Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования Овладение практическими навыками рисунка и живописи - интересный и сложный процесс, связанный с развитием таких качеств, как наблюдательность, зрительная память и чувство формы, линии и цвета. Он также требует внимания, концентрации, терпения и усердия для овладения средствами выражения. Художник должен проявить силу воли и настойчивость в классе, где каждый урок — это новый вызов.
Человек - самый сложный и значимый объект изобразительного искусства.
Русская и мировая живопись богата выдающимися образцами изображения человека и является неисчерпаемым источником творчества для художников. Изучение человека, его сложного богатства настолько важно и необходимо, что охватывает все виды, жанры и дисциплины искусства.
Несмотря на разнообразие творческих методов, стилей и мод, лучшие живописцы всегда исходили в своих работах из глубокого изучения изображаемых людей. Это давало им возможность реализовать свои творческие идеи в истинном и захватывающем виде.
Портрет возник в древности и всегда был связан с направлением искусства, его ролью в обществе и эстетическими идеалами каждого периода. Портреты в Древнем Египте имели определенный религиозный подтекст из-за высокой степени правдивости. Например, в Древнем Египте портреты считались местом обитания души после смерти. Портретная скульптура в Древнем Риме связана с новым отношением римлян к жизни, обществу и людям. Именно личные качества человека играли главную роль в определении его статуса в обществе. Этим объясняется спокойная рациональность, характерная для римской портретной скульптуры.
Восхваление человеческой красоты и силы характера отражено в портретах эпохи Возрождения, особенно в портретах Леонардо да Винчи, Тициана и Альбрехта Дюрера. Оно также встречается у Гольбейна и других художников.
Расцвет буржуазного общества в Нидерландах и Фландрии в XVI и XVII веках подтвердил важность личности, и художники заинтересовались изображением буржуазной повседневной жизни. Искусство портрета, которое касалось частной жизни людей, также получило значительное развитие. Именно в этот период такие художники, как Рембрандт, Рубенс и Франс Хальс, оставили портреты, поражающие своей психологической точностью и глубиной характеристики.
Примеров связи между портретами и общественными идеалами и эстетикой того времени множество. Например, портреты аристократов XVIII века излучают особую утонченность и церемониальную элегантность; портреты периода Французской революции характерны романтической пылкостью; русские портреты конца XIX - начала XX века демонстрируют демократические тенденции, которые впоследствии станут первоклассными; портреты XIX - начала XX века демонстрируют сильное ощущение социальных и эстетических ценностей того времени.
Портрет в искусстве — это особый жанр, целью которого является передача художественными средствами внутренней жизни и способностей человека. В портрете художник передает свое мировоззрение и открывает зрителю мир нравственных переживаний, стремлений и надежд.
История портрета показывает, что на протяжении веков портреты выражали суть времени, в которое они были сделаны. В эпоху Возрождения это мог быть гимн человечеству; в эпоху монархии, абсолютизма и демократизации портрет расширял рамки художественной мысли и давал толчок новым идеям и творческим поискам.
Однако не только эпоха влияет на содержание портретов, но в первую очередь остается художник и его идеи.
Предмет исследования: Портрет в изобразительном искусстве
Объект исследования: портрет.
Цель работы – рассмотреть роль портрета в искусстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач :
1. Рассмотреть историю развития стиля и жанра
2. Проанализировать теоретическую основу изучения изображения портрета как жанра изобразительного искусства.
1. Создание и развитие стиля и жанра
1.1 История реалистического жанра.
Реализм (от позднелатинского reālis 'действительный') принято считать началом развития современного искусства. Буквально, "реализм" — это вид искусства, который точно и объективно воспроизводит реальность во всех деталях, независимо от степени красоты изображенного на картине. В философском плане реализм также унаследовал прогрессивный характер модернизма, который отвергал традиционные ценности и верования и стремился к новым горизонтам. Повседневная жизнь и современное общество были подходящими темами для искусства, которое точно и объективно отражало реальность.
Реализм, зародившийся во Франции в 1840-х годах, расширил представление о том, что такое искусство, и произвел революцию в живописи. Поскольку общество претерпевало глубокие изменения, художники-реалисты заменили идеалистические образы и литературные представления традиционного искусства реальными событиями, придав им такое же значение, как историческим картинам и аллегориям. Попытка включить повседневную жизнь в живопись была выражением стремления художников объединить искусство и жизнь.
Реализм затрагивал многие социальные, экономические, политические и культурные аспекты и изображал их такими, какие они есть. Постепенно романтическая пейзажная живопись, которая была местом конфликта между человеком и природой, начала терять свою актуальность. Палитра художников-реалистов склонялась к темным, землистым тонам, которые противоречили эстетическим идеалам высокого искусства. Сюжеты картин были насмешкой над обычаями и ценностями буржуазии и монархии, которые защищали художественный рынок. Тем не менее, реалисты участвовали в знаменитых Салонах и работали в рамках Академии изящных искусств.
По мере развития газет многие мастера, такие как Гюстав Курбе и Эдуард Мане, использовали газетные страницы для поддержания интереса к своему творчеству и своим идеям.
Реализм во Франции стал ответом на постоянно меняющуюся систему государственной власти - Первую, Вторую и Третью республики, во время которых произошло рождение и разрушение империи, две революции и война. Развитию нового мировоззрения в искусстве способствовали также свободная пресса, рост социально-критической журналистики и карикатуры, произошедшие в начале Июльской монархии (1830-1848). Все эти процессы сопровождались быстрой индустриализацией, урбанизацией и агрессивной колониальной политикой В 1839 году Луи Дагер обнародовал принцип фиксации изображений, основанный на светочувствительных свойствах йодистого серебра, а появление фотографии также способствовало развитию реализма В 1839 году Луи Дагер опубликовал принцип фиксации изображений, основанный на светочувствительных свойствах йодистого серебра. опубликовал принцип фиксации изображений, основанный на свойствах чувствительности. Фотография стала формой искусства, утверждающей полную правдивость изображения.
Реализм, зародившийся во Франции, постепенно распространился по Европе и проник за моря. Американец Джеймс Эббот Макнилл Уистлер подружился с Курбе в 1860-х годах и начал работать в стиле реализма, но отверг идею своего нового друга о живописи как социальном морализме. Выдающимся американским художником-реалистом был Томас Икинс, известный своими портретами и сценами спортсменов и хирургов за работой.
Другой немецкий художник-реалист, Вильгельм Лейбль, последователь Курбе, известен своими картинами с крестьянскими сценами. Он привнес в современный мир откровенный натурализм голландских и немецких старых мастеров.
В разные периоды реализм приобретал характерные черты, проявляясь в определенных формах в рамках тех или иных художественных направлений и стилей, иногда проникаясь тенденциями художников, иллюзиями и заблуждениями, стилевыми догмами и эстетическими схемами, отходя от реализма.
Реализм в узком смысле слова - конкретно-историческое течение в искусстве XIX века, сделавшее правду жизни основой своей творческой программы. Термин реализм был введен французским литературным критиком Шамфри в пятидесятых годах девятнадцатого века и быстро распространился в различных искусствах и странах. Если в широком смысле реализм — это характеристика, общая для различных конкретно-исторических течений и школ, то в более узком смысле он отличается от других художественных направлений, особенно романтизма, который предшествовал ему и развивался в его преодолении.
Реализм XIX века основывался на резко критическом отношении к буржуазной действительности. Для этого направления было характерно сознательное стремление выразить серьезные социальные проблемы, вынести суждение о явлениях общественной жизни. Яркой страницей в развитии критического реализма в искусстве стало творчество русских художников-передвижников (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, И.Е. Репин и др.). Они выразили страдания русского народа под гнетом помещичьего буржуазного государства в правдивых и страстных образах, рожденных гражданскими и патриотическими чувствами. Особая сила их искусства - широкое социальное обобщение, основанное на правдивом изображении фактов жизни.
Илья Репин по праву считается лучшим представителем реализма в России. Было время, когда его занимала теория "чистого искусства", но лучшие работы художника были далеки от нее. Идеологическая направленность живописи у Ильи Репина была не недостатком, а самой сильной его стороной. Историческая живопись, крестьянская жизнь, ссылки - эти темы глубоко волновали Репина, а близость к странствующим художникам сделала его известным.
Творчество Курбе и Мане предвосхитило исследования живописи, без которых импрессионизм не существовал бы. Использование контуров для структурирования форм и разделения их на цветовые пятна также вдохновило постимпрессионистов Поля Сезанна и его последователей, а также кубистов Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Реализм предвосхитил развитие таких направлений живописи, как фотореализм и гиперреализм.
В отличие, например, от натурализма, их изображения реалистического творчества всегда созерцаемы, прочувствованы и одухотворены. Оно имеет идеологическое значение и воплощает взгляд писателя на мир в целом.
1.2 История создания жанра «Портрет»
К этому жанру относятся произведения искусства, изображающие внешность конкретного человека (или группы людей). Портреты выражают уникальные и характерные черты изображенного человека (или модели, как называет ее художник).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андроникова, М.А. Об искусстве портрета. [Текст] / М.А. Андронникова. – М.: Искусство, 1975.
2. Андроникова, М.А Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. [Текст] / М.А. Андронниковаю – М.: Искусство, 1980.
3. Андроникова, М.А. Портрет и портретное [Текст] / М.А. Андронникова. – М.: Искусство. 1984.
4. Аникушин, М.В. О портретном творчестве. [Текст] / М.В. Аникушин. – М.: Искусство, 1988.
5. Д.А. Сафаралиева. Учебный рисунок в академии художеств. М.: Изобразительное искусство, 1990.
6. Зингер, Л. С. Путь к портрету-типу [Текст] / Л.С. Зингер. – // Художник. – 1980.
7. Зингер, Л. С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета. [Текст] / Л.С. Зингер. – М.: Искусство, 1969.
8. Г.В. Ельшевская. Искусство рисунка. М., 1990.
9. М.А. Немировская. Акварель и рисунок XVIII - первой половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи. М.: Изобразительное искусство, 1984.
10. М.И. Андронников. Об искусстве портрета. М., 1975.
11. .Л.С. Зингер. Очерки теории и истории портрета. М.: Изобразительное искусство, 1986.
12. А.П. Яшухин. Живопись. М.: Просвещение, 1985.
13. А.А. Унковский. Живопись фигуры. М.: Просвещение, 1968.
14. Б.М. Неменский. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания, книга для учителей. М.: Просвещение, 1987.
15. Стасевич, В. Н. Искусство портрета. [Текст] / В.Н. Стасевич. – М.: Искусство, 1987.
16. Сидоров, А.А. Портрет как проблема социологии искусств. [Текст] / А.А. Сидоров – М.: Искусство, 1987.
17. Тухенгольд, Я.А. О портрете. [Текст] / Я.А. Тухенгольд. – М.: Искусство, 1989.
18. Фриче, В. К. Социология искусства. [Текст] / В.К. Фриче. – М.: Искусство, 1981.
19. http://bse.sci-lib.com/article103287.html./История портрета
20. http://www.dissercat.com/ Портрет
21. http://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет
22. http://www.c-cafe.ru/words/115/11435.php/портрет
23. http://rusportrait.ru/портрет
24. http://philologos.narod.ru/lotman/portrait.htm/история