Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. В игре ребёнок удовлетворяет все свои потребности - движение, общение, познание, самореализация и др. Игра является эффективным средством формирования личности старшего дошкольника. В игре реализуется потребность ребёнка воздействия на мир. В ходе игры ребёнок учится и социализируется.
Д.Б. Эльконин считал, что в игре у ребёнка присутствует сознательное желание учиться. Особенно это заметно при сюжетно – ролевой игре. В условиях реализации ФГОС ДО, много внимания уделяется проблеме развития самостоятельности и творческой инициативы личности ребёнка. С этой целью актуализируется необходимость поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала и субъектной позиции человека. Всё это требует создания психолого-педагогических условий для развития способностей каждого ребенка.
Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта в детских видах деятельности. Сюжетно – ролевая игра является самоценной формой активности старшего дошкольника. О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова и др., писали о том, что своевременное развитие игровой деятельности и достижение каждым ребёнком личных творческих результатов является особенно важным. Б.Г. Ананьев, В.В. Горшкова, М.С. Каган и др., писали о возможности творческого освоения деятельности в игре и достижения в ней высоких результатов. Сегодня в ДОУ творческим играм уделяется немного времени, а их содержание не всегда соответствует особенностям субкультуры современного дошкольника. Освоение ребёнком позиции субъекта признаётся сегодня важнейшим условием развития творчества в разных видах игровой деятельности.
Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия социализации старших дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры и подтвердить это опытным путём.
Объект исследования: процесс социализации старших дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры.
Предмет исследования: особенности сюжетно – ролевой игры и её роль при социализации старших дошкольников.
Задачи:
1. Изучить понятие социализация детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности социализации детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать сюжетно – ролевые игры в ДОУ как средство социализации старших дошкольников.
4. Провести диагностику выявления уровня социализации старших дошкольников и описать диагностические методики.
5. Рассмотреть использование сюжетно – ролевых игр для повышения уровня социализации дошкольников.
6. Провести анализ результатов диагностики и сделать выводы
Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы педагогами при работе с детьми старшего дошкольного возраста, с целью совершенствования воспитательно – развивающего процесса и их социализации.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, эксперимент.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы процесса социализации старших дошкольников средствами сюжетно – ролевой игры
1.1. Понятие социализация детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство – это уникальный период жизни и время, когда закладываются основы личности и происходит становление разных видов деятельности. В этом возрасте впервые проявляется индивидуальность каждого человека. М.В. Крулехт писал о том, что в дошкольном возрасте ребёнок развивается целостно как субъект детских видов деятельности. Дети старшего дошкольного возраста имеют определённые предпосылки развития позиции субъекта деятельности и часто проявляют свою активную позицию. Это особенно заметно в их играх, в частности, в сюжетно – ролевых играх, которые позволяют детям успешно социализироваться в их окружении .
Под социализацией дошкольников понимают усвоение ребёнком -дошкольником моральных и нравственных принципов, а также правил поведения в социуме. Процесс социализации – это продолжительный и комплексный процесс, через который должен пройти каждый ребёнок, поскольку социализация личности дошкольника является фундаментом в проявлении социальной культуры.
Социализация дошкольника включает в себя:
- освоение первоначальных представлений социального характера;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
Понятие социализация неразрывно связано с понятием субъекта. С понятием социализация субъекта тесно связаны такие понятия, как «индивидуальность», «активность», «субъект», «деятельность» и др. Целостное развитие ребёнка-дошкольника в подготовительной группе выстраивается на основе системно-структурного подхода, который предполагает рассмотрение человека в качестве личности и субъекта деятельности.
Путь к социализации лежит через целостное развитие человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Именно деятельность создаёт условия для развития и саморазвития человека. В психолого - педагогической литературе деятельность рассматривается как активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определённого объективированного продукта материальной или духовной культуры.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Адидова, Л.Р. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л.Р. Адидова // Дошкольное воспитание. – 2018. – No 11. – С. 54-57.
2. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников [Текст] / Е.И. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2018. – No 9. – С. 65-69.
3. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2018. – No 5. – С. 101-114.
4. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Белошистая // Педагогические технологии. – 2017. – No 2. – С. 3-9.
5. Давыдова, В.М. Через игру к социализации личности [Текст] / В.М. Давыдова // Воспитание школьников. – 2017. – No 9. – С. 30-32.
6. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 128 с.
7. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру [Текст] / Г.А. Карпюк // Старший воспитатель. – 2017. – No 6. – С. 5-9.
8. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – 2018. – No 5. – С. 13-17.
9. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с.
10. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Т.С. Комарова, И. И. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 231 с.
11. Лазуко, О.А. Социализация младших школьников в игровой деятельности: теоретический аспект [Текст] / О.А. Лазуко // Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы. – Витебск, 2016. – С. 149-150.
12. Литвинова, Н.В. Игровая деятельность детей – важнейший базовый компонент дошкольного образования [Текст] / Н.В. Литвинова // Образование и педагогическая наука, 2017. – Сер. 5. – Вып. 1 – С. 115-124.
13. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М., 2019. – 214 с.
14. Назарова, Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции [Текст] / Т.С. Назарова // Педагогика. – 2018. – No 3. – С. 21-23.
15. Пенькова, Л.А. Развитие игровой активности дошкольников [Текст]: монография / Л.А. Пенькова, З.П. Коннова. – М.: Дрофа, 2017. – 234 с.
16. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
17. Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей самостоятельности в игровой деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – No 1. - Режим доступа http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8172 (дата обращения: 28.03.2023).
18. Файнберг, С.У. каждого ребенка свой темперамент и характер [Текст]/ С.У. Файнберг // Дошкольное воспитание. – 2018. – No 2. – С. 52-62.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ No 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 28.03.2023).
20. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т.В. Хабарова. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 80 с.