Фрагмент для ознакомления
2
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
Важность проблемы патриотического воспитания школьников законодательно закреплена в нормативно-правовых документах. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в статье 3 сказано, что образовательная политика должна основывать на «воспитании гражданственности, ответственности и патриотизма».
В примерной программе воспитания, разработанной сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в 2019 году, предлагаются различные возможные формы и способы работы с детьми для воспитательной работы, рекомендации по разработке рабочих программ по различным направлениям воспитания, в том числе патриотического. В примерной программе предлагаются различные виды внеурочной деятельности обучающихся, в том числе туристко-краеведческая деятельность, которая направлена на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе.
Патриотическое воспитание как важнейшая часть образовательного процесса закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования: в п. 7 указано, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. Стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), как «любящий свой народ, свой край и свою Родину» (п. 8 ФГОС НОО).
Патриотическое воспитание младших школьников направлено на формирование у учащихся ценностных ориентаций, качеств и норм поведения гражданина и патриота России. В процессе патриотического воспитания осуществляется процесс приобщения учащихся к общественным идеалам и нравственным принципам, заложенным в основе современной государственной образовательно политики.
В младшем школьном возрасте у детей мироощущение происходит на уровне эмоций, у них формируются представления о родном крае (малой Родине) и своей стране. Основанные на чувствах, эмоциях, эти представления являются самыми действенными при воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание осуществляется в процессе урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Значительными возможностями для патриотического воспитания обучающихся обладает учебный предмет «Окружающий мир». В процессе обучения младшие школьники знакомятся с историей, культурой, традициями различных народов нашей страны. На уроках и внеурочной деятельности дети могут узнавать сведения о своем родном крае посредством включения краеведческого материала.
Таким образом, современная школа в соответствии с ФГОС НОО ориентирована на воспитание преданных Родине патриотов, обладающих чувством долга и чести. Поэтому вопрос о патриотическом воспитании детей с младшего школьного возраста сегодня является актуальным и требующим систематического изучения. Это обусловливает необходимость обоснования значения предмета «Окружающий мир» в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить возможности предмета «Окружающий мир» в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста.
Объект курсового исследования: патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: возможности предмета «Окружающий мир» в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить, следующие задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «патриотическое воспитание» в научной литературе.
2. Рассмотреть особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть значение предмета «Окружающий мир» в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста.
4. Выявить уровень патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
5. Разработать программу по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста и оценить ее эффективность.
Методы исследования:
– теоретические: анализ, обобщение научных исследований;
– эмпирические: анкетирование, эксперимент;
– методы обработки результатов исследования.
Структура курсовой работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алейникова, Е.В. Сущность и задачи патриотического воспитания младших школьников / Е.В. Алейникова, В.А. Романов // Уральский научный вестник. – 2023. – Т. 1. № 2. – С. 27–33.
2. Бахтин, Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности / Ю.К. Бахтин // Молодой ученый. – 2014. – № 10. – С. 349–352.
3. Беляева, Д.Н. Патриотическое воспитание младших школьников в современном этнокультурном образовании / Д.Н. Беляева // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2021. – № 13 (21). – С. 224–225.
4. Быков, А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации : на стыке двух государственных программ / А.К. Быков // Педагогика. – 2011. – № 1. – С. 14–24.
5. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А.Н. Вырщиков. – Волгоград, 2001. – 112 с.
6. Говоркова, Н.В. Деятельность педагога по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности / Н.В. Говоркова // Начальное образование сегодня и завтра. Сборник статей по итогам VI Международной научно-практической конференции педагогов и студентов. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. – С. 63–68.
7. Дмитрук, Т.И. Региональный материал в патриотическом воспитании младших школьников / Т.И. Дмитрук // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2023. – Т. 14. № 1. – С. 38–41.
8. Жданова, Н.М. Патриотическое воспитание младших школьников, как одно из приоритетных направлений формирования базовых национальных ценностей личности в начальной школе / Н.М. Жданова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2015. – № 2 (26). – С. 19–22.
9. Зайцева, Г.В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения / Г.В. Зайцева // Студенческая наука и XXI век. – 2017. – № 14. – С. 275–277.
10. Зиновьева, Ж.В. Патриотическое воспитание – одно из направлений развития творческих способностей младших школьников / Ж.В. Зиновьева, Л.В. Пожидаева // Научный альманах. – 2022. – № 10-1 (96). – С. 102–105.
11. Измалкова, М.М. Воспитание у младших школьников патриотических чувств во внеклассной работе / М.М. Измалкова, В.К. Фарафонова // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. – Липецк, 2021. – С. 155–159.
12. Кагарманова, А.Р. Педагогический потенциал материалов об истории и культуре родного края в патриотическом воспитании младших школьников / А.Р. Кагарманова // Студенческая наука и XXI век. – 2022. – Т. 19. № 1-2 (22). – С. 126– 128.
13. Карамчаков, А.Н. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира с использованием интерактивных методов / А.Н. Карамчаков, М.С. Якушева // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. № 5 (44). – С. 933–936.
14. Карпенко, И.В. Формирование основ патриотического воспитания у младших школьников в процессе изучения гимна России / И.В. Карпенко, Е.Ю. Астахова // Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области. – 2022. – № 19. – С. 85–88.
15. Колесникова, Т.М. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности на основе использования краеведческого материала / Т.М. Колесникова, А.Д. Колесникова, Р.И. Пакликов // Ростовский научный вестник. – 2022. – № 8. – С. 20–22.
16. Котюхова, И.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании младших школьников / И.Н. Котюхова // Матрица научного познания. – 2021. – № 6-1. – С. 314–319.
17. Крюкова, Ж.А. Формирование системы ценностей младших школьников в процессе патриотического воспитания / Ж.А. Крюкова // Аспирант. – 2020. – № 5 (56). – С. 175–177.
18. Кузнецова, Е.Н. Формирование патриотического воспитания младших школьников в процессе изучения краеведения / Е.Н. Кузнецова // Студенческий. – 2023. – № 2-2 (214). – С. 38–40.
19. Липатова, Ю.С. Особенности патриотического воспитания младших школьников на уроках музыки в современной школе / Ю.С. Липатова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 6-1. – С. 210–213.
20. Лутовинов, В.И. Современный российский патриотизм : сущность, особенности, основные направления / В.И. Лутовинов // Studia Humanitatis. – 2013. – № 2. – С. 18–45.
21. Мальковская, Ж.А. Патриотическое воспитание младших школьников / Ж.А. Мальковская // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. – 2020. – № 4 (31). – С. 47–50.
22. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования : автореф. дисс. … канд. пед. наук : 13.00.01: защищена 25.09.07 / Маслова Татьяна Михайловна. – Хабаровск, 2007. – 23 с.
23. Масямова, В.Р. Нравственно-патриотическое воспитание младшего школьника на основе народных традиций / В.Р. Масямова // Вестник ТОГИРРО. – 2018. – № 3 (41). – С. 42–43.
24. Морякина, О.И. Значимость патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности / О.И. Морякина // Инновационная наука. – 2020. – № 7. – С. 77–78.
25. Мошуров, В.А. Анализ воздействия праздников нашей страны на компоненты патриотизма личности / В.А. Мошуров, Н.С. Чумаченко // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. – 2017. – № 1-2. – С. 29–32.
26. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников / В.Е. Мусина. – Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. – 156 с.
27. Мясников, А.А. Патриотическое воспитание как условие формирования российской идентичности у младшего школьника / А.А. Мясников // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – № 5. – С. 14–19.
28. Надеина, К.Е. Развитие идей гражданственности и гражданского воспитания в отечественной педагогической мысли второй половины XIX – начала XX в. / Е.К. Надеина, Н.А. Гвоздева // Интеграция образования. – 2010. – № 3. – С. 47–51.
29. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 2013. – 944 с.
30. Печенкина, Е.С. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников / Е.С. Печенкина, Т.М. Накарякова, О.А. Белобородова // Вестник научных конференций. – 2017. – № 2-6 (18). – С. 83–84.
31. Рогова, Н.А. К вопросу о психолого-педагогических условиях патриотического воспитания младших школьников / Н.А. Рогова // Преемственность в образовании. – 2019. – № 23(10). – С. 860–867.
32. Саратовцева, Н.В. Направления духовно-патриотического воспитания российской молодежи / Н.В. Саратовцева // Интеграция образования. – 2010. – № 3. – С. 31–35.
33. Свигуненко, О.В. Патриотическое воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира / О.В. Свигуненко // Modern Science. – 2019. – № 5-2. – С. 88–91.
34. Тютюсова, Е.С. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС / Е.В. Тютюсова // Ученые заметки ТОГУ. – 2016. – Т. 7. № 4-2. – С. 492–495.
35. Файзуллина, Г.Ч. Патриотическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства / Г.Ч. Файзуллина, Н.Е. Молдук // Педагогическое образование. – 2022. – Т. 3. № 10. – С. 56–60.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. : Эксмо, 2021. – 33 с.
37. Филипченко, С.Н. Воспитание гражданской позиции и патриотических чувств младшего школьника средствами краеведения / С.Н. Филипченко, Л.И. Макарова // Журнал гуманитарных наук. – 2016. – № 15. – С. 99–101.
38. Хохлова, В.А. Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса / В.А. Хохлова // Молодой ученый. – 2016. – № 29 (133). – С. 606–607.
39. Шитякова, Н.П. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях возрождения российской гражданской идентичности / Н.П. Шитякова, И.В. Верховых, И.В. Забродина. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. – 173 с.
40. Юнусова, Э.А. Методические особенности воспитания у младших школьников патриотических чувств во внеклассной работе / Э.А. Юнусова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65-1. – С. 323–325.