Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде, одних лишь экологических знаний и умений школьников недостаточно, чтобы они до конца понимать все те экологические проблемы, которые сегодня существуют. Необходима активная позиция молодёжи, в том числе младших школьников и подростков, чтобы это в дальнейшем могло служить гарантом сохранения природы и окружающей среды. Перед образовательной средой стоит вопрос главенствующего значения экологического образования и культуры, которые бы соответствовали всем этим требованиям. Люди должны заботиться не только о своём собственном совершенствовании и благополучии. Необходимо, чтобы они как можно больше проникались бы заботой об окружающей природе, мире, человечестве.
Воспитанная и культурная личность формирует отношение к собственным экологически целесообразным действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Человек будет готов и способен ответственно относиться к окружающей среде, будет вести себя нравственно по отношению к природе только в том случае, когда в процессе экологического воспитания и культуры будут сочетаться с личным участием в природоохранной деятельности и пропаганде современных идей по оптимизации отношений общества и природы.
От культуры и образования зависит, насколько грамотными и компетентными будут в дальнейшем российские школьники. Это также имеет непосредственное отношение к экологической культуре. Обществу пришлось обратить внимание на экологическую составляющую и сейчас недостаточно знать и понимать, что проблемы подобного рода существуют. Их необходимо решать всем миром. Образованная и культурная современная личность сама формирует отношение к собственным экологически целесообразным действиям.
Цель работы: теоретически рассмотреть и практически обосновать Воспитание экологической культуры у подростков.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры подростков.
Предмет исследования: формы и методы формирования экологической культуры подростков.
Задачи:
1. Изучить сущность понятия экологическая культура.
2. Описать формы и методы формирования экологической культуры у подростков
3. Провести диагностику уровня сформированности экологической культуры подростков.
4. Рассмотреть экологический проект как форму формирования экологической культуры у подростков.
5. Проанализировать результаты диагностики и сделать выводы.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация, сравнение, беседа, эксперимент.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы воспитания экологической культуры у подростков
1.1. Сущность понятия экологическая культура
Осознание экологических проблем современной цивилизацией выдвигает перед образованием и обществом новые задачи. Их задачей является формирование сознательного отношения подростков к экологическим проблемам окружающей среды. Каждый человек сегодня должен иметь культурную составляющую, которая бы касалась непосредственно проблем экологии. Под экологической культурой понимают составную часть общечеловеческой культуры.
Это мировоззренческая система взглядов, знаний, умений, установок и ценностей субъекта, а также, социальных отношений и норм, определяющих и регулирующих взаимоотношения человека и окружающей природной и техногенной среды [15]. Про сформированную экологическую культуру речь можно вести в том случае, если человек уже имеет определённые собственные взгляды на экологические проблемы человечества. При этом субъект владеет определёнными знаниями, умениями, навыками и компетенциями. У него уже сложилась своя собственная система ценностей и установок. Всего этого ещё нельзя сказать о подростках, которые лишь начинают понимать, что такое мировоззрение, ценности и ценностные установки. Тем не менее, чем раньше образовательная система будет обращать внимание детей и подростков на существующие в этой области проблемы, тем понятнее им станет, что такое экологическая культура в целом.
В образовательной практике это должно пронизывать все направления школьной деятельности, поскольку экологическое содержание достаточно обширно, и оно позволяет заниматься экологическим воспитанием и формированием экологической культуры. Современный образовательный процесс в школе, сегодня регламентируют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), начиная от начальной школы и заканчивая средним полным образованием. Необходимо, чтобы экологическое образование школьников затрагивало как урочную, так и внеурочную деятельность. Если речь идёт об экологическом образовании. То в первую очередь подразумевается когнитивный аспект в образовании личности. Это несомненно очень важно при формировании у подростков экологической культуры, но этого не достаточно для её полной сформированности.
Культура всегда подразумевает наличие ценностного аспекта в общей системе образования. Помочь решить эту проблему может системное экологическое воспитание школьников. Это произойдёт лишь в том случае, если педагог будет целесообразно использовать в образовательном процессе и в рамках внеурочной деятельности оптимальные формы и методы работы, включая подходящие педагогические технологии. Экологическое содержание образования должно быть отражено как в основном содержании, так и в содержании дополнительного образования [3].
Само понятие образования всегда подразумевает реализацию триединой образовательной цели – это реализация в учебно-воспитательном процессе обучения, воспитания и развитие личности субъекта. При формировании экологической культуры подростка речь, прежде всего, идёт о формировании их личностных свойств и качеств, на основе экологического содержания наиболее подходящих образовательных областей. В данном контексте термины обучение и воспитание являются неразрывными. Необходимо чтобы в школе в обязательном порядке сохранялась преемственность экологического содержания от начальной школы, до основной и полной старшей школы.
Современные ФГОС помимо знаниевого компонента подразумевают формирование универсальных учебных действий (УУД) как метапредметного образовательного результата. Отдельно ФГОС рассматривает личностный результат, который также является обязательным для реализации в целостном образовательном процессе. В многочисленных исследованиях учёных рассмотрена важность экологического образования в образовательной организации [17]. В начальной школе у младших школьников происходит интенсивное накопление знаний об окружающем мире, способствующее становлению личности и началу формирования экологической образованности младшего школьника (Симонова, 1998).
Сегодня перед учеными остро стоит вопрос о необходимости изменения отношения человека к природе и обеспечение соответствующего образования и культуры нового поколения, в том числе, экологического. Это должен быть компетентный человек с гуманными нравственными установками. Именно сформированность УУД позволит этого достичь. Под УУД будем понимать все формируемые надпредметные действия, в том числе общеучебные умения и общие способы деятельности, поскольку именно содержание экологического образования позволит всё это реализовывать в совокупности, что в дальнейшем позволит говорить о наличии основ экологической культуры подростка. Все УУД должны рассматриваться в контексте содержания учебных предметов, личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Очевидно, что экологическое образование является неотъемлемой частью общего образования и несет в себе колоссальный нравственный потенциал.
Учитель должен стремиться формировать у каждого из школьников, знание о единстве живой и неживой природы. Он должен воспитывать у школьников ценностные ориентации экологического характера, формировать мотивы и потребности экологически целесообразного поведения, что несомненно будет относиться к экологическому воспитанию в контексте триединой образовательной цели. У детей необходимо развивать способности анализа экологических ситуаций и альтернативное мышление, способствующее правильному выбору способов решения экологических проблем. Как главную цель экологического образования можно отметить формирование экологической культуры [23].
Речь идёт о совокупности экологического знания, сознания и ценностных ориентаций в области экологии. Учитывая то, что в современном образовании присутствует главный принцип «научить учиться», это может означать лишь то, что трансляции педагогом знаний по экологии будет сегодня в образовательном процессе недостаточно. При этом, главная задача учителя уметь отбирать оптимальные образовательные технологии и методики, которые максимально активизируют учебную и познавательную деятельность школьников.
Учебный или исследовательский проект сегодня – это требование ФГОС, как для начальной школы, так и для основной. Это хорошая альтернатива традиционному обучению, поскольку использование современных обучающих и развивающих технологий позволят обеспечить возможность каждого школьника самостоятельно осуществлять свою учебную и познавательную деятельность. Занятия по экологии должны стать неотъемлемым компонентом и в рамках внеурочной деятельности, поскольку содержательная часть экологического образования чрезвычайно широка и разнообразна.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексенцева, И.А. Формирование нравственной культуры младших школьников посредством экологического воспитания. [Электронный ресурс] // Косова Е. М. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/601764/ (дата обращения: 22.03.2023).
2. Асташина, Н.И. Организация и использование экологических троп в условиях перехода на новые образовательные стандарты [Текст] / Н.И. Асташина // Биология в школе. – М., 2015 – № 5. – С.48-52.
3. Басова, Е.А. Дидактический потенциал уроков биологии и экологии при формировании функциональной грамотности учащихся [Текст] / Е.А. Басова // Биология в школе. – М., 2016 – № 9-10. – С.67-72.
4. Бородько, М.В. Каким быть экологическому образованию [Текст]/ М. В. Бородько // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 40– 56.
5. Власова, С.С. Проектная деятельность социально-экологической направленности [Текст] / С.С. Власова, С.В. Суматохин // Биология в школе. – М., 2015 – № 1. – С.51-57.
6. Груничева, Е.В. Развитие экологической культуры в рамках сотрудничества с родителями учащихся как субъектами образовательного процесса. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://viro.edu.ru/attachments/article/4072/Grunicheva%20E.V..pdf (дата обращения: 22.03.2023).
7. Головихина, О.С. Опыт Госкорпорации «Росатом» по привлечению молодежи к информационной работе в интересах атомной энергетики [Текст] / О.С. Головихина Н.В. Горин, Д.В. Шмаков, Л.Г. Матвеева // Вестник ЧГПУ. 2018. № 1. – С. 67-77.
8. Горин, Н.В. Развитие инициативы Госкорпорации «Росатом»: образовательный проект «Зеленый квадрат» [Текст] / Н.В.Горин, О.С. Головихина, Н.Л.Абрамова, С.В. Нечаева, Л.Г. Матвеева // Педагогическое образование в России. Стратегия образования. 2018. № 12. – С. 23-28.
9. Грачев, С.В. Мастер-класс по биологической микротехнике [Текст]// Урал: природа, история, культура: материалы Межрегиональной молодѐжной НПК, проходящей в рамках Большого географического фестиваля «Моя Земля», 21 марта 2017 / ред. Янцер О.В., Ванюкова Т.В.: ФГБОУ ВО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2017. – С.137-140.
10. Дьяченко, А.П. Мастер-класс как особая форма организации обучения биологии [Текст] // Современные исследования природных и социально-экономических систем. Инновационные процессы и проблемы развития естественнонаучного образования. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016 – С. 42-45.
11. Ермаков, Д.С. Экологическая грамотность учащихся: теория и практика [Текст] / Д.С. Ермаков // Биология в школе. – М., 2016 – № 5. – С.52-60.
12. Захлебный, А.Н. О надпредметной функции экологического образования [Текст] / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 1. – С. 3–8.
13. Иванов, С.А. Генезис детских экологических практик: от изучения экосистем - к сенсорному взаимодействию с природой [Текст] / С.А. Иванов // Научный диалог. 2016. № 9 (57). – С. 283-296.
14. Игумнова, Е.А. Проектирование образовательного квеста на основе технологической карты [Текст] / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая // Биология в школе. – М., 2016 – № 6. – С.51-61.
15. Казарова, О.А. Адаптивно-инновационные возможности организации игр биологического и экологического содержания [Текст] / О.А. Казарова // Биология в школе. – М., 2017 – № 6. – С.71-78.
16. Киселева, Н.Ю. Международный экологообразовательный интернет-проект «Весна идет!» как инструмент организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников [Текст] / Н.Ю. Киселева, А.С. Варламов // Биология в школе. – М., 2016 – № 3. – С.54-60.
17. Курбатова, А.С. Влияние педагогических факторов на нравственное развитие младших школьников [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №1. С.185-188. Режим доступа: https://expeducation.ru/ra/article/view?id=9416 (дата обращения: 22.03.2023).
18. Курбатова, А. С. Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие младших школьников [Электронный ресурс] / Ханова Т.Г. // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=25796 (дата обращения: 22.03.2023).
19. Королькова, Е.О. Образовательный потенциал экологических маршрутов на болотных экосистемах ООПТ [Текст] / Е.О. Королькова // Биология в школе. – М., 2017 – № 4. – С.72-80.
20. Коростелёва, В.А. Проблемы географических исследований школьников в рамках внеурочной деятельности // Экологический центр «Экосистема» [Электронный ресурс]. URL: http://ecosystema.ru/03programs/publ/korost/1_1_2.html (дата обращения: 22.03.2023).
21. Марфенин, Н.Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития [Текст] / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Россия в окружающем мире: 2005: аналит. ежегодник.– М.: Модус-К – Этерна, 2006. – С. 19–58.
22. Мингалеева, М.Т. Интерактивные методы обучения в экологическом образовании [Текст] / М.Т. Мингалеева // Биология в школе. – М., 2017 – № 4. – С.56-61.
23. Мингалеева, М.Т. Педагогические возможности информатизации экологического образования в школе [Текст] / М.Т. Мингалеева // Биология в школе. – М., 2017 – № 6. – С.50-55.
24. Мингалеева, М.Т. Экологическое образование в формировании этнической идентичности школьников [Текст] / М.Т. Мингалеева // Биология в школе. – М., 2017 – № 3. – С.59-64.
25. Мингалеева, М.Т. Этнокультурные образовательные технологии в экологическом образовании и воспитании [Текст] / М.Т. Мингалеева // Биология в школе. – М., 2017 – № 5. – С.57-61.
26. Миронов, А.В. Возможности школьной биологии в экологическом образовании школьников в свете требований ФГОС [Текст] / А.В. Миронов // Биология в школе. – М., 2016 – № 6. – С.66-72.
27. Некрашевич, П.С. Образовательный квест как форма организации урочной и внеурочной деятельности по биологии и химии // Материалы Межрегиональной молодёжной научно-практической конференции «Урал: природа, история, культура». 20-21 марта 2018 г. – С. 132- 135.
28. Огаркова, И. В. Формирование экологической культуры. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://festival.1september.ru/authors/103-682-905 (дата обращения: 22.03.2023).
29. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. – 2010. - №8. – С. 23-26.
30. Пучкова, А.Н. Воспитание экологической культуры младших школьников через организацию внеурочной деятельности. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/524725/ (дата обращения: 22.03.2023).