Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мотивация – это процессы, методы, средства побуждения обучающихся к результативному освоению содержания образования и познавательной деятельности. Следует отметить, что мотивация связана с мотивами, то есть некими конкретными побуждениями, стимулами, которые заставляют личность действовать и совершать конкретные поступки.
Известно, что мотивы связаны с эмоциями и стремлениями человека, интересами и потребностями, идеалами и установками. Таким образом, мотивы – это движущая сила процесса обучения и усвоения материала. Отсюда следует, что мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения.
Мотивация к обучению является достаточно непростым и неоднозначным процессом изменения отношения личности и к отдельному предмету изучения, и к учебному процессу в целом.
Причинами, стимулирующими человека к активной деятельности (учебе) могут быть самыми разными. Отсюда меняются и требования к организации и качеству образования.
Сейчас важны не только специальные знания, умения и навыки, но и ориентиры на всестороннее развитие и успех. Поэтому особенно актуальным в этих условиях становится вопрос о стимулах и мотивах учебной деятельности.
На мотивы как на мобильную систему можно влиять.
Чем выше мотивация, тем выше стимул получения знаний. Проблемы отсутствия учебной мотивации приводят к неприятным последствиям – снижению качества знаний, умений и навыков.
Целью данной работы является рассмотрение интерактивных методов обучения как средства мотивации.
Задачи:
- описать сущность мотивации, роль мотивации для личности;
- описать сущность учебной деятельности;
- проанализировать мотивационный компонент учебной деятельности;
- описать методы усиления мотивации как способ повышения эффективности в учебной деятельности;
- рассмотреть сущность интерактивных методов обучения;
- изучить роль интерактивных методов обучения на примере мотивации изучения иностранного языка;
- проанализировать электронные учебники как форму интерактивного обучения.
Объект исследования – мотивация учебной деятельности. Предмет исследования – интерактивные методы обучения как средство мотивации.
Глава 1 Теоретические основы изучения мотивационных процессов в обучении
1.1 Сущность мотивации, роль мотивации для личности
В современной психолого-педагогической науке существуют различные взгляды на сущность мотива. Вместе с тем мотив чаще рассматривается как конкретный психологический феномен (но различный у разных авторов), как направленность на побуждение, цель, потребность, свойства личности, состояния, намерение.
Например, такое понимание мотива предложено польским психологом и психотерапевтом К. Обуховским: «Мотив – это психический процесс, который изнутри стимулирует нас к постановке цели и принятию соответствующих средств действия» .
«Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта» .
В научной литературе под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем «мотив». «Мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который поддерживает и стимулирует поведенческую активность на определенном уровне.
Д. А. Леонтьев, рассуждая о роли саморегуляции как основы работы личности, приходит к тому, что саморегуляция помогает субъекту преодолеть навязчивое влияние внутренних импульсов и давлений окружающей среды, прокладывать свой путь в мире, основываясь на своих смыслах и ценностях .
Д. А. Леонтьев пишет о том, что любое развитие имеет основу в развитии не столько структур познания, а именно структур личности. К примеру, если личность ученика не развивается, обучение не будет эффективным. Знания просто становятся мертвым грузом. А познание является инструментом.
Личность и мотивация являются определяющими в развитии, к примеру, креативности. Если человек одарен, но не развивает свою личность, начинаются проблемы и кризисы. Субъекты, не справляющиеся со своей одаренностью – это субъекты с неразвитой личностью.
По мнению Д. А. Леонтьева, каждый человек обречен заниматься актуализацией того, что в нем заложено. Актуализация предполагает коммуникации с другими в соответствии со своей программой. Значит, актуализация предполагает
Фрагмент для ознакомления
3
1) Архипова А. В. Интерактивные методы обучения как средство развития коммуникативных навыков младших школьников//СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ МОДЕРНИЗАЦИИ. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ответственные редакторы М.В. Ломаева, Е.С. Зубарева. 2018. С. 212-218
2) Денисова Е.А., Никонова Р.А. Исследование учебной мотивации младших школьников// ПОВОЛЖСКИЙ ВЕСТНИК НАУКИ. 2021. № 2. С. 60-65
3) Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова - 2020. С. 16-18
4) Карманова Е.В. Применение геймификации при организации электронного обучения (на примере учебного курса «Информационные системы и технологии») / Е.В. Карманова // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 76-й международной научно-технической конференции. - Магнитогорск: Изд-во. Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2018. – Т.2. – С. 457-460
5) Крайнова Ю. Н., Пути формирования учебной мотивации у подростков при изучении истории в общеобразовательной школе // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 4. — С. 42-45
6) Кузнецова Е.А. Использование интерактивных методов обучения экономическим дисциплинам//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК. 2020. № 3. С. 67-70
7) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1982.
8) Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 2 / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006.
9) Маклаков А.Г. Общая психология. СПб: Питер, 2008.
10) Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 2004.
11) Меркиш, Н. Е. Мультимедийная культурно-языковая среда как фактор успешного овладения иностранным языком и иноязычной культурой / Н. Е. Меркиш // Иностр. языки в школе. – 2015. – No 8. – С. 9–16.
12) Налимова И. В., Условия развития учебной мотивации младших школьников // Начальная школа. — 2020. — № 10. — С. 44-46
13) Обуховский К. Психология влечений человека. Прогресс, 1972. – 24 С.
14) Сердюкова Н. А., Побуждение обучающихся к учебной деятельности // Начальная школа. — 2020. — № 8. — С. 69-75
15) Шаламова Н. А. Интерактивные технологии обучения как фактор развития учебной мотивации в процессе изучения иностранного языка// Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность : сб. науч. тр. ; VII Междунар. науч.-практ. конф. ; Челябинск, 28 апреля 2018 г. / под ред. проф. С. Г. Серикова. – Челябинск : УралГУФК, 2018. С. 285-290
16) Шубина Ю.С., Мухамадеева Р. М., Мансурова К. А. Геймифицированная среда онлайн-обучения как инновационный метод повышения вовлеченности студентов//ЗАМЕТКИ УЧЕНОГО. 2022. № 5. С. 207-210