Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Административное право - одна из основных отраслей российского права, входящая в систему публичного права. Имеет большое социальное значение для жизнеобеспечения и регулирования отношений в сфере государственного управления. Основной задачей исполнительной власти является обеспечение слаженной и упорядоченной работы всех звеньев исполнительной власти.
Каждая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения. Отношения, регулируемые законом. Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, так как является необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Имеет соответствующие границы правового регулирования - деятельность органов государственной исполнительной власти всех рангов, развивающаяся в этой сфере деятельность по связям с общественностью административного характера, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанная с выполнением управленческих функций, и организационные отношения с внешними неправительственные организации, агентства и компании.
Административная деятельность часто настолько специфична и так тесно связана с особыми видами административной деятельности, что регулируется нормами других отраслей права, а не административными. Поэтому следует уточнить, что Кодекс об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ ) регулирует все административные правоотношения, кроме тех, которые регулируются другими отраслями права РФ. Учитывая многообразие административной сферы, можно сделать бесспорный вывод о том, что отношения между администрацией и правом, складывающиеся в ней, различны по характеру, содержанию и направленности. Поэтому можно классифицировать виды по определенным критериям, разработанным наукой административного права. Административное право тесно связано с гражданским правом. Прежде всего, поскольку связи регулируют отношения имущественного характера, гражданско-правовые нормы должны показать, что они относятся к имущественным отношениям, в которых стороны равны. Причем административно-правовые нормы относятся к имущественным отношениям, основанным на административной подчиненности одной стороны другой, а административно-правовые имеют определенную связь с трудовым правом в сфере служебного регулирования. Таким образом, трудовое право определяет статус государственных служащих как участников трудового процесса, а нормы государственного права регулируют общественные отношения.
Актуальность данной темы заключается в том, что административные правоотношения является наиболее сложным корпусом административного права. А перевод административной системы на рыночные условия еще больше все усложнил. Поэтому принципиально важно понимать природу административного права вообще и средств административно-правового регулирования в частности.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании теоретических аспектов административных правовых отношений.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие административные правоотношения.
Целью исследования является исследовать актуальные проблемы административных правовых отношений.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. дать понятие и рассмотреть содержание административно правовых отношений;
2. исследовать виды административных отношений и их классификацию;
3. рассмотреть участников административно-правовых отношений;
4. дать характеристику отдельным элементам структуры административно-правовых отношений.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: зарубежное законодательство, Конституция РФ; КоАП РФ, иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Бобров А.М., Волков А.М., Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Макарейко Н.В. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем административных правовых отношений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании административных правовых отношений.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика административно-правовых отношений
1.1.Понятие, содержание административно правовых отношений
Вопросы понимания правовой природы и особенностей административных правоотношений всегда являлись и остаются в настоящее время предметом дискуссии в науке административного права .
Основы теории административного правоотношения были заложены в отечественной административно-правовой науке еще в начале XX в., в частности в трудах А.И. Елистратова, который характеризовал правоотношения в области государственного управления как публично-правовые, связанные с обеспечением публичного интереса. При этом в качестве объекта таких отношений ученый рассматривал "все то, что способно служить к осуществлению публичных, общественных интересов", а в их содержание включал публичные права и публичные обязанности. В первые годы существования Советского государства теория административных правоотношений нашла отражение в трудах профессора В. Кобалевского, который обозначил и исследовал некоторые особенности таких отношений. В частности, в субъектном составе административного правоотношения в качестве обязательного участника он выделял активного субъекта - орган или должностное лицо, осуществляющие функции государственного управления и действующее не в частных (личных), а в публичных интересах, в содержании указанного правоотношения - субъективные публичные права и обязанности, а к его объектам относил поведение субъектов права и публичные вещи (публичное имущество)
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
3. Административное право: Учебник для СПО / Под общей редакцией А.В. Зубача. Москва: Юрайт, 2019. 530 с.
4. Административное право и процесс: Учебник / Коллектив авторов; Под редакцией М.А. Лапиной, Г.Ф. Ручкиной. Москва: Юстиция, 2019. 578 с.
5. Бобров А.М. О властности административных правовых отношений // Административное право и процесс. 2020. № 4. С. 16 - 19.
6. Волков А.М. Актуальные проблемы административного права: Учебное пособие / А.М. Волков. Москва: Проспект, 2019. 128 с.
7. Зеленцов А.Б. Границы и структура предмета административного права современной России: дискуссионные вопросы / А.Б. Зеленцов // Административное право и процесс. 2020. № 9. С. 5 - 20.
8. Кононов П.И. Дискуссионные вопросы теории административных правоотношений // Административное право и процесс. 2021. № 2. С. 76 - 88.
9. Макарейко Н.В. Административное право: Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. 11-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2019. 280 с.
10. Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев; Ответственный редактор Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2020. 544 с.
11. Серков П.П. Правоотношение (Теория и практика современного правового регулирования): Монография. В 3 частях. Части 2 и 3 / П.П. Серков. Москва: Норма, 2018. 1088 с.