Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Начальная школа - это первая ступень общего образования, ее основная задача - научить детей учиться.
Хорошо известно, что учащиеся могут целенаправленно изучать ос-новы естественных наук в начальных и средних школах дневной формы обучения только в том случае, если они способны работать самостоятель-но. Поэтому приоритетной задачей любой современной начальной школы является формирование активности учащихся в образовательном процессе.
Основная концепция новой системы образования - метапредметность, то есть универсальность принципов овладения научными знаниями. Мета-предметность используется в качестве цели для разработки новых стан-дартов, чтобы дать учащимся представление о том, что все научные дис-циплины изучаются с использованием инвариантного (характерного для всех дисциплин) набора методов. Эти методы могут различаться, но все они основаны на элементарных логических операциях. Средства достиже-ния метапредметных результатов могут включать:
1) текст (когнитивный, моральный, социальный и культурный по своей природе);
2) иллюстративный ряд (диаграммы, таблицы, модели правил, линг-вистические определения);
3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебника нет прямых ответов, при этом есть информация, которую ученик может преобразовать (создав собственную модель реальности для решения зада-чи), чтобы сформулировать свой ответ.
Основополагающим принципом метапредметного обучения является движение «от знания к пониманию», т.е. от овладения базовым теоретиче-ским минимумом к умению использовать его в реальных ситуациях, во-первых, и способности самостоятельно извлекать новые знания, когда это необходимо, во-вторых.
Результаты метапредметного обучения учащихся включают усвоен-ные ими универсальные учебные действия (когнитивные, нормативные и коммуникативные действия), которые обеспечивают овладение ими ключе-выми компетенциями, которые формируют основу способности к обуче-нию. На наш взгляд, такая логическая операция, как моделирование, игра-ет ведущую роль в когнитивном УУД. Применение моделирования про-цессов на уроках русского языка определяет актуальность нашей работы.
Ощущая трудности детей при переходе от визуально-чувственного восприятия к абстрактно-логическому, педагог следит за тем, чтобы эти трудности последовательно преодолевались с помощью динамической си-стемы условных знаний, схематических моделей, которые помогают уча-щимся овладеть приемами мышления.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования я установил, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей и юристов, посвя-щенных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, вы-делить наиболее важные, на мой взгляд, аспекты по этому вопросу и си-стематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия для применения моде-лирования в русском языке в начальной школе с целью повышения инте-реса и мотивации к обучению у младших школьников.
Объектом исследования является изучение процесса изучения рус-ского языка с использованием симуляций на уроках начальной школы.
Предметом исследования являются основы и принципы использо-вания моделирования на уроках русского языка в начальной школе для повышения интереса и мотивации к обучению у младших школьников.
Целью исследования является изучение возможностей моделирова-ния на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- узнать, что представляет собой модель;
- проанализировать лингвистическое понимание модели;
- выяснить, что такое семантическое поле как модель языковых от-ношений;
- дать анализ возможностям применения семантического моделиро-вания на уроках русского языка в начальной школе.
Гипотеза исследования: предполагается, что если при организации уроков русского языка применять моделирование на уроках в начальной школе, то это будет способствовать повышению интереса к обучению младших школьников в начальной школе.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы я использовал следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статисти-ческий анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников я использовал научные статьи, учебники психологии и преподаванию, статистику и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
КАК ОБЩЕНАУЧНОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
1.1 Понимание модели и моделирования как метода обучения
с позиции лингвистики
В лингвистике эта модель традиционно интерпретируется двумя спо-собами, а именно как:
1. «Реальное или интеллектуальное устройство, искусственно создан-ное лингвистом, которое имитирует поведение (обычно в упрощенной форме), имитирует поведение другого («реального») устройства (оригина-ла) в лингвистических целях»;
2. «Шаблон, который служит стандартом для массового воспроизве-дения», который в строгом смысле приравнивается к «типу», «схеме», «структуре», «парадигме» и т. д.
Первое понимание включает описание внешней деятельности челове-ка по изучению системы и структуры языка или определенной языковой области. Это можно было бы назвать «внешним моделированием», а ре-зультат - «внешней моделью».
Эта модель является продуктом исследовательской работы, «логиче-ской (символической) конструкцией, которая воспроизводит определенные свойства объекта, который мы исследуем, в соответствии с заранее опреде-ленными требованиями, чтобы адаптировать эту структуру к объекту [12].
В этом смысле модель отличается качеством предполагаемой функ-циональности и уникальностью, поскольку она была разработана в иссле-довательских целях для «одноразового использования» и не может и не должна быть точным повторением одной и той же модели. Каждое «углубление» в объект исследования уже приведет к появлению новой мо-дели, отличной от предыдущей. Исходя из этого, признак «уникальности» можно рассматривать как дифференциальный для понимания модели как метода формализации научного знания и его результата.
Вторая интерпретация отражает структурные явления, соответству-ющие процессам, происходящим в реальной языковой системе, когда сама эта система, ее отдельные разделы являются предметом и объектом «внут-реннего» моделирования. Его результат можно было бы определить как «внутреннюю модель», поскольку такая модель определяется особенно-стями структуры системы и законами развития системной речи [5].
Для модели в этом смысле необходимым свойством является про-должительность существования, постоянная воспроизводимость и, следо-вательно, возможность многократного использования. В этом случае мо-дель соответствует структурному закону, согласно которому язык регу-лярно «строит», структурирует свои разделы, формализует системные об-ласти и, таким образом, регулирует отношения в них. Здесь мы сталкива-емся с независимой способностью языковой системы моделировать как та-ковую.
Коллективное языковое сознание выходит на первый план в этих процессах, отражая реальность с помощью доступных языковых ресурсов и в некоторой степени автоматизируя это отражение. Сочетание подходов возможно, когда проводится различие между формой выражения и «со-держанием» этой формы выражения [20].
В этой связи полезно вспомнить точку зрения А.Ф. Лосева, который сказал: «Модель - это всего лишь форма выражения, которая может полу-чить свое полное научное значение только при рассмотрении рассматрива-емой формы».
Мнение ученого представляется нам чрезвычайно важным, посколь-ку его понимание сущности модели и предмета языкового моделирования, с одной стороны, опирается на математическую теорию модели (он ис-пользует ее общие принципы), с другой - последовательно учитывает осо-бенности языкового моделирования, обеспечивая точное описание языко-вого материала. По мнению ученого, моделирование в области описания лингвистических явлений является своего рода общенаучным методом. Более того, независимо от конкретного определения самой модели, ее сле-дует не отделять от содержания, а «указывать способ изучения этого по-следнего».
Когда мы говорим об описании языковых явлений, мы имеем в виду лингвистическое содержание и его изучение. А.Ф. Лосев определяет саму модель языка как «определенную схему построения элементов языка».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики)./ Т.В. Булыгина , А.Д. Шмелев. М.: Языки русской культуры, 1997. – 576 с.
2. Бутакова Л.О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитив-ное моделирование/ Л.О. Бутакова. Барнаул: Типография Алтайского ГУ, 2001. – 322 с.
3. Вартофский М.Модели . Репрезентация и научное познание/ М. Вартофский. М. : Прогресс, 1988. – 408 с.
4. Гайсина Р.С. Моделируя – познаем мир // Начальная школа. 2006. № 9. С. 67-71.
5. Голикова Т.А. Слово как интегративный компонент репрезен-тации концептуальной картины мира (на материале творчества В.В. Набо-кова): автореф. канд. филол. наук /Т.А. Голикова. Барнаул, 1996. – 22 с.
6. Гуц Е.Н. Ненормативная лексика в речи современного город-ского подростка (в свете концепции языковой личности): автореф. канд. филол. наук/ Е.Н. Гуц . Барнаул, 1995. – 23 с.
7. Дейк ван Т.А. Язык, познание, коммуникация / Т.А. ван Дейк. М.: Прогресс, 1989. – 312 с.
8. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике вырази-тельности / А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов. М.: Прогресс,1996. – 344 с.
9. Ивашова О.А. Использование графического моделирования при обучении младших школьников вычислительным приемам // Началь-ная школа. 2005. № 12. С. 23 – 24.
10. Караулов Ю.Н.Русский язык и языковая личность /Ю.Н. Кара-улов. М.: Наука, 1987. – 264 с.
11. Козинец С.Б. Метапредметные категории и метапредметные знаки в системе обучения русскому языку / С.Б. Козинец//Проблемы фило-логического образования. Вып. 6. Саратов: Изд–во Сарат. ун–та, 2014. С.23-28.
12. Козинец, С.Б., Чуланова Н.А. Формирование метапредметных навыков на уроках русского языка: научно–методическое пособие для учителей / С.Б. Козинец, Н.А. Чуланова. Саратов: Саратовский источник, 2014. – 78с
13. Кропочева Т.Б. Естественнонаучная подготовка младших школьников в системе начального общего образования / Т.Б. Кропочева. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2007. С. 255 – 274.
14. Кузнецова Э.В. Итоги и перспективы семантической классифи-кации русских глаголов // Семантические классы русских глаголов / Э.В. Кузнецова. Свердловск: Уральский госуниверситет, 1982.
15. Левченко М.Л. Концептуальная картина мира Н.С. Лескова и её отражение в идиостиле писателя (экспериментальное исследование): авто-реф. канд. филол. наук. Барнаул, 2000. – 24 с.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леон-тьев. М.:Политиздат , 1977. – 121 с.
17. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 304 – 305.
18. Лосев А.Ф. Введение в общую теорию языковых моделей / А.Ф. Лосев. М.; Наука, 1968. – 71 с.
19. Мельчук И.А. Русский язык в модели «Смысл – Текст»/ И.А. Мельчук. М.:Языки русской культуры, 1995. – 714 с.
20. Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных си-стемах/ под редакцией А.Е. Кибрика, А.С. Нариньяни. М.: Наука, 1987. – 128с
21. Москальчук Г.Г. Структурная организация и самоорганизация текста / Г.Г. Москальчук. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1998. – 240 с.
22. Москальчук Г.Г. Структура текста как синергетический про-цесс: автореф. доктора фил. наук / Г.Г. Москальчук. Барнаул, 1999. – 29 с.
23. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследо-вания / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. М.: Либроком. 2010. С. 84 – 85.
24. Прохорова Л.Н. Развитие орфографической зоркости на основе моделирования // Начальная школа. 2007. № 3. С. 43 – 45.
25. Соколовская Ж.П. Систематизация и моделирование в семанти-ческих описаниях / Ж.П. Соколовская // Исследования по семантике. Уфа, 1983. – 157 с.
26. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. М.: Педагогика, 1988. – 175 с.
27. ФГОС начального общего образования. М., Просвещение, 2009. – 26 с.
28. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога / Л.М. Фридман. М.: Просвещение, 1987. – 223 с.
29. Фрумкина Р.М. и др. Прогноз в речевой деятельности / Р.М. Фрумкина, А.П. Василевич, П.Ф. Андрукович, Е.Н. Герганов. М.: Наука, 1974. – 239