Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УСТОЙЧИВОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТЬЮ 5
1.1.Процесс формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников 5
1.2.Экскурсия как способ формирования познавательных 7
универсальных учебных действий младших школьников 7
1.3.Основные причины устойчивой неуспеваемости младших школьников 11
1.4. Опыт работы образовательных учреждений по формированию познавательных УУД младших школьников с устойчивой неуспеваемостью посредством экскурсии 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования предусмотрено повышение качества образовательного процесса. Использование средств наглядности в учебно-воспитательном процессе также относится к этим требованиям.
С помощью наглядных средств, которые всегда присутствуют во время экскурсии, возможно, донести до детей отдельные содержательные моменты, которые являются наиболее трудными для их понимания. Они доносят до каждого субъекта учебную информацию индивидуально и в определённых пропорциях. В современной образовательной среде формирование познавательной активности детей является одной из важных задач их развития.
ФГОС регламентирует содержание образования на каждой образовательной ступени. Существует немало исследований, которые посвящены использованию экскурсий для познавательного и общего развития детей. Наглядные средства обучения влияют на все стороны процесса обучения. С их помощью можно обеспечить разностороннее формирование предметов и образов. Большое преимущество образовательного процесса с использованием средств наглядности заключается в том, что дети практически всегда проявляют к наглядности большой интерес, в каком виде она бы не была представлена. При определённых условиях, с помощью средств наглядности можно обеспечить повышенное эмоциональное отношение учащихся к своей работе. Применение наглядных средств, способствует усвоению научных знаний и пониманию их связи с жизнью. Очевидно, что они стимулируют познавательные интересы всех обучающихся, не зависимо от их возраста.
Цель работы: изучить влияние экскурсии как способа формирования познавательных УУД младших школьников с устойчивой неуспеваемостью.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: учебная экскурсия как способ формирования познавательных УУД младших школьников с устойчивой неуспеваемостью.
Задачи:
1. Изучить процесс формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
2.Рассмотреть экскурсию как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
3. Описать основные причины устойчивой неуспеваемости младших школьников.
4. Представить опыт работы образовательных учреждений по формированию познавательных УУД младших школьников с устойчивой неуспеваемостью посредством экскурсии.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, одна глава, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УСТОЙЧИВОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТЬЮ
1.1.Процесс формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Процесс формирования познавательных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников заложен в ФГОС начального общего образования (НОО). Под познавательными УУД понимают систему способов познания окружающего мира и построение самостоятельного процесса поиска. Это исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [7].
-общеучебные действия;
-логические учебные действия;
-постановку и решение проблемы.
Формирование УУД – это приоритет начального образования. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить каждый ученик. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Сегодня становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации. Сегодня, когда информация быстро обновляется, ученику важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить все группы УУД.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. Он должен её уметь перерабатывать. Усваивать и анализировать. При необходимости, ученик должен осуществлять поиск недостающей информации. Ему необходимо уметь наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Чтобы уметь воспринимать большое количество информации и при этом определять, какая информация ему необходима, а без какой можно обойтись, у школьника должны работать все каналы восприятия. Не случайно, принцип наглядности в обучении младших школьников постоянно рассматривают педагоги и методисты. Этот принцип является одним из многих важнейших принципов современной дидактики. От применения наглядности в учебно-воспитательном процессе зависит многое. Прежде всего, зависит усвоение младшим школьником того учебного материала, который объясняет им учитель.
Одним из важнейших положений дидактики является использование наглядных средств обучения для формирования у младших школьников образных представлений. При обучении на уроках в начальных классах, принцип наглядности получает свое распространение повсеместно. Сегодня это связано с появлением и внедрением новых видов наглядных демонстрационных, или мультимедийных средств и элементов в обучении [10]. Хорошую наглядность обеспечивает метод учебных экскурсий. Во время экскурсии дети имеют возможность рассмотреть многие вещи в натуральном виде и в натуральную величину.
Под натуральными наглядными пособиями понимают реальные объекты, которые изучают и используют в процессе обучения. К плоскостным изобразительным наглядным пособиям относят плакаты, рисунки, схемы, графики, таблицы, фотографии, иллюстрации в книгах. К объёмной наглядности относят макеты и модели, в том числе действующие. К комбинированным наглядным пособиям относят динамические плакаты, тематические щиты и др. [12]. Наглядность это не цель, а средство, которое способствует эффективному учебному процессу. Таким образом, можно говорить, что процесс формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников будет протекать более продуктивно, если в образовательном процессе педагогом будут использоваться средства наглядности.
1.2.Экскурсия как способ формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников
Экскурсии детей могут служить средством их познавательного и речевого развития. Речевое развитие младших школьников – это один из главных компонентов готовности к коммуникации с окружающими. Недостаточное наполнение лексики и малый словарный запас будут мешать коммуникации, что скажется на общем развитии ребенка. Одним из факторов выступает неречевая предметная деятельность, с помощью которой ребенок изучает окружающий его мир. Это происходит через сенсорную оценку мира. Вторым важным фактором является общение ребенка с взрослыми. Именно экскурсии с детьми отвечают этим обоим требованиям [20].
Под экскурсией понимают коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и др. Это также может быть поездка, или прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Экскурсия - это не простое времяпрепровождение. Экскурсия – это всегда интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время. Эта деятельность, как и любая иная, требует затраты физических и духовных сил. Экскурсия всегда выполняет определенные функции.
К основным функциям экскурсии относят:
1. Познавательную.
2. Воспитательную.
3. Коммуникативную.
4. Идеологическую.
5. Стимулирующую
6. Организация досуга.
Эти функции сами по себе различны. Но они всегда дополняют друг друга. Иногда одна экскурсия может выполнять несколько функций. По содержанию экскурсии делятся на обзорные, и тематические.
Тематические экскурсии бывают следующие:
-исторические;
-историко-революционные;
-военно-исторические;
-производственные;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст] / И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2003. –480 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; Москва: Просвещение, 2011 г.-151с.
3. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации [Текст]/ А.Б. Воронцов. - Серия «Новые образовательные стандарты». – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2011.-72 с.
4. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П.Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 25.03.2023).
5. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 25.03.2023).
6. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 25.03.2023).
7. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя [Текст]/ / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2010.-288с.
8. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000» [Текст]/ Под ред. Л.Г. Петерсон. — Москва: 2010. – 46c.
9. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст]/ З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилаев. – Москва: Академия, 2008. -246с.
10. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010.- 142с.
11. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47.
12. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]: учеб. пособие для филол. спец. вузов / Под ред. Хомской Е.Д. – Ростов-н /Д: Феникс, 2008. – 340 с.
13. Логинова, О.Б. / Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ О.Б.Логинова – М.: Просвещение, 2010.- 343с.
14. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А.М. Мотюшкин – Москва: Директ - Медиа, 2008.-354с.
15. Мазур, Е.В. Место словарной работы в системе развития связной речи школьника / Е. В. Мазур, О. В. Дудина, Е. В. Короленко [и др.]. — Текст: непосредственный // Вопросы школьной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3909/ (дата обращения: 25.03.2023).
16. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст]/ Н.В. Медведева. - журнал «Начальная школа плюс До и После». – 2011 – №7. – С.44-47.
17. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика [Текст]/ Е.Л. Мельникова. - Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – Москва, Баласс. 2006. -180с.
18. Мостова, О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников [Текст]/ Н.О.Мостова, И.Н.Агафонова , 2005.- 193с.
19. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст]/ В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2011 – №4. – С.27-30.
20. Петрова, Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова [Текст]/ Е.Н. Петрова. - Практика образования. - 2010. - № 1. – С. 36-39.
21. Петерсон, Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы [Текст] / Л.Г. Петерсон – Москва: 2009. - 40с.
22. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников [Текст]/ Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39.
23. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников [Текст]/ С.Ю. Прохорова. - Управление начальной школой. – 2013. – №8. – С.29-34.Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 1. Психодиагностика детей / Д.Я.Райгородский. - Бахрам-М, Самара, 2008.-367с.
24. Савенков, А..И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]/ А.И.Савенков // -Москва: – 2012.-157с.
25. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]/ Н.А.Семенова // Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.
26. Соколова, Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема; учебно-методическое пособие [Текст]/ /Т.Е.Соколова . - Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.- 228 с.
27. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи школьников [Текст] / Н.А. Стародубова // учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
28. Словарная работа с детьми в процессе наблюдений и экскурсий [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://studfile.net/preview/9329063/page:15/ (дата обращения: 25.03.2023).
29. Ушакова, Л.В. Познавательные УУД на уроках окружающего мира /Л.В.Ушакова //[Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm (дата обращения: 25.03.2023).
30. Фисенко, О.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» / О.И.Фисенко // [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://narod.yandex.ru (дата обращения: 25.03.2023).
31. Ходаева, Л.Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения [Текст]/ Л.Ю. Ходаева. - Управление начальной школой. – 2013. – №6.- С.14-18.
32. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. [Текст]: Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
33. Экскурсия как средство речевого развития [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/23096?ysclid=lev07l0pm180646035 (дата обращения: 25.03.2023).
34. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Академия, 2013. – 448 с.
35. Яшнова, О.А. Успешность младшего школьника [Текст] / О.А.Яшнова – Москва: Академический проект, 2003.- 63 с.