Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в нашей стране реализуется на базе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Положения и нормы, которые регулировали деятельность прокуратуры РФ, до недавнего времени входили в главу 7 Конституции РФ «Судебная власть» и регламентировались ст. 129. Затем, после подписания в 2014 году Закона РФ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре Российской Федерации», название главы 7 изменилось и сейчас звучит так: «Судебная власть и прокуратура».
Таким образом, законодателем были устранены, на наш взгляд, два противоречия, вызывавшие ярые споры у правоведов, особенно у конституционалистов, а также практиков, длившиеся более двух десятков лет, но давшие возможность прийти к общему знаменателю.
Место и роль органов прокуратуры России в государственно-правовом механизме определяется исходя из функционала, закрепленного за надзорным ведомством, который своим содержанием характеризует актуальность и необходимость института прокурорского надзора. Объем функций прокуратуры и широта направлений деятельности органа надзора свидетельствуют о его уникальности и особом значении в достижении целей по защите национальных интересов в самом широком спектре сфер.
Особую важность в современном периоде времени, в процессе всецелого развития государства, имеет вопрос обеспечения правопорядка и законности в осуществлении своих функций различными органами, в том числе таможенными. Органы прокуратуры в данном случае выступают в роли осуществления легитимности.
Объектом исследования являются общественные отношения по поводу функционирования и создания прокуратуры.
В качестве предмета исследования выступают нормы действующего законодательства, которые регламентируют статус и полномочия прокуратуры в российской конституционной системе власти.
Цель работы - исследовать функции (направления деятельности) прокуратуры Российской Федерации.
Задачи, которые решаются в работе для достижения поставленной цели:
1. Рассмотреть место прокуратуры Российской Федерации в системе органов государственной власти.
2. Проанализировать основные направления деятельности прокуратуры.
3. Рассмотреть понятие и значение прокурорского надзора.
4. Выявить цели и задачи прокурорского надзора.
Методологическую основу методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод, системный анализ, метод формально-юридического анализа, включая положения диалектического метода познания реальной действительности.
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Место прокуратуры Российской Федерации в системе органов государственной власти
Определение понятия «прокуратура» закреплено на уровне федерального законодательства. Так, учитывая положения ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, которые действуют в пределах РФ. Прокуратура РФ также реализует и прочие функции, которые закреплены в федеральных законах. Основной целью выступает обеспечение верховенства закона, укрепление законности, защита прав и свобод граждан.
Анализируя мнение многих правоведов-практиков, ученых, можно констатировать, что прокуратура обладает существенной ролью в разделении властей, так как выступает как необходимый элемент системы «сдержек и противовесов» .
Сравнивая нормы Конституции РФ и отраслевого закона, следует отметить, что прокуратура не относится, как уже отмечалось выше, ни к одной из ветвей власти. Прокуратура также не является разновидностью этих властей, что не исключает сложившееся на практике тесное взаимодействие прокуратуры с различными органами власти.
Прокуратура РФ исполняет надзорные функции, направленные на исполнение этими органами законов, которые действуют на территории нашей страны, а также является участником законодательного процесса. Она осуществляет надзорные полномочия, которые характеризуются универсальными свойствами. Данные полномочия распространяются на все сферы правовых отношений.
Прокуратуру РФ необходимо считать самостоятельным и независимым институтом правовой системы. Прописанная позиция была высказана и Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Так, на одном из парламентских слушаний «Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов РФ» в рекомендациях были прописаны следующие выводы: «Прокуратура РФ не входит в систему ветвей власти, то есть она ни структурно, ни даже функционально не включена в законодательную, исполнительную или судебные ветви власти» .
Роль и значение прокуратуры в правовом государстве определяется рядом базовых положений, в том числе:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосо-вания 1 июля 2020 года ] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 6. – Ст. 548.
3. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 20.10.2022) // Собрание законодательства РФ. – 20.11.1995. – № 47. – Ст. 4472.
4. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 (ред. от 21.08.2019) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, воен-ных и других специализированных прокуратур» // СПС «КонсультантПлюс».
Основная и специальная литература
5. Абляскин, Р.Р. Разграничение понятий - функции и основные направ-ления деятельности прокуратуры / Р.Р. Абляскин // Вопросы современной юрис-пруденции. – 2018. – № 5(66). – С. 29 - 33.
6. Амирбеков, К.И. Функция прокуратуры Российской Федерации как выполняемая ею роль в правовой системе / К.И. Амирбеков, М.А. Магомедов // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – 2018. – № 1 (51). – С. 4.
7. Асташкина, Е.Н. Сущность прокурорского надзора: теоретико–правовые аспекты / Е.Н. Асташкина, Е.С. Курохтина // Вестник СГЮА. – 2020. – №1 (132). – С.76.
8. Бессарабов, В.Г. Прокурорский надзор: Учебник / В.Г. Бессарабов. – Москва: Проспект, 2018. – 370 с.
9. Винокуров, С.И. К вопросу о превентивной сущности прокурорского надзора / С.. Винокуров // Российский следователь. – 2018. – № 7. – С. 26 – 30.
10. Винокуров, А.Ю. Прокурорский надзор: учебник для вузов / А.Ю. Ви-нокуров, Ю.Е. Винокуров; под общ. ред. А.Ю. Винокурова. 5–е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2019. – 380 с.
11. Володина, Н.В. Роль прокуратуры Российской Федерации в механизме государственной власти / Н.В. Воеводина // Правовая инициатива. – 2018. – № 5. – С. 42-43.
12. Гулягин, А.Ю. Прокуратура как государственно - правовой институт и ее положение в системе правоохраны / А.Ю. Гулягин // Журнал российского права. – 2018. – №7.
13. Жариков, Ю.С. Основы организации прокуратуры и прокурорского надзора: учебник / Ю.С. Жариков. – Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 206 с.
14. Иващенко, М.А. Место и роль прокуратуры в системе органов госу-дарственной власти / М.А. Иващенко // Молодой ученый. – 2019. – № 8. – С. 675-677.
15. Капинус О. С. Законность: состояние и тенденции в 2010-2014 гг. / О.С. Капинус Деятельность прокуратуры по ее обеспечению: науч. докл. / под общ. ред. О. С. Капинус. – Москва, 2015. – С. 63.
16. Королёв, И.А. Прокуратура в системе государственных органов Рос-сийской Федерации / И.А. Королёв // Закон и право. – 2020. – № 6. – C. 25-29.
17. Малый, А.Ф. Функции органов государственной власти: институцио-нализация правовой категории / А.Ф. Малый // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гума-нит. науки. – 2018. – №4. – С.76.
18. Махина, С. Н. Функции прокуратуры в системе функций современных государств: российский подход и сравнительно-правовой анализ / С.Н. Махина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2021. – № 4(47). – С. 27 - 37.
19. Мачинский, В.М. Исторический и правовой анализ развития основного закона России / В.М. Мачинский, А.В. Мачинский // Защита прав человека в пери-оды внешнеполитической напряженности: материалы международной научно-практической конференции. Саранск: Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2019. – С. 10-15.
20. Надин, А.Н. Место и роль прокуратуры в системе органов государ-ственной власти Российской Федерации / А.Н. Надин // Вопросы российской юсти-ции. – 2020. – № 6. – С.118.
21. Новикова, А.А. Соотношение прокурорского надзора и ведомственно-го контроля за процессуальной деятельностью органов / А.А. Новикова // Символ науки: международный научный журнал. – 2018. – № 1–2. – С. 119–124.