Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Уроки литературы невозможно представить без комплексного изучения произведения, в том числе без знакомства с биографией писателя. Изучение творческого и жизненного пути того или иного автора позволяет обучающимся проследить взаимосвязь его мировоззрения и творческой концепции. То, как осуществляется подобная связь, стало предметом изучения ученых, которые считали биографический метод самым информативным. Предложенный метод появился в литературе еще в эпоху романтизма и впервые применен во французской литературе Ш.О. Сент-Бевом. Именно он, будучи литературным критиком и писателем, определил анализ биографии как основополагающий параметр при характеристике творческого наследия конкретного автора.
Биографический метод предполагает подробное изучение самых знаковых и судьбоносных событий в жизни Творца, которые, в силу своей значимости, несомненно, наложили отпечаток на творческое своеобразие и тематический диапазон, охватываемый автором.
О значимости рассмотрения личностных характеристик писателя и о тех истоках, которые способствовали развитию его таланта, говорил В. Г. Белинский в своей статье «Взгляд на литературу 1847 года»: «Личность поэта не есть что-нибудь безусловное, особо стоящее, вне всяких явлений извне. Поэт прежде всего — человек, потом гражданин своей земли, сын своего времени, дух народа и времени на него не могут действовать меньшей степени, чем на других» [Белинский, С. 8]. Упомянутая совокупность обстоятельств, с которыми столкнулся писатель в течение своей жизни, определяют его личность, психологические особенности, которые напрямую отражаются в творчестве.
В качестве концепции биографический подход и его влияние на творчество автора был рассмотрен в соответствии с этапностью и всей полнотой в работах И. Тэна, Р. Де Гурмона, П. М. Бицилли, Ю. И. Айхенвальда, А. П. Скафтымова и др.
Личность автора подвергалась детальному изучению, и нередко расценивалась как неординарное самобытное явление, но и в то же время как голос своей эпохи.
В первой половине ХХ в. возникли противоположные по идее концепции, которые базировались на отрицании роли писателя как личности. Обрел популярность принцип «литературы без имени». Однако стремление абсолютизировать конкретную сторону литературного процесс формирует одностороннее, субъективное восприятие, превалируя над объективным взглядом на художественное развитие.
До 1917 года в учебных заведениях при преподавании литературы придерживались традиции изучать жизненный и творческий путь писателя, выделяя личностные качества той или иной личности в целях воспитания человека и гражданина.
Биография писателя и ее изучение в рамках предмета литературы имеет ключевую значимость для верной интерпретации авторского замысла того или иного художественного произведения. Знание биографических предпосылок создания того или иного текста позволяет глубже проникнуться авторского идее и глубже понять изучаемый текст и применение тех или иных средств выразительности.
Подробное знакомство с биографией способствует решению целого ряда воспитательно-образовательных задач. Но по мнению методистов, школьники 7-12 лет в силу возрастных особенностей вряд ли заинтересуются биографией писателя и процессом ее сопоставления с литературным произведением. Этот факт становится причиной того, что большинство учителей литературы не уделяют внимания жизненному пути автора в контексте урока.
Биография воспринимается как некое приложение к анализируемому тексту, а в старших классах уже потерян интерес к личности автора.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью изучения новых подходов к изучению биографий писателей на уроках литературы в контексте школьного обучения. Изучение биографии будет способствовать формированию интереса к предмету и развитию культурного кругозора обучающихся.
Целью данной работы является определение значимости изучения биографии писателя на уроках литературы в 5-7 классах.
Задачи работы: изучить подходы изучения биографии на уроках литературы; рассмотреть изучение биографии как средства воспитания интереса к чтению и предмету в 5-7 классах; определить методическую основу изучения биографии писателя в рамках урока; провести анализ фрагмента урока, посвященного изучению биографии писателя.
Объектом исследования является биографии писателей на уроках литературы 5-7 классов. Предмет исследования – методы изучения биографии на уроках.
Методы исследования - изучение специальной литературы по теме, сравнение, обобщение; исторический и системный подходы.
Теоретической базой стали научные труды литературоведов Бердяева В.В., Гареевой Г.Ф., Кумок Я.Н., Филимоновой Н.Н., методические разработки современных педагогов Л.А. Крючковой, Т.Ф. Курдюмовой, Т.Ю. Лахиной, Г.А. Скворцова и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашукин Н. Биография // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. С. 105-107.
2. Белинский В.Г. Опыт истории русской литературы. «Public Domain», 1845. С. 8.
3. Бердяев, В. С. Организация аудиторной самостоятельной работы студентов в малых группах [Текст] / В. С. Бердяев // Проблем личностно-ориентированного образования: методология, теория и технология: материалы Междунар. научно-практ. конф. 30 апр. 2008 г. - Шадринск : Изд-во Шадринского гос. Пединститута, 2008. - С. 15-17.
4. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: Большая Россий-ская энциклопедия, 2007. - 1888 с.
5. Гареева Г.Ф. (Уфа, БИРО) Изучение биографии писателя в школе. - Электр. издание. - Код доступа: http://biro.ufanet.ru/index.php
6. Калугин Д. Личность как историческая конвенция. Искусство биографии: изображение личности и ее оправдание в русских жизнеописаниях сере-дины XIX века // Новое литературное обозрение. - 2008. - № 91. - Электр. издание. - Код доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2008/91/ka6.html
7. Курдюмова Т.Ф. Как рассказать о биографии писателя // Первое сентября (Литература в школе). - 2006. - № 3.
8. Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте (К типологическому соотношению текста и личности автора) / Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб.: Искусство-СПб, 1997. С. 804-816.
9. Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений ; в 2 ч. Ч. 2. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 256 с.
10. Филимонова, Н. Н. Драматизация как педагогическое условие воспитания социально-политической активности студентов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05: защищена 10.11.06 / Филимонова Наталья Николаевна
11. Публикация методической разработки Абрамовой О.В., от 25.12.2014 г., в образовательной-социальной сети nsportal.ru. – Код доступа: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2014/12/25/urok-literaturnaya-gostinaya-i-v-dal