Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межпредметных связей на уроках русского языка 5
1.1. Анализ понятия межпредметные связи на уроках русского языка 5
1.2. Методы и приёмы формирования межпредметных связей на уроках русского языка 13
Глава 2. Методические аспекты межпредметных связей на уроках 20
русского языка 20
2.1. Организационно – педагогические условия формирования 20
межпредметных связей на уроках русского языка 20
2.2. Методические рекомендации при формировании межпредметных связей на уроках русского языка 24
Заключение 30
Список использованных источников 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Развитие устной речи и письма школьников является одной из самых важных проблем современного образования. Школьное обучение является особым этапом в жизни каждого человека. Именно в этот период человек обучается грамотно читать, писать и лишь затем всему остальному. Учебная деятельность субъекта образования непосредственно связана с изменением его деятельности в дальнейшем и освоением новой социальной роли, которая предполагает расширение и совершенствование коммуникативных связей человека.
Решающее значение в обучении предмету русский язык на этапе средней школы приобретает формирование у школьников широкого языкового кругозора, воспитание у них уважения к слову, тексту и развитие умения свободно пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка и иных учебных предметов. Всё это способствует формированию коммуникативной компетенции учеников и их функциональной грамотности.
Успешное решение задач речевого и письменного развития школьников предполагает необходимость изучения в курсе русского языка, многих вопросов. В том числе и вопросов культуры речи, как в теоретическом плане, так и в практическом. Это обеспечивается учителем в процессе проведения целенаправленной работы, которая направлена на формирование коммуникативных умений и навыков, включая умение правильно точно, понятно и выразительно формулировать мысли в устной и письменной форме. Благодаря русскому языку и различным межпредметным связям, ученики могут достаточно многое. Они учатся адекватно воспринимать чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог в соответствии с ситуацией общения и др.
В связи с этим можно говорить о том, что как в теории, так и, в практике преподавания русского языка очень важны различные межпредметные связи.
Цель работы: изучение межпредметных связей на уроках русского языка.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс при изучении русского языка в школе.
Предмет исследования: комплекс заданий по формированию речевой и письменной культуры учащихся при изучении русского языка и межпредметных связей.
Задачи:
1.Провести анализ понятия межпредметные связи на уроках русского языка.
2.Рассмотреть методы и приёмы формирования межпредметных связей на уроках русского языка.
3. Описать организационно – педагогические условия формирования межпредметных связей на уроках русского языка.
4.Предложить методические рекомендации при формировании межпредметных связей на уроках русского языка.
Методы исследования: анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы межпредметных связей на уроках русского языка
1.1. Анализ понятия межпредметные связи на уроках русского языка
В современном федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) на каждой образовательной ступени, от дошкольной организации и до вуза устанавливаются требования к результатам освоения основной образовательной программы. В ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО речь идёт о личностных, предметных и метапредметных результатах.
Под межпредметными связями понимают целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами. Это организационные формы использования конкретного учебного материала в процессе изучения тех или иных явлений. На каком бы уроке не работал школьник, он всегда работает с текстами. Наиболее тесные межпредметные связи существуют между русским языком и литературой, поскольку чаще всего именно с литературными текстами школьники работают на уроке [12].
Межпредметные связи - это межпредметный материал, который вычленяется при наложении друг на друга соответствующих школьных программ. Это связи между учебными предметами, которые устанавливает учитель или ученик в процессе познавательной деятельности с целью наиболее глубокого осознания той или иной проблемы. К.Д. Ушинский рассматривал работу с межпредметными связями как процесс, облегчающий весь ход обучения, вызывающий интерес детей и помогающий связать новый материал со старым. Сегодня межпредметные связи часто называют метапредметными, что связано с реализацией ФГОС в образовательном процессе на каждой ступени обучения. Метапредметные связи между отдельными учебными дисциплинами предполагают обращение учителя к «метапредмету» и использование метапредметного подхода.
Эффективность речевого развития современных школьников связана с опорой на межпредметные связи уроков русского языка и литературы. Самостоятельность предметов и их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у школьников целостной картины мира. Проблема реализации межпредметных связей всегда является актуальной. Будущее ученика зависит не столько от количества знаний, им усвоенных, сколько от сформированности общеучебных умений и навыков, а также способности применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Уроки с использованием межпредметных связей могут быть:
1. Фрагментарные.
2. Узловые.
3. Бинарные.
4. Интегрированные.
Русский язык как учебный предмет тесно связан с другими предметами, которые преподают в средней школе. Русский язык и литературу ведете один и тот же учитель. На этих уроках ведется работа над текстом, над предложениями и словами.
Современный ФГОС, в отличие от традиционной образовательной модели регламентирует образовательный процесс на основе системно – деятельностного подхода. Если в традиционной образовательной модели требования к конечному образовательному результату предъявлялись к предметным знаниям, умениям и навыкам (ЗУН), что имеет непосредственное отношение лишь к процессу обучения, то в системно – деятельностном подходе результат рассматривается в трёх аспектах. Помимо усвоенных школьником ЗУН, требования также предъявляются к личностным и метапредметным результатам.
Личностные образовательные результаты включают готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению. Метапредметные образовательные результаты, представленные в виде регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, которые включают в себя освоенные учениками межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД). Овладение школьниками УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Речь идёт о способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике. Это даёт ученикам возможность самостоятельного планирования и учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Требования к усвоению знаний, умений и навыков по предмету не стали более простыми, но рассматриваются они сейчас лишь в контексте предметного образовательного результата по русскому языку. Можно отметить, что современная социальная и образовательная среда предъявляет каждому человеку достаточно жёсткие требования, касающиеся проблем качества образования, коммуникабельности, креативности и др. Человек должен хорошо ориентироваться в большом потоке информации и уметь адаптироваться в любом обществе [9].
ФГОС помимо системно – деятельностного подхода регламентирует также личностно ориентированный подход. Оба эти подходы предполагают развитие учебно-познавательной активности старших школьников. Системно - деятельностный подход предполагает единство процессов формирования речевой и мыслительной деятельности. Это несомненно реализуется в практике преподавания русского языка. Очевидно, что предмет «Русский язык» в школьной программе занимает особое место. Его глобальной задачей является научить учеников пользоваться словом, а не только правилами письма. Обязательным этапом современного урока русского языка является использование текста в качестве главной дидактической единицы. Любая работа с текстом на уроке позволяет развивать у школьников метапредметные умения. При этом содержательная сторона текстов служит достижению личностных результатов.
Изучение русского языка в старших классах предполагает наличие и дальнейшее развитие метапотребностей школьников, и в первую очередь – личностных. Это происходит через приобщение к миру ценностей, выработанных человеческой культурой [15]. Средствами русского языка у школьников происходит формирование своего ценностного мира, в том числе, формирование потребности в чтении произведений, что в дальнейшем побуждает их к размышлению и духовной работе. Новые цели ФГОС диктуют соответствующие подходы и методы обучения. Прежде всего, речь идёт о процессе цифровизации образовательного процесса, поскольку в современной образовательной среде без этого уже никто не обходится.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеева, И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания [Текст] / И.А. Алексеева. – Ростов - н/Д: Феникс, 2002. - 320 с.
2. Архипова, Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников [Текст] / Е.В. Архипова // Русский язык в школе. – 2005. - No 4. – С. 3 – 11.
3. Афанасьева, Л.В. Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся современной школы посредством многоаспектной работы с текстом на уроках русского языка и литературы с целью совершенствования уровня их речевого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op07/rus/Afanasieva.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
4. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл. [Текст] / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2012. – 415 с.
5. Безродных, Г.И. Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/212498/ (дата обращения: 10.04.2023).
6. Винокурова, М.В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе диалогического общения (на уроках русского языка в 5 - 7 классах якутской школы) [Текст] / Автореф. дис. ... канд. педагог. наук // М.В. Винокурова. – Якутск, 2005. – 20 с.
7. Гниломедова, Т.П. Формирование языковой и лингвистической компетенции при работе с текстами на уроках [Текст] / Т.П. Гниломедова // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 190 – 196.
8. Давоян, О.Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Текст] / О.Н. Давоян // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 83 - 85.
9. Дедюхина. Г.И. Приемы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forum.schoolpress.ru/article/27/292 (дата обращения: 10.04.2023).
10. Дзюбко, Г.Ю. Формирование образности речи учащихся при изучении сравнения на уроках русского языка [Текст] / Г.Ю. Дзюбко. - Автореф. ... дис. канд. Педагог наук. – Рязань, 2006. – 25 с.
11. Дюкова, М.В. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/104170.html (дата обращения: 10.04.2023).
12. Зайцева, С.В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.samson-corp.ru/Developments/MM17/mm17-04.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
13. Зеленская, И.Г. Реализация коммуникативной компетенции на уроках русского языка [Текст] / И.Г. Зеленская // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 185 - 190.
14. Калабухова, Н.П. Изучение вопросов культуры речи в школьном курсе русского языка [Текст] / Н.П. Калабухова // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2016. - No10. – С. 20 – 24.
15. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 126 с.
16. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
17. Кузьмина, Н.Г. Организация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в условиях компетентностного подхода [Текст] / Н.Г. Кузьмина // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 180 – 185.
18. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева; Под ред. Е.И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
19. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
20. Мякишева, И.А. Игра как эффективный способ развития языковой и речевой компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tc.utmn.ru/files/Myakisheva_122-128.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
21. Никонова, Л.В. Методическая модель коммуникативно-ориентированного обучения лексике на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе (5 – 6 классы) [Текст] / Л.В. Никонова. – Дис. ... канд. педагог. наук М. - 2013. – 236 с.
22. Подосинникова, А.Н. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения описанию как типу речи [Текст] / А.Н. Подосинникова // Ярославский педагогический вестник – 2012. – No 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 65 – 68.
23. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык [Текст] / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – изд. 7-е. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 443 с.
24. Рыльцева, Т.Г. Создание благоприятных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка на уроках русского языка [Электронный ресурс]/ Сообщество учителей предметников «Учительский портал», 2007 – 2020. – URL: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4703(дата обращения: 10.04.2023).
25. Русецкий, В.Ф. Речевые ошибки как языковое явление [Текст] / В.Ф. Русецкий // Русский язык в школе. – 2005. - No 2. – С. 23 – 28.
26. Рябухина, Е.А. Моделирование дифференцированного обучения речевой деятельности в старших классах на основе компетентностного подхода [Текст]. Автореф. дис. ... д-ра педагог. наук / Е.А. Рябухина. – М., 2013. – 57 с.
27. Сазанова, Н.В. Развитие коммуникативной компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://natalija.novki-shkola.ru/li4n-rez-shk.html (дата обращения: 10.04.2023).
28. Саунина, Е.Н. Использование технологий компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы [Текст] / Е.Н. Саунина // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 199 – 206.
29. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2004. – 576 с.
30. Сотова, И.А. Речевые ошибки (Материал для размышления ученика и учителя) [Текст] / И.А. Сотова // Русский язык в школе. – 2005. - No 2. – С. 16 – 22.
31. Соколовская, И.Н. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике [Текст] / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилева // Царскосельские чтения. – 2015. - NoXIX. – С. 89-91.
32. Султанова, М.С. Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся [Текст] / М. С. Султанова // Молодой ученый. – 2017. - No 49. – С. 407-409.
33. Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся [Текст] / Теория и практика образования: история и современность. – Липецк: ЛГПУ, 2001. – Выпуск 8. – 185 с.
34. Тихонов, А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным [Текст] / А. Н. Тихонов. – М.: АСТ: 2014. – 639 с.
35. Хаустова, Д.А. Еще раз об изложении [Текст] / Д.А. Хаустова // Русский язык в школе. – 2005. - No 3. – С. 38 – 43.