Фрагмент для ознакомления
2
История российской системы образования - одна из важнейших составляющих истории страны. В любом обществе, в любое время, образование и отношение к нему являются выражением эпохи, культуры, социальной и политической организации. Более того, образование всегда служило важным инструментом политической власти.
Школьное историческое образование тесно связано со многими науками, прежде всего с историографией, на основе которой разрабатывается содержание образования, адаптируются его результаты и становится основой школьной программы.
Социально-экономические, политические и идеологические изменения, происходящие в обществе, предъявляют совершенно новые требования к современной школе. В частности, ее выпускникам уже недостаточно обладать широким и разнообразным набором знаний, умений и навыков и развивать их самостоятельно. Мальчики и девочки должны быть подготовлены к жизни в новой цивилизации, основанной на ценностях человеческой морали и культуры.
Содержание учебников традиционно является одним из факторов, влияющих на качество школьного образования. Школьный курс истории России регулярно рецензируются и часто подвергаются критике со стороны представителей государства, органов государственной власти, педагогического и научного сообществ. Актуальность данной темы можно связать с меняющейся информационной средой современного общества и продолжающимся поиском возможности обращения к «нашей реальной истории» и «нашей общей истории» в той или иной форме на российском и постсоветском пространстве. В работе системно проанализированы различные компоненты школьного исторического образования - учебники и учебные пособия, нормативно-правовые документы, а также тематические выступления и публикации государственных, общественных деятелей, педагогов, историков. Использование сравнительно-исторических методов позволяет выделить несколько этапов в формировании содержания и структуры школьного исторического образования в Советской России, СССР и на постсоветском пространстве.
Объектом работы является курс История России в 9-х классах.
Предмет - особенности образовательного и воспитательного потенциала курса истории России в 9 классе в соответствии с ФГОС основного общего образования.
Цель работы - проанализировать курс истории России в 9 классе, дать оценку образовательному и воспитательному потенциалу курса. Исходя из цели работы, выделим основные вопросы, требующие решения:
изучить и проанализировать психолого-методическую литературу по проблеме содержания учебно-методического комплекса курса истории России в 9 классе;
определить основные компоненты современного учебно-методического комплекса курса истории России в 9 классе;
выявить современные проблемы в содержании учебно-методического комплекса, возможные затруднения при реализации образовательного процесса курса истории России в 9 классе.
Гипотеза исследования. Предполагаю, что курс истории России насыщен яркими примерами и эпизодами, которые могут вызывать яркие эмоциональные переживания. Курс истории призван прививать ценности подростка, например, знание, ответственность, терпимость, долг, уверенность ребенка в себе, в истории человечества, идентификация подростка как гражданина своей страны.
При написании данной работы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические:
a) анализ: разбиение темы на более мелкие части с целью ее лучшего понимания (анализ научно-методической литературы, письменных и документальных источников);
б) синтез: объединение ранее разрозненных понятий в единое целое.
2. Эмпирический
а) сравнения для выявления новых и важных характеристик объекта.
Теоретическая база обусловлена тем, что в настоящее время очень много ученых изучают данную проблему: Афанасьева Л.В., Бибекова О.А., Еремина Т.Ю., Зименкова Ф.Н. и др.
До 17 века образование было церковным, в 18-м и начале 19-го века основное внимание уделялось воспитанию хороших граждан. К началу 20 века внимание стало уделяться вопросам экономического, политического и эстетического воспитания. Перед курсом истории были поставлены важнейшие воспитательные и идеологические задачи.
В советское время важнейшие педагогические и идеологические задачи были поставлены перед кафедрой истории. В советских школах идеологические существовали различные подходы к пониманию образовательной роли истории в постсоветский период.
Теоретические основы воспитания на уроках истории рассматриваются в работах Е.Е. Вяземского, И.Ю. Синельникова и Э.Б. Эладова. в их работах.
В работах Б. Еладовой они предлагают использовать новые методы в воспитании подростков. В работах методистов рассматриваются нормативные документы, которые регламентируют деятельность педагогов, образовательных учреждений, ФГОС и т.д.
Преподавание социально-гуманитарных дисциплин, таких как история является важным и приоритетным, исходя из принятия ФГОС. Приоритетом этих исследований является развитие и воспитание личности Е.Е. Вяземский, который утверждает, что для реализации воспитательного потенциала социально-гуманитарного образования необходимо учитывать и отражать тринитарную направленность образовательного процесса в школе, он перечисляет следующие вопросы: историческая область: развитие способности понимать историю. Ориентация в истории и современном мире с целью гражданской самоидентификации, рассмотрение событий, процессов и явлений в их динамике и взаимосвязи в соответствии с принципами научной объективности и историзма современное общество с целью гражданской самоидентификации личности и другими целями.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовая база:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Электронный ресурс. Консультант плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. 2020, № 8.
Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 мая 2012 г. № 413 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Электронный ресурс. ФГОС. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/
Библиографический список:
Барабанова В.В. Методика обучения истории: учебник для студентов учреждений высшего образования / под ред. В.В.Барабанова, Н.Н. Лазуковой. М., 2014. С 350 - 351.
Баранов, П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе: Практическое пособие. М.: ТИД «Русское слово - РС, 2002. - 160 с.
Барташева Н.А. Духовная жизнь России: имена, идеи, лица/ Н.А. Барташева, М.В. Воронина // Первое сентября, 1995 - № 20.
Белявский, И.В. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов. / И.В. Белявский, Л.С. Павлов. - М.: Гуманит. Изд. Центр Поматур, 2001. - 250 с.
Бычкова П.В. Методический аспект формирования правосознания учащихся, как одной из ключевых составляющих гражданской идентичности // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 2. – С.14 – 21.
Динерштейн Е.Е. Проблема систематизации преподавания истории в школе / Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - № 8. - с. 42-45.
Вяземский Е.Е. Историческое образование в современной России: Справочно - метод. Пособие. / Е.Е. Вяземский, Л.Ю. Стрелова - М.: ООО «Русское слово - учебная книга», 2002. - 135с.
Вяземский Е. Е. Методика преподавания истории в школе. / Е.Е. Вяземский, Л.Ю. Стрелова. - М., 1999. - 121с.
Вяземский Е.Е. Современные подходы к проектированию и реализации воспитательного потенциала школьного исторического образования // Преподавание истории в школе. 2014. № 7. С.30 - 37.
Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б. Учителю истории о «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и педагогических подходах к ее реализации // Преподавание истории в школе. 2015. № 9. С.3 – 11.
Горфина М.Н. Воспитание гражданской идентичности школьников при изучении истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 4. С.46 – 52.
Гусакова В.О. Формирование жизненной стратегии лидера в процессе духовно-нравственного воспитания школьников (на примере личности адмирала Федора Ушакова) // Преподавание истории в школе. 2016. № 10. С. 60.
Десятникова М.А. Развитие историко-познавательной и ценностно-мировоззренческой компетентностей при реализации учебных проектов на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2013. № 6. С.18 –24.
Карачевцев И.А. Чему учит история? О значении историко-антропологического подхода к преподаванию истории России в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2014. – № 3. – С.33 – 35.
Королёва М.В. Упражнения для уроков истории и обществознания, внеурочных занятий на осознание личностной и социальной идентичности // Преподавание истории в школе. 2015. № 2. С.11 – 13.
Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. 2020, № 8. С. 7—8.
Колесникова И.А. Гуманитаризация непрерывного образования – одно из направлений модернизации российского общества // Социально гуманитарные знания. – 2004. – №1. – С. 86–107.
Крутова И.В., Разбегаева Л.П. Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2016. № 6. С.13.
Крючкова Е.А. Гражданская идентичность и обучение истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2015. № 1. С.28 – 39.
Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности/В.М. Лизинский. - М.: Педагогический поиск, 2002.
Манданова Е.С.Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в V классе // преподавание истории в школе. – 2016. – № 5. – С.53 – 58.
Мачехина О.Н. Реализация воспитательного потенциала образовательных технологий в деятельности учителя // Преподавание истории в школе. 2015. № 4. С.16 – 18.
Молодцова И.В., Саволайнен Г.С. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. – 2007. – №1. – С. 26–30.
Негрий А.А. Модель непрерывного нравственного образования в средней школе // Преподавание истории в школе. 2014. № 2. С.38.
Цветкова О.Н. Формирование толерантного сознания учащихся в процессе изучения курсов истории и обществознания и внеурочной деятельности // Преподавание истории в школе. 2013. № 7. С.35 – 37.
Осипова Т.Г. Уроки истории - уроки жизни: постановка и решение воспитательных задач урока // Преподавание истории в школе. 2016. № 6. С.5.
Пазин Р.В., Искровская Л.В.ФГОС. Концепция нового учебнометодического комплекса по отечественной истории и историко-культурный стандарт: проблемы реализации в заданных условиях // Преподавание истории в школе. – 2014. – № 7. – С.49 – 54.
Сорокин А.А. Психологическая диагностика на уроках истории в классах с педагогическим профилем // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – №3. – С. 40–44.
Тетуев А.И. Патриотическое воспитание учащихся на материалах истории Великой Отечественной войны // Преподавание истории в школе. 2014. № 10. С.30.