Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Обучение – это всегда целенаправленный и мотивированный процесс. Задача педагога заключается в том, чтобы каждого из учеников включить в учебно-воспитательный процесс. Для этого необходимо обеспечить формирование и развитие их познавательных потребностей и познавательных мотивов.
Младший школьный возраст – это вершина детства ребёнка. Развитию любого мышления детей будет способствовать любая целенаправленная деятельность, когда усилия и интерес ребенка направлены на решение умственной задачи. Психологи считают, что сегодня одним из самых эффективных способов развития словесно – логического мышления младшего школьника является необходимость его включения в учебную деятельность. Именно в этом возрасте у ребёнка происходит смена образа и стиля жизни. Ему приходится привыкать к новым требованиям и осваивать новую роль – ученика младшей школы.
Учебная деятельность является для ребёнка принципиально новым видом работы. Школьник начинает получать новые знания и формировать новые умения и навыки. Интересы и ценности ребёнка постепенно изменяются. Изменяется его восприятие мира. Он по новому осознаёт своё место в иной системе отношений. Нужно ли говорить о том, насколько важную роль во всём этом будет играть его логическое мышление. Чем быстрее будет развиваться мышление ребёнка, тем более активно будут протекать процессы всестороннего психического развития. Это, в свою очередь, находит отражение в формировании отдельных компонентов всех личностных сфер ребёнка, в том числе, познавательной.
Цель работы: изучить способы формирования словесно – логического мышления на уроках русского языка посредством лингвистических задач у младших школьников.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс на уроках русского языка.
Предмет исследования: формирование словесно – логического мышления младших школьников посредством лингвистических задач.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические основы формирования словесно-логического мышления младших школьников.
2. Рассмотреть особенности формирования словесно-логического мышления младших школьников с устойчивой неуспеваемостью.
3. Описать лингвистические задачи: понятие, особенности, виды
4. Раскрыть использование лингвистических задач на уроках русского языка как необходимое условие формирования словесно-логического мышления младших школьников с устойчивой неуспеваемостью.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, одна глава, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1 Теоретические основы формирования словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка
1.1.Психолого-педагогические основы формирования словесно-логического мышления младших школьников
Мышлению как психическому процессу всегда отводилась очень большая роль. Исследователи считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышления субъекта. Проблемы развития мышления изучали учёные Ж. Пиаже, А. Валлон, Л.С. Выготский и др. Под словесно – логическим мышлением понимают мышление при помощи рассуждений. Рассуждение – это умозаключение, которое позволяет связать между собой разные знания с целью получения ответа на вопрос, или решить мыслительную задачу . В своем становлении словесно - логическое мышление проходит две стадии:
1. Допонятийная.
2. Понятийная.
Словесно-логическое мышление оперирует понятиями, посредством которых познаются закономерности и взаимосвязи. Чем более развито словесно – логическое мышление, тем упорядоченнее у субъекта образные представления и практические действия. Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К началу младшего школьного возраста дети уже в состоянии оперировать различными абстрактными понятиями. Благодаря формирующемуся словесно-логическому мышлению дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Они начинают сравнивать и классифицировать, рассуждать и выстраивать умозаключения.
Большинство учёных склоняются к мысли, что процесс мышления связан с поисками нового. Именно это составляет высшую ступень развития познания человека. Именно развитие словесно – логического мышления ребёнка занимает наиболее значимое место среди вех остальных функций психики. До определённого момента у ребёнка преобладало образное мышление. Начиная с младшего школьного возраста, у детей начинается активное развитие словесно – логического мышления. Именно в этот период оно развивается достаточно интенсивно и характеризуется достаточно высоким темпом развития. Это происходит по причине перехода от игровой ведущей деятельности младшего школьника, к учебной деятельности. Нельзя говорить о том, что игровая деятельность перестала интересовать младшего школьника.
Дети также с удовольствием играют в самые разнообразные игры, но у ребёнка изменился формат деятельности и большую часть времени у него посвящено урокам и выполнению домашнего задания, что не может не влиять на тип его мышления. По этой причине у ребёнка происходят активные изменения в интеллектуальном процессе, благодаря чему начинают появляться психические новообразования. Чем активнее происходят познавательные процессы, тем быстрее идёт смена наглядно – образного мышления, на словесно – логическое. Ребёнок всё чаще и больше начинает рассуждать логически. Процесс рассуждения требует развития мыслительных операций субъекта .
Учёные называют данный процесс интеллектуальной рефлексией. Можно сказать, что это специально выстроенный внутренний план действий младшего школьника. В данный период у ребёнка одновременно развиваются все три аспекта мышления, суждение, понимание и умозаключение. При этом лишь важно понимать, что школьник должен понимать все те вопросы, которые ему задают. На каждом уроке школьник получает, какие – либо новые сведения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка [Текст] / Е.С. Антонова – М.: Академия, 2010. – 448 с.
2. Аксенова, И.В. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности обучающихся [Текст] / авт.-сост. И.В. Аксенова, Е.Ю. Бурцева, О.В. Гоголашвили, Н.М. Кузнецова, О.В. Созонтова, Т.Д. Стрельникова, Н.В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. – 169 с.
3. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский. – Изд. 2-е, испр. и доп.– Ростов-на-Дону, 2000. – 505 с.
4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст] / Н.В.Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2011. – 269 с.
5. Бурганова, Ф. Ф. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся [Текст] / Ф. Ф. Бурганова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. – С. 87-89.
6. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке [Текст] /Н.С. Валгина - М.: Наука, 2011. – 217с.
7. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся [Электронный ресурс] – МАОУ.- СОШ No5, Городской округ Балашиха Московской области, 2019. – URL: https://shcool5.edusite.ru/p51aa1.html (дата обращения: 01.04.2023).
8. Гилазова, Э. Г. Кратковременные проекты на уроках русского языка [Электронный ресурс] / Э.Г. Гилазова // Альманах педагога. – 18.03.2018. – URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=22534 (дата обращения: 01.04.2023).
9. Гаффоров, А.А. Компоненты семантической структуры грамматического рода субстантивов / А. А. Гаффоров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1094-1097. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28631/ (дата обращения: 01.04.2023).
10. Диброва, Е. И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 частях [Текст] / Е.И. Диброва. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 43–47 с.
11. Дементьева, О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе [Текст] / О.В. Дементьева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – No 2.
12. Ено, М.Н. Игровые моменты на уроках русского языка [Электронный ресурс]/Образовательный портал Электронный журнал Экстернат.РФ, 2011. – URL: http://ext.spb.ru/faq/5515-2014-06-15-18-11-21.html (дата обращения: 01.04.2023).
13. Зеленина, Е.Б. Развитие познавательной активности школьников: педагогическая тактика и стратегия реализации ФГОС в основной школе [Текст] / Е.Б. Зеленина // Учитель приморья. – 2012. - No 5. - С. 4-5.
14. Земская, Е. А. Современный русский язык: Словообразование: учебное пособие [Текст] / Е.А. Земская. – изд. 3-е М.: Флинта: Наука, 2011. – 328 с.
15. Иванова, И. В. Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка - Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс] /Управление по образованию Минского райисполкома Государственное учреждение образования «Боровлянская средняя школа». 2020. - URL: http://bor-sch.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=45181(дата обращения: 01.04.2023).
16. Исяндавлетова, Э. В. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения [Текст] / Э. В. Исяндавлетова // Молодой ученый. – 2017. - No 9. – С. 332 – 334.
17. Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении [Текст] / З.И. Калмыкова // Современная педагогика. – 2000. - No 7. – С.18.
18. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы [Текст] / Т.В. Кудрявцев. – М.: Знание, 2001. – 85 с.
19. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения [Текст] / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005. – 98 с.
20. Кубрякова, Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) [Текст] / Е.С. Кубрякова //Актуальные проблемы современной лингвистики – М.: Флинта: Наука, 2009. – С. 46 –18.
21. Методика преподавания русского языка: учебн. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М. Академия, 2011. – 464 с.
22. Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении [Текст] / А.М. Пешковский, - М.: Языки славянской культуры, 2011. - 544 с.
23. Поздеева, С. Е. Учебная дискуссия: поиск новых форм [Текст] /С.Е. Поздеева //Начальная школа: до и после. – 2008. - No8. – С.79 – 87.
24. Потебня, А.А. Мысль и язык [Текст] / А. А. Потебня. - СПб., 2012.-192с.
25. Рахманова, Л.И. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология: Учеб. пособие [Текст] / Л.И. Рахманова. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во «ЧеРо», 2007. – 480 с.
26. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык [Текст] / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – изд. 7-е. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 443 с.
27. Рыльцева, Т.Г. Создание благоприятных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка на уроках русского языка [Электронный ресурс]/ Сообщество учителей предметников «Учительский портал», 2007 – 2020. – URL: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4703 (дата обращения: 01.04.2023).
28. Русский язык. Комментарии к урокам: метод. пособие [Текст] /С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана – Граф, 2013. - С. 3 - 5.
29. Сенина, Н. А. Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10–11-й классы [Текст] / Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева; под ред. Н. А. Сениной.- Изд.3-е, перераб.- Ростов н/Д: Легион, 2016.- 240 с.
30. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис [Текст] / Под общей ред. Л.А. Новикова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004. – 864 с.
31. Соколовская, И.Н. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике [Текст] / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилева // Царскосельские чтения. – 2015. - NoXIX. – С. 89-91.
32. Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся [Текст] / Теория и практика образования: история и современность. – Липецк: ЛГПУ, 2001. – Выпуск 8. – 185 с.
33. Титов, В.А. Методика преподавания русского языка. Конспект лекций [Текст] / В.А. Титов. - М.: Приор – Издат, 2008. – 174 с.
34. Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов [Текст] / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. – Ч. 1., 4-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 400 с.
35. Ягафарова, Г.Н. О факторах влияющих на процесс номинации в языке [Текст] / Г.Н. Ягафарова // Фундаментальные исследования. – 2014. – No 12-11.– С. 2505 – 2508.