Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ценностные ориентации - важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности - длительный и сложный процесс.
На него оказывают влияние социальная обстановка в мире, стране, регионе, средства массовой информации, ценности малых групп (семья, друзья) и т.д. При этом важная роль в формировании ценностных ориентаций личности принадлежит образованию.
Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики.
Ценностные ориентации - одно из основных понятий, используемых при построении психологических концепций личностной регуляции поведения. В современных исследованиях они рассматриваются в контексте проблем психологической адаптации личности и процессов ее саморегуляции.
Продуктивность учащихся младших классов напрямую зависит от того, какие жизненные ценности у них преобладают. От этого зависит окружение ребёнка, его будущие ориентиры на дальнейшую взрослую жизнь.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» и как следствие продуктивности личности.
Объект исследования – ценностные ориентации дошкольников
Предмет исследования – развитие ценностей сферы личности детей в дошкольном образовательном учреждении
Цель исследования - рассмотреть особенности развития ценностей сферы личности детей, в дошкольном образовательном учреждении
Задачи исследования:
- раскрыть сущность ценностных ориентаций
- изучить ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания
-раскрыть факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций у дошкольников
-рассмотреть особенности формирования ценностных ориентаций детей дошкольного возраста
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА И МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1.Содержание и этапы морального развития ребенка
Моральность невозможно выделить как отдельное качество или черту личности. Моральное развитие представляет собой многомерное явление, системные изменения в структуре личности ребенка, в психических процессах и его поведении.
Моральное развитие — процесс возрастного освоения и интериориза- ции нравственных норм, категорий и принципов через их когнитивное осмысление, эмоциональное принятие и поведенческую готовность реализовывать их в системе межличностных отношений.
Моральное развитие включает изменения когнитивной, эмоциональной и поведенческой структуры, т.е. представляет собой формирование морального сознания (понимание моральных требований, критериев моральной оценки, моральные суждения и представления), моральных переживаний (формирование моральных чувств, сопереживания, стыда) и морального поведения (добровольное следование нормам в отсутствие внешнего контроля, ориентация на общие интересы).
Уровни развития этих сфер у разных детей в дошкольном возрасте варьируются. Так, большинство детей знают основные моральные нормы (могут объяснить, почему нельзя жадничать или обманывать), но далеко не все осознают причины необходимости их соблюдения.
Мораль не включает социально-обыденную сферу, т.е. те социальные соглашения, которые установлены обществом для социальной координации. У моральных поступков и моральных нарушений есть специфические последствия для благосостояния других людей (эмоциональные и так называемые моральные последствия, ущерб личности другого).
Кроме того, моральные и обычные правила отличает вид рассуждений, используемых для их обоснования. Подобная дифференциация не исключает возникновения ситуаций, подпадающих под регулятивное воздействие сразу нескольких сфер — социальной, моральной, юридической.
Однако в развитии ребенка различия между моральными и социальными областями четко обозначаются реакциями взрослых. Если социальные проступки могут игнорироваться, то отклик на моральный проступок, как правило, очень яркий.
К дошкольному возрасту относится возникновение специфической моральной мотивации деятельности и появление таких сложных новообразований, как совесть, эмпатия, забота.
Наиболее изученным в психологии дошкольника является когнитивный аспект морального развития: последовательное формирование моральных суждений, изучавшееся двумя блестящими авторами — Ж. Пиаже и Л. Кольбергом.
Моральные суждения — представления и высказывания, выражающие моральную оценку явлений и событий; соотнесение суждений с моральными императивами и нормами.
В теории морального развития Ж. Пиаже ребенок предстает как моральный философ, рассуждающий по поводу моральных дилемм и делающий определенные выводы о справедливости в зависимости от общего уровня интеллекта. Ж. Пиаже изучал ответы детей на вопросы о справедливости, исследовал отношение к правилам и наказаниям.
1.2.Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания
Согласно ФГОС, деятельность детских дошкольных учреждений, направлена на всестороннее развитие ребенка с последующей адаптацией в обществе. Одним из ключевых заданий перед дошкольными учреждениями ФГОС поставил социально-коммуникативное развитие, которое предусматривает «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 2020. - 237 с.
2. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 2019.
3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 2021. Т.5. №5. С. 63 - 70.
4. Альманах психологических тестов. М: "КПС", 2018. - 400 с.
5. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2 т., Т. 1. М., 2020. - 232 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2022. - 338 с.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2022. - 344 с.
8. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. В 2 т. М., 2018.
9. Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. //Сборник научных трудов. Горький, 2018. - С. 116 - 129.