Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития инклюзивного образования в России открывается новый подход к детям, нуждающимся в коррекции физического и (или) психического развития, определили новые перспективы внесения изменений в систему специального образования, связанных с проблемами их социализации и интеграции.
Современное понимание проблемы формирования и реализации навыков обучения в общеобразовательных учреждениях для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями приводит к повышению теоретико-методического уровня. Это имеет большое значение в системе образования для воспитания, обучения и реабилитации людей с отклонениями в развитии.
Известно, что из-за отсутствия аналитико-синтетической деятельности и ограниченного речевого опыта учащиеся с умственной отсталостью испытывают определенные трудности в процессе обучения, в частности дети не способны овладеть умением читать. Поэтому усилия многих ученых и педагогов сосредоточены на поиске путей совершенствования учебных навыков школьников с умственной отсталостью (УО), что будет способствовать успешному формированию навыков обучения.
Стандартная программа обучения чтению для специальных (коррекционных) школ основана на представлениях о базовом познавательном развитии учащихся. Опыт учителей показывает, что при проведении уроков в начальных классах учащиеся с трудом овладевают навыками чтения на протяжении всего процесса обучения в школе, несмотря на коррекционную работу.
Степень разработанности проблемы исследования. Изучение вопроса обучения чтению детей с умственной отсталостью нашла свое отражение и в работах ученых, занимающихся олигофренопедагогикой, а именно: А.К. Аксеновва, Т.А. Алтухова, В.В. Воронкова, Г.М. Гусева, И.В. Коломыткина, С.В. Комарова, М.И. Шишкова и другие.
Однако, несмотря на большой прогресс в этой области, недостаточно исследований для поддержки системы обучения навыкам чтения. Л. С. Вавина, Г. М. Дульнев, Н.П. Портной, З.Н. Смирнова, Т.К. Ульянова установила, что у школьников с УО низкий уровень развития навыков чтения, о чем свидетельствует их речевой опыт. Недостаточная разработанность теоретических основ формирования навыка чтения, необходимость решения с точки зрения современной психологии, психолингвистики, методов формирования навыка чтения являются факторами, свидетельствующими об актуальности проблемы исследования.
Цель исследования – теоретически рассмотреть особенности формирования умения читать (глобальное чтение) у младших школьников с умеренной умственной отсталостью.
Объект исследования – процесс формирования умения читать у младших школьников с умеренной умственной отсталостью.
Предмет исследования – организация коррекционной работы по формированию умения читать у младших школьников с умеренной умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1.Дать психолого-педагогическую характеристику младшим школьников с умственной отсталостью;
2.Описать особенности содержания программного материала для обучения чтению обучающихся с умственной отсталостью;
3. Рассмотреть трудности обучения чтению обучающихся с умственной отсталостью;
4. Рассмотреть подходы к организации обучения чтению обучающихся с умственной отсталостью;
5. Описать содержание обучения глобальному чтению младших школьников с умственной отсталостью.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической, коррекционной литературы по теме исследования.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в выявлении потенциальных возможностей, условий и особенностях организации коррекционных занятий по развитию навыков чтения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Состояние проблемы формирования навыков чтения у младших школьников с умеренной умственной отсталостью
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с умственной отсталостью
Несмотря на атипичность в развитии умственно отсталых детей и школьников, советские дефектологи (И. П. Еременко В. Г. Петрова, Н. Г. Морозова, Ж. И. Шиф, С. Я. Рубинштейн, и другие) отмечали динамику и значительные потенциальные возможности развития умственно отсталых детей [1].
Термин «умственная отсталость» - это понятие, которое включает стойкие нарушения интеллекта из-за органического повреждения головного мозга, то есть различные клинические формы интеллектуального развития. А именно: от прогрессирующих заболеваний центральной нервной системы (ревматическое поражение центральной нервной системы, церебральный сифилис, эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия, микроцефалия и т. д.), возникающие в результате остаточной (олигофрении) и прогрессирующей [5].
Под олигофренией понимают особый тип сложных форм умственной деятельности и, прежде всего, недоразвитие абстрактного логического мышления, возникающее в результате органического поражения коры головного мозга во время внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка.
При различных формах олигофрении общим для всего разнообразия клинических проявлений является полное недоразвитие психики, в том числе недоразвитие когнитивных способностей и личности в целом.
Исследования Л.С. Выготского утверждают, что основным нарушением умственной отсталости (расстройства интеллекта) является тотальное поражение головного мозга. Он также отметил, что основным дефектом умственной отсталости (нарушения интеллекта) является недоразвитие высших психических функций [5].
С.В. Рубинштейн отмечает, что «такого ребенка с умственными недостатками, устойчивыми когнитивными нарушениями, вызванными органическим повреждением головного мозга (наследственным или приобретенным), «называют умственно отсталым» [7, c. 8].
Исследования, проведенные А. Р. Лурия, В. И. Лубовским, Л. А. Новиковой, Е. Н. Правдиной, Е. Н. Винарской показывают, что развитие всех психических процессов у детей с интеллектуальными нарушениями происходит гораздо медленнее, более несовершенно, чем у нормально развивающихся детей [17].
Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями классифицируются по тесту интеллекта Векслера в зависимости от тяжести дефекта, измеренного в условных единицах. В 1994 году по рекомендации Всемирной организации здравоохранения была принята Международная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ - 10), в которой рассматриваются различные симптомы врожденного слабоумия под названием «Умственная отсталость». Степень умственной отсталости определяется коэффициентом интеллектуального интеллекта (отношение умственного возраста к паспорту) [14].
Наиболее многочисленная и изученная группа детей с умственными недостатками - это дети с умственной отсталостью от легкой до умеренной степени. Наиболее распространенной классификацией детей с общей умственной отсталостью (олигофреной) в нашей стране является классификация, предложенная РС. Певзнер [17], в котором выделяются пять форм.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Ахутина, Т. В. Нейропсихолог в школе: пособие для педагогов, школьных психологов и родителей / Т. В. Ахутина, И. О. Камардина, Н. М. Пылаева. М.: Секачев В. Ю., 2018. 46 с.
2. Баряева, Л. Б. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков ; под ред. Л. Б. Баряевой. – М. : Академия, 2019. – 146 с.
3. Водарацкова, А. Г. Глобальное чтение как средство формирования коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А. Г. Водарацкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 35 (430). — С. 45-46. — URL: https://moluch.ru/archive/430/94679/ (дата обращения: 29.03.2023).
4. Калёнкина, Н. А. Способы обучения чтению / Н. А. Калёнкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 558-560. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38555/ (дата обращения: 29.03.2023).
5. Калымкова, Е. А. Психология лиц с умственной отсталостью : учебно-методическое пособие / Е. А. Калмыкова. – Курск, 2019. – 121 с.
6. Каткова, И. А. Особенности обучения чтению умственно отсталых обучающихся классов для детей со сложным дефектом / И. А. Каткова // Педагогика и психология образования. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-chteniyu-umstvenno-otstalyh-obuchayuschihsya-klassov-dlya-detey-so-slozhnym-defektom (дата обращения: 29.03.2023).
7. Колесникова Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития: учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 346 с.
8. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПб. : Питер, 2020. – 320 с.
9. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. – М. : ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.
10. Кузнецова, Л. В. Основы специальной педагогики / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева ; под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2019. – 480 с.
11. Ляхно, С.А. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА БЕГЛОГО И ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ / С. А. Ляхно, И. Б. Агаева // E-Scio. 2021. №2 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-navyka-beglogo-i-osoznannogo-chteniya-u-detey-s-legkoy-stepenyu-umstvennoy-otstalosti (дата обращения: 29.03.2023).
12. Магутина, А. А. Использование методики глобального чтения в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития и не владеющими устной речью / А. А. Магутина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9645/ (дата обращения: 29.03.2023).
13. Макарова, Л. Н. Смысловое чтение как метапредметный результат обучения младших школьников / Л. Н. Макарова // Научный электронный журнал «Меридиан». – 2019. – № 4 (7). – С. 32-34.
14. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств: МКБ-10 / УСД- 10: Клинич. описания и указания по диагностике / ВОЗ; Пер. на рус. яз. под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. – СПб. : Оверлайд, 1994. – 303 с. – URL : https://mkb-10.com/ (дата обращения: 28.03.2023).
15. Ткачева, В. В. Психолого-педагогические условия развития навыков чтения у умственно отсталых обучающихся со сложным дефектом / В. В. Тканевая, И. А. Каткова // Специальное образование. 2016. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-navykov-chteniya-u-umstvenno-otstalyh-obuchayuschihsya-so-slozhnym-defektom (дата обращения: 29.03.2023).
16. Трубникова, Н. М. Коррекционная работа по преодолению трудностей освоения чтения у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью / Н. М. Трубникова // Специальное образование. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionnaya-rabota-po-preodoleniyu-trudnostey-osvoeniya-chteniya-u-mladshih-shkolnikov-s-detskim-tserebralnym-paralichom-i (дата обращения: 29.03.2023).
17. Туркова, Ю. О. Методики обучения чтению глобальным способом / Ю. О. Туркова // Достижения науки и образования. 2020. №10 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodiki-obucheniya-chteniyu-globalnym-sposobom (дата обращения: 29.03.2023).
18. Ульенкова, У. В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: учеб. для студентов вузов / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева ; под ред. У. В. Ульенковой. – СПб. : Питер, 2018. – 304 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : утвержден приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 / Министерство образования и науки РФ // Вестник образования России : сб. приказов и инструкций Минобрнауки : журнал. – 2015. – № 15. – С. 57-63.