Фрагмент для ознакомления
2
В высших учебных заведениях Российской Федерации используется балльно-рейтинговая система оценки качества достижений студентов по учебным дисциплинам.
Английское слово «рейтинг» означает «оценка»; это числовая характеристика понимания и освоения чего-либо. Как показывает история, в нормативном виде балльно-рейтинговая система сформировалась в начале 1930-х гг., а затем, к 1960-м гг., власти приступили к ее постепенному внедрению.
Следует отметить, что в прошлом веке балльно-рейтинговая система существовала в виде экзаменов и экзаменационных испытаний. История болен-рейтинговой системы связана с исследованиями, проведенными специалистами города Астрахани. Исследование, проведенное в Астраханском техническом университете рыбной промышленности и впоследствии названном «Астраханский», показало, что в действующей системе образования по оценке экзаменов и зачетов на дату сдачи экзамена, а также по результатам качественных или некачественных ответов на вопросы учителей большинство учащихся заучивают, запоминают или заучивают наизусть, а потом через некоторое время забывают все изученное.
Ознакомившись с результатами исследования, учителя по всей стране задали вопрос: «Правильна ли наша нынешняя оценка качества знаний и достижений учащихся?» А потом инициировали бурную дискуссию об упрощении системы контроля и достижений.
В результате этих дискуссий преподаватели пришли к выводу, что необходимо сосредоточить внимание на вопросах, задаваемых на защите практических, лабораторных работ и внедрить «коллоквиумы» в виде мини-экзаменов в течение семестра, а также оценивать правильность результатов и ответов на вопросы. с баллами (от 0 до 5).
В течение семестра студенты должны были набирать баллы, наиболее активные студенты могли получить автоматическую оценку, т.е. не сдавая экзамен, получить оценку за активное изучение дисциплины. Многие учителя единодушно поддержали эту идею и сочли необходимым внести вышеуказанные изменения в систему образования. Как мы знаем из хода истории, это был период авторитарного правления, государство решало все вопросы и брало на себя все обязательства; Таким образом, внедрение этих нововведений в систему образования было очень сложным, так как требовалось много времени для проработки и обоснования этих вопросов со стороны государства.
Предмет исследования: использование рейтинговой системы обучения в колледже.
Цель исследования: опытным путем выявить и доказать результативность использования рейтинга в процессе обучения в колледжа.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме использования рейтинговой системы обучения в колледже.
2) Изучить структуру и содержание учебной дисциплины.
3) Разработать рейтинговую систему оценивания по дисциплине «Техническая механика».
Методы исследования:
1) Теоретические методы (анализ, синтез, сравнение обобщение, конкретизация, аналогия, моделирование и др.) .
2) Эмпирический (Методика Т.Дембо-С.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан для исследования особенностей самооценки и самоотношения).
База исследования: БПОУ «Омский колледж профессиональных технологий».
Глава 1. Теоретические аспекты балльно-рейтинговой системы
1.1. Оценивание как педагогическая проблема
Целью измерения в педагогике является получение числовых эквивалентов уровней знаний. Измерительные инструменты – это средства и методы выявления качественных и количественных характеристик учащихся, достигающих уровня компетентности по указанным параметрам. Рассмотрим исследовательскую группу, которая количественно изучает обучение и его эффективность. Обучение в этих работах подходит с разных точек зрения, поскольку как информационный процесс раскрывается возможность математической оценки получаемых результатов, обсуждается использование количественных критериев для определения его эффективности.
Ученые сходятся во мнении, что прежде чем работать с теми или иными математическими понятиями и формулами, которые в той или иной степени являются технической проблемой, необходимо предварительно определить специфику педагогических явлений, для которых необходимо существенно интерпретировать наблюдаемые явления, важные критерии, которые можно получить через педагогический анализ [3]. Подход к процессу обучения как сложному многоуровневому процессу обычно используют различные варианты кибернетических методов и методов математической статистики. Количественная формулировка педагогических законов, по их мнению, открывает новые возможности для контроля педагогических гипотез, для обоснованного прогнозирования характера педагогических явлений, происходящих в различных условиях, и создания на этой основе необходимых рекомендаций для полного и эффективного управления педагогическим процессом. педагогический процесс. Проблему эффективности обучения иногда отождествляют с проблемой успешного усвоения знаний, для чего в педагогике разрабатываются новые количественные методы.
Субъективность оценки знаний связана в определенной степени с недостаточной разработанностью методов контроля системы знаний. Нередко оценка темы, курса или его частей происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать усвоения всей системы формируемых знаний, умений и навыков. Качество и последовательность вопросов определяются каждым учителем интуитивно, и зачастую не лучшим образом. Непонятно, сколько вопросов нужно задать, чтобы проверить всю тему, как сравнивать задания по их диагностической ценности [4].
Каждый из используемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения. Кроме того, к недостаткам сложившейся практики проверки и оценки знаний можно отнести стихийность, нерациональное использование методов и форм, отсутствие дидактической целенаправленности, игнорирование учителем характерных особенностей предметного материала и условий работы на уроке, отсутствие системности. в его проведении.
Многие авторы справедливо критикуют систему текущих и вступительных экзаменов. Небольшое количество вопросов не позволяет объективно проверить весь курс, вопросы зачастую не являютс
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. – М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995. – 496 с.
2. Баженова Н.Г. Теоретические основания конструирования критериев оценки качества функционирования самоорганизации студенчества в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6–2. С. 74–77.
3. Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы / В. И. Байденко. – М., 2002.
4. Балльно-рейтинговая система оценки качества обучения в системе зачетных единиц / И. Александров [и др.] // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 25–28
5. Белова С.Н. Балльно-рейтинговая система оценки качества подготовки студентов как элемент системы менеджмента качества образовательного процесса в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2008. №2 С.70-81.
6. Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н., Мелехова О.П., Родионова С.Е., Шехонин А.А. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. М.: Изд-во МГУ, 2007.
7. Булгаков М. История Киевской духовной академии. – СПБ., 1843.
8. Вязовова, О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя / О.В. Вязова // Информация и образование. – 2004 – №4. – С.115.
9. Галевский Г.В. Рейтинговая система. // Высшее образование в России. – 2001. – №4. - С. 131 – 137.
10. Галевский, Г.В. Современные вопросы теории и практики обучения в вузе. / Г.В. Галевский // Новокузнецк, 2004. – №2 – С.148
11. Добрица В.П. О балльно-рейтинговой системе в подготовке бакалавров / В.П. Добрица, М.О. Таныгин// Вестник Московского университета. Сер. Пед. образование. – 2013. – №2. – С.66-75.
12. Калужская, М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? / Калужская М.В., Уколова О.С., Каменских И.Г. – М.: Чистые пруды, 2006. – С. 244.
13. Концепция балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов / М.Ю. Прахова и др. // Высшее образование в России. – 2016. – №3. – С.17-25.
14. Костылев, Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: / Ф. В. Костылев 2000. – №5. – 86 с.
15. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов очного формы обучения Липецкого государственного педагогического университета от 28 августа 2014г. [Электронный ресурс] // URL: http://lspu-lipetsk.ru/uploads/Documents/Polozhenie_o_ballno-reytingovoy_sisteme.pdf
16. Савельева, Г. П. Рейтинговые технологии в управлении качеством подготовки выпускников в вузе / Г. П. Савельева. М., 2005.
17. Шехонин А.А. Балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения / А.А. Шехонин; А.А. Шехонин, В.А. Тарлыков // Высшее образование в России. – Москва, 2011. – № 6. – С.22-30. – Библиогр.: с.29-30. – Рез.англ.
18. Шишкин Г.А. Балльно-рейтинговые системы оценки знаний студентов и их адаптация к новым требованиям // Вестник БГУ. 2014. №15 С.64-68.