Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Недостатки звукопроизносительной стороны речи согласно клинико-педагогической классификации речевых нарушений относят к категории недостатков устной речи, к группе расстройств фонационного оформления речи. Недостатки произношения звуков, относящихся к одной или нескольким фонетическими группам, по большей части характерны для таких клинических видов нарушений речи, как дислалия, ринолалия и дизартрия.
Одним из самых распространенных речевых нарушений является дислалия, причины появления которой могут быть связаны с патологиями артикуляционного аппарата либо с особенностями речевого воспитания ребенка.
Недостатки звукопроизносительной стороны речи являются проявлениями таких клинических видов речевых нарушений, как дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия. С позиций психолого-педагогической концепции речевых нарушений Р.Е. Левиной дефекты произношения звуков рассматриваются как проявления нарушения средств общения и входят в структуру всех недостатков речевого развития, относящихся к данной группе: фонетического недоразвития речи (далее ФНР), фонетико-фонематического недоразвития речи (далее ФФНР), общего недоразвития речи (далее ОНР).
Проблема коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи является одной из самых изученных в отечественной логопедии, она раскрывалась в работах таких авторов, как М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева, Т.А. Ткаченко, В.В Коноваленко, С.В. Коноваленко, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина и других.
Но несмотря на это, проблема коррекции недостатков произношения звуков у детей дошкольного возраста сохраняет свою актуальность, так как важно преодолеть имеющиеся дефекты звукопроизношения именно в период дошкольного детства, до того момента, как ребенок поступит в школу и начнет обучаться грамоте. Так, всеми авторами подчеркивается тот факт, что несовершенства звукового оформления речи, которые сохраняются длительное время и имеются у детей младшего школьного возраста, провоцируют появление у них специфических ошибок при чтении и письме, создавая предпосылки для формирования у обучающихся дисграфии и дислексии.
Все выше изложенное подтверждает, что тема курсовой работы «Выявление и коррекция нарушений произношений звуков [ш], [ж] у детей дошкольного возраста» является актуальной.
Объект исследования – состояние звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – недостатки звукопроизношения звуков [ш], [ж] у детей дошкольного возраста.
Цель курсовой работы – на основе эмпирического исследования разработать методические рекомендации по коррекции звукопроизношения звуков [ш], [ж] у ребенка дошкольного возраста.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать литературу по теме курсовой работы.
2. Подобрать диагностическую методику и с ее помощью провести обследование недостатков звукопроизношения.
3. Проанализировать результаты обследования.
4. Предложить методические рекомендации по коррекции нарушений произношения звуков [ш], [ж]
Структура курсовой работы: работа состоит из:
- введения, в котором представлена актуальность, определены цель и задачи курсовой работы;
- главы 1, в которой раскрыты теоретические основы логопедической работы по исправлению звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста;
- главы 2, в которой представлены результаты экспериментального изучения особенностей организации логопедической работы по исправлению звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста;
- заключения, в котором содержатся общие выводы по содержанию курсовой работы.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Ш], [Ж] У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Звукопроизношение: сущность, характеристика и становление в онтогенезе
Правильное звукопроизношение - это не только чистое, правильное произношение ребенком каждого звука речи, но и закон сочетания этих звуков в слогах и словах.
Овладение этим сложным процессом происходит двумя путями:
1) неформально - на основе подражания речи других людей, родственников, родителей, возможно, сверстников;
2) формально - в результате специальной подготовки.
Коммуникация существует во всех видах деятельности. Общение имеет большое значение в жизни любого человека, даже самого маленького. При обмене информацией между людьми или группами людей происходит установка контактов, социализация, поступательное развитие. Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского развитие и перестройка психологических процессов у детей принимает форму присвоения исторического опыта человеческого общества на основе общения.
Исследователь Т. А. Гарева говорит о том, что усвоение родного языка детьми имеет строгую, четкую закономерность. Формирование детской речи находится под влиянием речи взрослых и во многом зависит от адекватной речевой практики, речевой среды, воспитания и обучения ребенка с первых дней жизни. От речи взрослого человека - родителя зависит то, как будет происходить развитие речи его ребенка.
Ребенок постепенно осваивает речь, переходя от более простых структур к более сложным. Овладение языком - это активный процесс поиска, наблюдения и сравнения, а также построения отношений и обобщения, классификации, который требует использования всех анализаторов ребенка.
Процесс формирования речевой деятельности (и, соответственно, усвоения системы родного языка) в онтогенезе подразделяется на ряд последовательных периодов или стадий.
А. А. Леонтьев выделяет 4 периода в речевом онтогенезе:
• 1-й - подготовительный (с момента рождения до года);
• 2-й - преддошкольный (от года до 3 лет);
• 3-й - дошкольный (от 3 до 7 лет);
• 4-й - школьный (от 7 до 17 лет) .
Рассмотрим формирование звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе.
Когда ребенок рождается, первым признаком его жизни является крик. Это основа для дальнейшего развития в плане фонетического произношения и, конечно же, рефлекторной реакции на воздействие сильных раздражителей, которые обычно бывают отрицательными. Даже если ребенок родился и не плачет, врач должен искусственно заставить его плакать. Плач - это первая голосовая реакция ребенка. И этот плач активизирует движение, звук и работу дыхательной части речевого аппарата ребенка.
Первые месяцы жизни новорожденного - это периоды интенсивного развития слухового, зрительного, моторно-кинестетического анализаторов. Голосовые органы ребенка готовы работать при рождении, но прежде, чем он сможет произнести первые звуки, он должен пройти долгий подготовительный (доречевой) период.
Время появления речи связано с речевой деятельностью. В это время у ребенка важно развивать координацию слуховых и фонетических образов, интонационную структуру родного языка, что способствует возникновению предпосылок для развития фонемного слуха, без которого невозможно произношение простейших слов. Очень важен фонемный аспект речи, гармоничное развитие области движения, в плане развития работы периферического речевого аппарата.
Восприятие звука речи и его воспроизведение - два связанных и регулируемых процесса. Звуковые единицы рассматриваются тремя главными способами: восприятие, акустика и ясность. Для того чтобы овладеть правильным произношением звуков речи, ребенок должен правильно и четко воспринимать их через слух и иметь достаточно подготовленный произносительный аппарат .
А. Н. Гвоздев описывает крики новорожденных как звуки гласных типов с различной степенью открытости. Крики, которые не могут развиться в самостоятельные составляющие их элементы и различать в них определенные звуки. Автор отмечает, что сложность произношения звука является фактором возникновения онтологии речевой деятельности.
Артикуляторно-сложные звуки - это звуки, состоящие из более сложных движений органов артикуляции, поэтому они позже формируются в организме и заменяются простыми звуками. Согласно этим представлениям порядок усвоения звука и порядок формирования звуковых различий в речепроизводстве обусловлены постепенным созреванием анализатора речевого движения.
Звуки речи усваиваются в особой последовательности, причем вначале ребенок усваивает не те звуки, которые чаще слышит от взрослых, а те, которые ему самому легче произносить. Развитие звуков у ребенка в онтогенезе происходит от простого к сложному.
Ребенку легче произносить такие звуки:
• связанные с безусловными рефлексами (например, сосательный рефлекс способствует возникновению губных звуков);
• связанные с положением ребенка (благодаря положению «лежа на спине» формируются заднеязычные, небные звуки);
• связанные с размером языка относительно ротовой полости и повышенным тонусом мышц в артикуляционном аппарате - образование пар звуков по мягкости.
Большинство звуков формируется не сразу, а через промежуточные, так называемые переходные звуки, например: [с], [с’], [ш]. При усвоении звука возможны гиперкоррекции - освоенный звук начинает употребляться в словах вместо схожих звуков.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: АСТ: Астрель, 2016. - 222 с.
2. Бурыкина М. Ю., Миляева А. Д. Визуализация как средство коррекции звукопроизношения у детей с дислалией // MODERN SCIENC. 2021. № 5-1. С. 305-310
3. Виноградов Г. С. Детский фольклор и быт. Программа наблюдений. Иркутск. Гостиполит, 1925
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. - Т. 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский / под ред. А. М. Матюшкина. - Москва : Педагогика, 1983
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001
6. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. - М.: КомКнига, 2015. - 320 с.
7. Голубева Г. Г. Нарушения фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР // Логопед в детском саду. 2006. № 4. С. 16-21.
8. Давыдова Г. В. Планирования индивидуального логопедического занятия в процессе коррекции звукопроизношения у младших школьников // Школьный логопед. 2021. №2. С. 48-60.
9. Давыдова Н.А. Формирование образности речи дошкольников в процессе ознакомления с малыми фольклорными формами // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2017. № 2 (10). С. 25-31
10. Искра, И. А. Особенности развития произносительной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием / И. А. Искра, Е. Р. Мустаева // Векторы образования: от традиций к инновациям : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, Анапа, 16 ноября 2022 года / Отв. редактор Н.М. Микитюк. – Краснодар: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский Дом - Юг", 2022. – С. 119-121.
11. Кемалова, Н. У. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей в онтогенезе / Н. У. Кемалова, В. Э. Болдырева // Проблемы общественных наук в России и за рубежом: история и современность : Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 24 марта 2022 года / Под редакцией И.А. Загайнова, О.Г. Купцовой. – Йошкар-Ола: АНО ВО "Межрегиональный открытый социальный институт", 2022. – С. 213-220.
12. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. - М.: Сфера, 2019. - 64 с.
13. Лалаева Р.И. Логопедия в таблицах и схемах. - М.: Парадигма, 2009.
14. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - Москва : Просвещение, 1969
15. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998
16. Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2006. № 14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavleniya-i-diagnostika-foneticheskihnarusheniy-pri-stertoy-dizartrii
17. Маслова И.А. Логопедическая работа по устранению нарушений произношения свистящих звуков // Студент года 2017. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30374868
18. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В. Волосовец [и др.]; под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2020.
19. Подхалюзина Л.И. Об особенностях становления звукопроизношения у детей дошкольного // Сборник научных трудов и материалов научнопрактических конференций. 2017. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32837866
20. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. - М.: Гном и Д, 2021. - 47 с.
21. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2018. - 224 с.
22. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1989. 223 с.
23. Хмелькова, Е. В. Исследование особенностей свистящих и шипящих звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. В. Хмелькова, М. Н. Кузнецова // Актуальные вопросы современной науки и образования : Сборник научных статей по материалам XХI международной научно-практической конференции, Киров, 17–20 мая 2022 года. – Киров: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2022. – С. 659-667.
24. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988. 64 с.
25. Шешукова Н.Н. Особенности проявлений сигматизма у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной науки и образования. 2018. URL: https://kirov.mfua.ru/studentu/nauka/files/7_1.pdf