Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Особенностью постановочного процесса коллективной работы является учебно-творческая, концертно-творческая и репетиционная работа, которая не только позволяет участникам совершенствовать свое тело и приобретать специальные навыки в процессе обучения, но и несет смысловую образовательную нагрузку. Она сильно отличается от профессиональной, но даже ее ограниченное использование должно основываться на преподавательской деятельности, которая обеспечивает гармоничное развитие искусства и эстетики.
Роль руководителя хореографической группы заключается в том, чтобы сделать занятия участников удобными для преподавания и превратить хореографические занятия в образовательный процесс. С помощью учебных курсов коллектива, просветительских мероприятий, репетиций и музыкальных представлений руководитель решает не только узкие исполнительские задачи, но и педагогические. Таким образом, она гарантирует выполнение своих функций перед обществом.
Хореограф должен знать методы педагогики, изучать анатомию, музыку и стать психологом, способным анализировать психологическое состояние учеников. Мировоззрение, этические и эстетические принципы его участников во многом зависят от общей культуры и знаний преподавателей. Все хорошее, так же как и все плохое в учителе, передается ученикам.
Педагог танцев, как и другие педагоги, обязан подавать пример своим ученикам. Он должен понимать, что одной из главных задач сотрудничества с участниками является воспитание ценных граждан нашей страны. Для них устойчивый моральный облик является основой их жизни и деятельности.
К.С.Станиславский считал, что воспитание и воспитательная работа должны строиться в двух направлениях. Один из них - воспитание идейных и моральных качеств каждого члена коллектива, а другой - совершенствование профессиональных и технических возможностей. Недооценка идеологической эстетики приводит к «превращению творца в бездушного ремесленника».
Несовершенство исполнительского мастерства делает артиста бессильным. Любой вид искусства имеет свой собственный язык выражения и свой творческий режим, который обязателен как для профессионалов, так и для художников-любителей. В задачи лица, ответственного за самодеятельный коллектив, входит правильное использование форм и методов профессиональной художественной работы, необходимая культурная перестройка в образовании и творческой работе, а также учет конкретных условий и целей самодеятельной художественной деятельности.
Целью воспитания и воспитательной работы самодеятельного хореографического коллектива является не столько приобретение профессиональных качеств, знаний и умений, сколько воспитание коллективистского сознания, трудолюбия и высоких моральных качеств.
Объект исследования: педагогический процесс хореографическим коллективом.
Предмет исследования: педагогическое руководство постановочным процессом в коллективе классического танца.
Цель исследования: проанализировать особенности педагогического руководства постановочным процессом в коллективе классического танца в современных условиях.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1.Рассмотреть понятийный аппарат;
2. Изучить специфику педагогического процесса в коллективе классического танца;
3. Раскрыть профессионально-педагогические основы постановочной деятельности в коллективе классического танца;
4. Привести характеристика коллектива классического танца;
5. Раскрыть диагностические этапы исследования развития координации, эмоциональности, артистичности участников коллектива классического танца;
6. Разработать методические рекомендации эффективного педагогического руководства постановочным процессом в коллективе классического танца.
Методологической основой исследования послужили фундаментальные труды историков и теоретиков драматического и балетного искусства - Ю.А. Бахрушина, М.В. Борисоглебского, Е.Б. Вахтангова, В.Н. Всеволодского-Гернгросса, В.М. Красовской, М.К. Леоновой, В.Э. Мейерхольда, В.П. Погожева, К.С. Станиславского, А .Я. А.Я. Таирова.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Апробация. Основные положения исследования и, содержащиеся в нем выводы и материалы, могут быть изложены в научных публикациях и представлены в докладах научных конференций студентов академий хореографии.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты педагогического руководства хореографическим коллективом.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ пелагической практики и особенностей педагогического руководства постановочным процессом в коллективе классического танца в современных условиях.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
1.1. Понятийный аппарат
Воспитательная работа является неотъемлемой частью деятельности хореографического коллектива. Формы воспитания и обучения в процессе коллективной деятельности тесно переплетены в единый комплекс, что способствует гармоничному развитию исполнителей.
К.С.Станиславский считает, что воспитание и воспитательная работа должны строиться в двух направлениях. Один из них - воспитание идейных и моральных качеств каждого члена коллектива, а другой - совершенствование профессиональных и технических возможностей. Недооценка идеологической эстетики приводит к «превращению творца в бездушного ремесленника» [5, с. 162-187].
Несовершенство исполнительского мастерства делает артиста бессильным. Любой вид искусства имеет свой собственный язык выражения и свой творческий режим, который обязателен как для профессионалов, так и для художников-любителей. В задачи лица, ответственного за самодеятельный коллектив, входит правильное использование форм и методов профессиональной художественной работы, необходимая культурная перестройка в образовании и творческой работе, а также учет конкретных условий и целей самодеятельной художественной деятельности.
Целью воспитания и воспитательной работы самодеятельного хореографического коллектива является не столько приобретение профессиональных качеств, знаний и умений, сколько воспитание коллективистского сознания, трудолюбия и высоких моральных качеств.
Образование начинается с определения целей. Главная задача образования - сформировать и развить ребенка как личность, обладающую полезными качествами, необходимыми ему для жизни в обществе. Цель образования не ставится раз и навсегда, и она не является постоянной ни в одном обществе. Меняется система социальной организации и общественных отношений: меняются и цели образования.
Однако, если общество достигло определенного уровня цивилизации и культуры, если оно стремится поддерживать и улучшать его, какие бы радикальные повороты ни происходили в истории, если общество хочет остаться в цивилизованной стране, ему придется принять и продолжить лучшее, что было в прошлом [12, с. 142-164].
К категории непреходящих ценностей, не имеющих исторических и национальных границ, относятся общечеловеческие моральные ценности. Во-первых, они используют понятия добра и зла, порядочности, человечности и любви к природе для определения своих целей. Это также духовность, свобода и личная ответственность за то, что с ней произошло, а также за порядочность, скромность, человечность, бескорыстие и доброту вокруг нее.
Цели учебного курса:
1.Формировать необходимую танцевальную культуру, без этого невозможно овладеть танцевальной лексикой;
2.Постоянно поддерживать необходимую танцевальную форму, без этого артист не сможет овладеть танцевальным произведением. Конкретные задачи практического занятия включают в себя обучение команды единому танцевальному стилю. Без этого танцевального стиля невозможно исполнять массовые танцы, которые составляют основу репертуара и требуют единства и четкости.
Образование как метод воспитательной работы не может быть уникальным для всех любителей танцев, поскольку он отличается по творческому направлению, количеству, возрастному составу и интеллектуальному уровню участников. Это определяет детали работы, форму, метод и этапы.
Обучение хореографического коллектива направлено на две цели: аудиторию и участников. Когда любительская хореография стала аспектом социальной и культурной деятельности, образование педагогов стало одним из основных направлений их деятельности. Приведем три основные функции, способствующие развитию образования путем участия в хореографической команде: эстетика, этика, искусство и воспитание трудолюбия.
Эстетическое воспитание предполагает целенаправленное формирование эстетического вкуса и идеалов человека, развитие его эстетического восприятия действительности и самостоятельного творчества в области искусства. Одним из наиболее эффективных методов эстетического воспитания в танцевальных коллективах является изучение лучших образцов профессионального и любительского искусства, которые могут привить хороший вкус.
Методы могут быть разными: это проведение различных диалогов и лекций за 30-40 минут до начала курса. Примером может служить деятельность известных ансамблей. Лекция должна сопровождаться слайд-презентацией. Групповые посещения спектаклей, концертов и музеев оказали большую помощь в организации воспитательной работы. Каждое совместное мероприятие должно заканчиваться обсуждением [3, с. 44-67].
Художественное образование является неотъемлемой частью эстетики. Основным средством художественного образования является общение с произведениями искусства разных типов, школ и лицеев. Для танцоров-любителей самое важное - это работа, связанная с образованием команды и художественными задачами. Участники изучают необходимые материалы для более глубокого понимания репертуара с целью расширения и обогащения знаний. Учитывая все эти характеристики художественного образования, руководители должны в основном рассматривать его как средство развития личности.
Главной задачей нравственного воспитания
Фрагмент для ознакомления
3
1.Базарова Н.П. Азбука классического танца. Первые три года обучения: учебное пособие / Н.П. Базарова, В.П. Мей. - СПб.: Лань, 2020. 240 с.
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. - СПб: Издательство Лань, 2020. 192 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность. - М.: Академия, 2020. 624 с.
4. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца / В.С. Костровицкая. – М.: Планета музыки, 2019. 262 с.
5. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца / В.С. Костровицкая. - М.: Искусство, 2020. 266 с.
6. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование / В.Т. Кудрявцев, – Дубна: Наука, 2020. 206 с.
7. Немов Р.С Психология. Учебник для студентов образования / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 2020. 576 с.
8. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поём, играем, танцуем дома и в саду / М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2020. 233 с.
9. Пинт А.О. Высокое призвание / А.О. Пинт. – М.: Сов. Россия, 2020. 192 с.
10. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. / Л.Е. Пуляева. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2021. 80 с.
11. Пуртурова Т.В., Беликова А. Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.В. Пуртурова. - М.: Владос, 2021. 256 с.
12. Психология детства: Практикум. / Пол ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2020. 224 с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 2020. 704 с.
14. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 2021. 160 с.
15. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ / И. Рутберг. – М.: Наука, 2020. 160 с.
16. Спарджер С. Телосложение и балет / С. Спарджер. – М.: Вита, 2020. 265 с.
17. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия , 2020. 336 с.
18. Станиславский К.С. Полное собрание сочинений / К.С. Станиславский. – М.: Вита, 2020. 308 с.
19. Станиславский К.С. Этика / К.С. Станиславский. – М.: Вита, 2021. 217 с.
20. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – М.: Вита, 2020. 209 с.
21. Уфимцева Т.И. Воспитание ребёнка / Т.И. Уфимцева. - М.: Наука 2020. 230 с.
22. Ухтомский А. Общая психология: Учебник / А. Ухтомский. – М.: Просвещение, 2020. 117 с.
23. Холфина С. Воспоминания мастеров московского балета / С. Холфина. – М.: Искусство, 2020. 377 с.
24. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы / Н. Н. Янаева. - М.: Релиз. 2020. 340 с.
25.Янковская О.Н. Учить ребёнка танцам необходимо // Начальная школа. - 2020. - N 2. - С. 34-37