Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящем и будущем динамичное развитие экономических отношений России со странами СНГ имеет особое значе-ние, поскольку оно в немалой степени будет определять геополитическое положение России на постсоветском и евразийском пространстве, а также в глобализирующемся мире в целом. После распада Советского Союза эти отношения претерпели серьезные преобразования. Эта сложная ситуация требует долгосрочных политических и экономических решений и, прежде всего, истинного видения Содружества и теоретически правильного пони-мания его отношений с отдельными государствами-членами. В частности, необходимо разработать комплексную стратегию развития экономических отношений между Россией и странами СНГ, которая позволила бы прини-мать рациональные решения по широкому кругу вопросов, связанных с экономическим сотрудничеством между странами СНГ.
Отношения между Россией и странами бывшего Советского Союза (за исключением стран Балтии) в настоящее время формализованы в рам-ках Содружества Независимых Государств. Проблема, однако, заключает-ся в том, что СНГ - это импровизированное юридическое лицо, основной целью которого является разделение, а не объединение государств-членов общими целями. Это связано с тем, что ни один из документов СНГ не со-держит конкретных определений статуса и сферы компетенции этого реги-онального объединения. Таким образом, ближайшей задачей России и за-интересованных партнеров по СНГ является разработка организацион-ных, правовых и экономических механизмов эффективной региональной интеграции, функционирующих на равноправной и взаимовыгодной осно-ве. Центральной задачей реформирования внешнеэкономических связей России со странами СНГ является создание организационной и экономиче-ской основы для нового интеграционного объединения, принципов и меха-низмов двустороннего и многостороннего сотрудничества непосредствен-но по итогам последнего саммита СНГ.
Информационная база данной публикации сформирована такими ав-торами, как Б.А. Райсберг, Л.Ш. Лозовский, Е.С. Пономарева, Л.А. Кри-венсова, П.С. Томилов, Л.Е. Стровский, Ю.В. Рагулин, Н.А. Звезда, А.О. Козин, А.О. Руднева.
Цель исследования состоит в выявлении проблем и перспектив тор-гово-экономических отношений России со странами СНГ.
Для достижения этих целей в курсовой поставлены следующие кон-кретные задачи:
-рассмотреть историю создания и общая характеристика СНГ;
-изучить социально-экономическую характеристику стран СНГ;
-выполнить анализ структуры международной торговли России со странами СНГ;
-определить проблемы торгово-экономических отношений России со странами СНГ;
-проанализировать перспективы торгово-экономических отношений России со странами СНГ.
Объектом исследования являются внешнеэкономические связи.
Предметом исследования - современное состояние сотрудничества России и СНГ и перспективы его развития.
Работа осуществлялась на основе методов логического сопоставле-ния и сравнения, анализа и синтеза, методы статистических группировок и классификаций, экспортных и импортных оценок, научного наблюдения и другие.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка исполь-зованной литературы.
ГЛАВА 1. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) КАК ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
1.1. История создания и общая характеристика СНГ
Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло на постсовет-ском пространстве после неудачных реформ Советского Союза. С полити-ческой точки зрения создание и функционирование СНГ можно рассмат-ривать, по крайней мере, с двух сторон. С одной стороны, Содружество могло бы стать радикально новой формой интеграции бывших советских республик, а с другой - цивилизованным "разводом", призванным смяг-чить последствия распада великих держав.
8 декабря 1991 года в Минске лидеры трех стран-основательниц СССР (Беларуси, России и Украины) подписали соглашение о создании сообщества независимых государств. Соглашение декларировало, что Со-ветский Союз больше не существует как субъект международного права и как геополитическая реальность; три страны подтвердили цели и принци-пы Заключительного акта ООН и СБСЕ; провозгласили создание СНГ; и обязались тесно сотрудничать в таких областях, как внешняя политика, экономика, транспорт и коммуникации, охрана окружающей среды, ми-грационная политика и борьба с организованной преступностью. Обе страны выразили свою приверженность сотрудничеству. Статья 13 согла-шения предусматривала, что в него будут допущены все члены бывшего Советского Союза и другие страны, разделяющие его цели и принципы.
22 января 1993 года семь стран (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан) приняли в Минске Устав Содружества Независимых Государств, который вступил в силу через год после его подписания (20 апреля 1994 года для Республики Казахстан). Азербайджан, Грузия и Молдова присоединились к соответствующим со-глашениям.
Статья 2 Устава гласит, что целями Содружества являются:
1. Достижение сотрудничества в политической, экономической, эко-логической, гуманитарной, культурной и других сферах;
2. всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие, межгосударственное сотрудничество и интеграция государств-членов в единое экономическое пространство; и
3.обеспечение прав человека и основных свобод в соответствии с об-щепризнанными принципами и нормами международного права и доку-ментами СБСЕ
4.сотрудничество между государствами-членами в обеспечении меж-дународного мира и безопасности; сокращение вооружений и военных расходов; ликвидация ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения; осуществление эффективных мер по достижению всеобщего и полного разоружения; и
5.содействие, позволяющее гражданам стран-участниц общаться и свободно передвигаться в пределах Содружества; (6) взаимная правовая помощь и иная правовая помощь по правовым вопросам
6.Взаимная правовая помощь и сотрудничество в других областях правовых отношений; и
7. мирное урегулирование споров и конфликтов между государства-ми Содружества.
Устав СНГ содержит тринадцать принципов, на которых государ-ства-члены основывают свои отношения. В дополнение к принципам, сформулированным в Заключительном акте СБСЕ, в этот список входят принципы взаимного рассмотрения и помощи в масштабах Содружества на основе взаимного согласия; принципы совместных усилий и поддержки мирных условий жизни и прогресса народов; принцип духовного единства народов Содружества; и принцип верховенства международного права в отношениях между государствами.
Области совместных действий государств-членов, осуществляемых на равноправной основе через общий координирующий орган, изложены в статье IV Устава следующим образом
- Обеспечение прав человека и основных свобод;
-Координация внешнеполитической деятельности;
- сотрудничество в формировании и развитии единого экономическо-го пространства, общего европейского и евразийского рынка и таможен-ной политики;
- сотрудничество в разработке общей таможенной политики
-сотрудничество в развитии транспортных и коммуникационных си-стем;
- сотрудничество в развитии европейского и Евразийского общего рынка
-Здравоохранение и охрана окружающей среды
- социальная и миграционная политика;
-Сотрудничество в области борьбы с организованной преступностью в области оборонной политики и контроля внешних границ.
Согласно Уставу, этот перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.
Устав СНГ различает несколько категорий членов Содружества: члены-учредители (ратифицирующие Соглашение и протокол 1991 года), присоединяющиеся члены (получающие юридические обязательства в те-чение одного года после принятия Устава или с согласия всех членов) и ас-социированные члены (желающие участвовать только в определенных ме-роприятиях Содружества).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андрее А. В. Особенности взаимной торговли России со странами Содружества Независимых Государств // Российский внешнеэкономиче-ский бюллетень. - 2020. - No 7. – С. 110-119
2. Анисимова, А. В. Развитие экономического сотрудничества России со странами СНГ // Экономическое развитие России - 2020.- С. 159–162.
3. Багров, Н. М. Россия и СНГ – 20 лет сотрудничества // Концепт. – 2021. – № 1. – С. 139–152.
4. Балабанов, И. Т. Внешнеэкономические связи: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2019. – 512 с.
5. Басаргин С. Л. Новый этап интеграции. - М.: Наука, 2019. – 197 с.
6. Буценко И.Н. Тенденции развития внешней торговли России това-рами // Экономика и управление. – 2020. – № 2. – С. 38-46.
7.Воловик Н.П. Анализ торгово-экономических отношений Россий-ской Федерации со странами Содружества Независимых Государств. Управленческое консультирование. – 2020 - № 5 - С.121-135
8. Гурова И. П., Ефремова М. В. Внутриотраслевая и межотраслевая торговля СНГ // Евразийская экономическая интеграция. - 2022. - No 3. – С. 128-138
9. Гурова И. П., Ефремова М. В. Потенциал региональной торговли СНГ. // Вопросы экономики - 2020. - No 7. – С. 67-73
10.Зверев, Ю. М. Поле взаимодействия России, СНГ и Евросоюза // Вестник ВГУ им. Канта. – 2022 - №5 - С.97- 100.
11 Киреев, А. П. Международная экономика: учебное пособие. – М.: Международные отношения, 2019. – 488 c.
12. Козыменко, В. М. Россия в системе СНГ: формы сотрудничества // Сборник: СНГ: Проблемы, поиск, решения.– 2019. – С. 49–60.
13. Кулик С. А., Спартак А. Н., Юргенс И. Ю. Экономические инте-ресы и задачи России в СНГ. - М.: Глобол, 2020 – 279 с.
14.Маленький, А. О. Экономическое сотрудничество между странами СНГ и Россией // Новая наука. – 2020. – № 1–1. – С. 108–110.
15.Моргунова, А. Л. Проблемы и перспективные направления разви-тия торгово-экономических отношений России со странами СНГ // Моло-дой ученый. — 2021. — № 13 (93). — С. 430-433.
16. Пахомов, А. Влияние торгово-политических санкций на внешне-экономический сектор России // Экономическое развитие России. – 2021. - №11 – С. 39–43.
17 Разумовский, В. А. О структуре военно-экономического сотруд-ничества России со странами СНГ // Оборонный комплекс. – 2020. – № 3 (119). – С. 74–81.
18. Раджабова, З. К. Проблемы валютно-финансового сотрудниче-ства стран СНГ. Роль России // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2021. – № 2 (40). – С. 139–141.
19.Чеклина Т.Н. Среднесрочные перспективы развития торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – № 10. – С. 45-57.
20.Шагалов, Г. Л. Национальные интересы России в развитии инте-грационного сотрудничества с государствами СНГ и возможности его ис-пользования для модернизации // Региональные проблемы преобразова-ния экономики. – 2020. – № 11 (49). – С. 215–224.
21.Шурубович, А. В. Россия в экономическом пространстве СНГ: проблемы взаимодействия и сотрудничества // Россия и новые государства Евразии. –2020. – № 1. – С. 5–21.
22.Яненко, Е. А. Факторы внешнеэкономического сотрудничества России и стран СНГ - М.: Крокус, 2020. – 162 с.
23. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya