предметов. Пассивный словарный запас гораздо шире активного, понимание речи выражено хорошо.
В зависимости от степени тяжести речевого дефекта Р. Е. Левина различает три уровня речевого развития.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для вузов / Е. А. Медведева [и др.]; под редакцией Е. А. Медведевой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – 274 с.
2. Вальдес Одриосола, М. С. Арт-терапия в системе психолого-педагогического сопровождения детей с нормальным и нарушенным развитием: методическое пособие / М.С. Вальдес Одриосола, В.Г. Колягина. – Москва: НКЦ, 2017. – 176 с.
3. Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (при нормальном и нарушенном развитии) / В. И. Лубовский. – 2-е изд., доп. – Москва: Буки Веди, 2013. – 198 с.
4. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и средн. педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 2-е издание, стереотип. – Москва: АСТ: Астрель, 2020. – 319 с. – Текст: непосредственный.
5. Беликова М. В. Логоритмика как средство формирования просодии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2017. № 1(58). С. 70–73
6. Волкова, Л.С. Логопедия: учеб.для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова. – Москва: Владос, 2019. – 173 с. – Текст: непосредственный.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – Москва: Ось-89, 2020. – 224 с. – Текст: непосредственный.
8. Дмитриева Е.Е., Ветрова Я.И. Особенности коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи/ Е.Е. Дмитриева, Я.И. Ветрова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
9. Дубова, Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] // Логопед в детском саду. - 2006. - № 3. - С. 36-38.
10. Красовская Е.В., Данилова А.Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 80-82.
11. Екжанова Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. – Москва: КАРО, 2020. – 254 с. – Текст: непосредственный.
12. Екжанова Е.А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых). – Москва: Логос, 2019. – 124 с. – Текст: непосредственный.
13. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Москва: Литург , 2019. – 173 с. – Текст: непосредственный.
14. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : книга для логопеда /Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР.2003.320с.
15. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. – Москва: Владос , 2019. – 167 с. – Текст: непосредственный.
16. Жулина Е. В., Кадикина М. В. Логопедическая ритмика в комплексной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2.
17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 3-е изд., исправ. и доп. – Москва: Владос, 2020. – 223 с. – Текст: непосредственный.
18. Кондратенко, И.Ю. Формирование коммуникативного поведения у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста // коммуникативно- речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: монография [Текст]. - Архангельск, 2019. - 130 с
19. Спирова, Л.Ф., Особенности развития связной речи у детей с общим ее недоразвитием. - М., 20ё4. - 164 с.
20. Коноваленко, С.В. Профилактика и коррекция нарушений чтения, письма и счета в играх [Текст] / С. В. Коноваленко – Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. — 2015. — №3. — С. 13-16.
21. Короткова, А.В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова – Текст: непосредственный // Логопедия. - №1. -2004. - С. 26-27.
22. Кукушкин, И.И. Классификации нарушений развития детей в структуре виртуального каталога исследований / И. И. Кукушкин // – Текст: непосредственный Дефектология. — 2015. — №1. — С. 32-41.
23. Кулганов, В.А. Ошибки воспитания и невротизация детей [Текст] / В. А. Кулганов – Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 54-57.
24. Кучмезова, Н.В. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ: методические рекомендации / Н.В. Кучмезова, И.А. Лигостаева. – Москва.: Сфера, - 2015. – 64 с. – Текст: непосредственный.
25. Лагутина М. Д. Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей с ОНР // Инновационная наука. 2020. № 7. С. 71–76.
26. Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии: Учебное пособие. – Санкт-Петербург.: - СПб университета, - 2013. - 52 с. – Текст: непосредственный.
27. Нартова, И. Развиваем мелкую моторику [Текст] / И. Нартова – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. — 2015. — №4. — С. 83-86.
28. Нищева, Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общм недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нишева. - Санкт-Петербург.: -Детство-пресс, - 2015. - 16 с. – Текст: непосредственный.
29. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева, И.А. Смирновой – 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург.: - Детство-пресс, - 2015. - 16 с. – Текст: непосредственный.
30. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Академия. 2016. 361 с.
31. Петрова, Е. В. Формирование коммуникативной компетенции у детей с задержкой психического развития. – Москва.: - Школьная Книга, - 2012. - 320с. – Текст: непосредственный.
32. Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребенка: учеб. пособие / С.В. Плотникова. - Москва.: ФЛИНТА, Наука. - 2018. - 129с. – Текст: непосредственный.
33. Поддьяков, Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. - Санкт-Петербург: -Речь, - 2013. - 144 с. – Текст: непосредственный.