Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Любовь к Родине, гордость за историю отечества, за культурное наследие страны, любовь к обычаям и традициям нашего народа, воспитание чувства долга перед Родиной – все эти составляющие сливаются в единую картину, картину Патриотизма.
Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Важным периодом для воспитания патриотизма в детях является младший школьный возраст. Это период рассматривается как время воспитания у ребенка морально-этических качеств, которые станут основой патриотических качеств и чувств. В этом возрасте развиваются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические. Данный возрастной отрезок представляет собой такой период в становлении личности ребенка, когда формируются основы гражданственности. Младшие школьники поддаются большему восприятию и принятию таких качеств, как: любовь к Родине, уважение к своему народу, гордость за свою страну. Воспитание патриотизма должно составлять важнейшее направление работы учителя начальных классов, ведь во многом от школы зависит дальнейшее восприятие ребенком всех составляющих патриотизма.
Воспитание чувства патриотизма у детей - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Очень много замечательных песен и музыкальных произведений остались нам от Советской эпохи. Все они некогда были популярны и широко известны в городах и селах нашей необъятной Родины. Некоторые из них и сегодня знают практически все, кто родился и вырос в нашей стране, а другие, наоборот, давно забыты за давностью лет.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания младших школьников
Предмет исследования : патриотическое воспитание средствами музыки.
Цель исследования: выявить педагогические условия использования музыкальных произведений как средство патриотического воспитания младших школьников
Задачи исследования:
1) Изучить особенности патриотического воспитания в работе с младшими школьниками;
2) Охарактеризовать музыкальные произведения как средство патриотического воспитания младших школьников
3) Описать приемы работы
4) Опыт работы
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
1.1 Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в сфере образования
Рассмотрим сущность понятия «патриотизм».
Патриотизм является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и стабильности, которые особенно мощно и неудержимо проявляются на переломных этапах развития, во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний.
Из литературы мы узнаем, что понятие «патриотизм» связано с осознанием высших нравственных ценностей народа и преданности им. Он имеет базой духовные традиции предшествующих поколений, опирается на вековую историю России и малой Родины .
Слово «патриотизм» происходит от греческого - отечество. В словаре В. И. Даля оно трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб... Патриотизм - любовь к отчизне...» .
Многие авторы рассматривают его как осознание себя гражданином России, как чувство гордости за свой край, свой народ и его историю, как осознание ответственности каждого за всеобщее благополучие, осознание этнической принадлежности. Традиционно, в современной науке существует ряд мнений по вопросу о сущности патриотизма. Философы - Н. И. Матюшкин, М. В. Митин, П. М. Рогачев - определяют патриотизм как высшее нравственное чувство, такие ученые-педагоги, как Н. И. Болдырев, Н. К. Г ончаров, И. П. Тугаев, относят патриотизм к политическим принципам. Вместе с тем, большинство педагогов (Н. П. Егоров, Л. Р. Болотина, А. К. Быков, Т. А. Ильина, Т. Н. Мальковская, И. С. Марьенко, Р. А. Полуянова, Ю. П. Сокольников) все же считает патриотизм сложным нравственным качеством .
Как мы видим, сложность рассматриваемого явления и обуславливает существующий плюрализм мнений. Исходя из этого, необходимо максимально уточнить сущность и содержание патриотизма, так как результативность патриотического воспитания зависит от точного определения начальных понятий и положений.
Философский словарь дает нам следующее толкование понятия «патриотизм»: «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». Большой энциклопедический словарь определяет «патриотизм» как «любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» .
И. Ф. Харламов считает патриотизм взаимосвязанной совокупностью нравственных чувств и поведенческих черт, присоединяя к этому любовь к Отечеству, активный труд на его благо, следование трудовым традициям и умножение их, бережное отношение к памятникам истории и обычаям своего края, привязанность и любовь к тем местам, где родился, желание укреплять честь и достоинство Отечества, готовность и умение защищать его, а также воинскую храбрость, мужество и самоотдачу, дружбу различных народностей, отсутствие расовой и национальной неприязни, уважительное отношение к обычаям и культуре других стран и народностей, стремление сотрудничать с ними .
Патриотизм, как формируемое в патриотическом воспитании комплексное и интегрированное личностное качество, включает в себя ряд компонентов:
• патриотическое сознание;
• патриотически ориентированное мировоззрение;
• национальное самосознание;
• патриотические знания;
• патриотические убеждения;
• патриотические установки;
• патриотические ценностные ориентации;
• патриотические позиции;
• патриотические идеалы;
• патриотические чувства;
• верность Отечеству;
• социально-позитивные отношения (к Родине, к истории, настоящему и будущему страны, народным традициям; к окружающей социальной и природной среде; к выполнению своего конституционного долга);
• социально-позитивное (патриотическое) поведение личности; социально-позитивную (патриотическую) деятельность;
• готовность к выполнению гражданского и конституционного долга как проявление феномена служения Отечеству .
Исходя из этого считаем, что патриотизм школьника рассматривается как чувство, отражающее отношение личности (субъекта) к Родине (объекту), ориентацию на служение ее интересам, уважение к истории, традициям, ценностям культуры, участие в социально-значимой деятельности, структурными
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьева А.Б., Пушкина Н.Н. Проблемы патриотического воспитания впроцессе освоения музыкального искусства // Царскосельские чтения, 2013, №XVII.
2. Балабанова И.Е. К вопросу формирования основ музыкальной культуры в духовно - нравственном воспитании детей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук , 2015, № 4-2.
3. Белоногова, Л. Н. Интерактивная экскурсия как форма воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения / Л. Н. Белоногова [и др.]. - Текст : непосредственный // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2017. - № 1. - С. 222-227
4. Бельгибаева Г. К., Смагулова С. А., Магзумова Н. К. Сущность, содержание и технология гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2012, №8.
5. Винникова, С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников / С. А. Винникова // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 14–15.
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795
7. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - Москва : ЭКСМО, 2018. - 896 с.
8. Калимуллина О.А., Тимошина И.Н., Иванова А.В. Культурно-образовательное пространство современного вуза как фактор формирования педагогической системы духовно-нравственного развития молодежи: Ульяновск, 2022
9. Калманович В.Л., Битшева И.Г., Хайруллин Р.Р. Применение инновационных методов активного обучения на занятиях по физической культуре в творческих вузах. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3. С. 170- 175.
10. Куликова, Г. Г. Современные подходы к патриотическому воспитанию студентов: исследования, опыт, проблемы / Г. Г. Куликова. - Текст : непосредственный // Инновации в образовании. - 2008. - № 8. - С. 127-133
11. Музыка. 1-4 классы [Текст] : примерная рабочая программа по учебному предмету / Т. В. Челышева, В. В. Кузнецова. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - Москва : Академкнига/Учебник, 2017. – 174 с.
12. Мусс, Г. Н. Теория и практика патриотического воспитания : учебное пособие / Г. Н. Мусс. - Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2015
13. Мухамедова Г.Х. Современные принципы военно-патриотического воспитания: учеб. пособие. Ульяновск: УГПУ им. И.Н. Ульянова, 2014
14. Мясникова Д.В. Концепция сфер гражданско-патриотического воспитания // В сборнике: 21 век: фундаментальная наука и технологии. Материалы XXII международной научно-практической конференции . 2020. С. 63-67
15. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2013. - Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
16. Томилин, С.Н. О Концепции государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза/ С.Н. Томилина. // Человек и образование.– 2015. - № 2. – с. 5
17. Философский словарь / под редакцией И. Т. Фролова. - Москва : Республика, 2001. - 483 с.
18. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - Москва : Гардарики, 1999. - 520 с.
19. Чистякова, Н. Н. Формирование у бакалавров педагогики (направление подготовки - начальное образование) готовности к воспитанию патриотизма младших школьников / Н. Н. Чистякова, Г. Н. Лашкова. - Текст : непосредственный // Крымский научный вестник. - 2016. - №3 - С. 136-147.