Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В современной образовательной среде сегодня используют много разнообразных подходов, чтобы повысить качество учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. В первую очередь речь идёт об интерактивных методах обучения и инновационных педагогических образовательных технологиях. Часто можно услышать разные названия методик и технологий: воспитывающие, развивающие, образовательные, педагогические и др., но все они направлены на личностный рост и развитие школьников.
Введение в образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой из образовательной ступени, существенным образом изменил требования к результатам образования. Ориентация на реализацию высокого образовательного потенциала в стране и потенциала интерактивных, а также компьютерных и телекоммуникационных технологий является одной из основных тенденций развития современной образовательной системы. В отечественном образовании актуальность разностороннего похода к образованию признана на государственном уровне. Во многом это связано с развитием активных и интерактивных методик, а также цифровых технологий и ИКТ.
Перенос акцента с усвоения знаний на формирование компетенций включает в повседневную образовательную деятельность разнообразные модели обучения, но все они без исключения подразумевают использование мультимедиа, ИКТ, электронные ресурсы и др. Сегодня в любой образовательной организации используют интерактивные методы обучения, а также электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и др.
Для современного образования и для каждой его ступени, начиная от дошкольных образовательных организаций и заканчивая вузами, продолжают создавать самые разнообразные образовательные условия. Это условия учитывают не только скорость информационного потока. Они нацелены на развитие у обучающихся навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей.
При этом, отечественная практика развития интерактивных методик и использования информационно-коммуникационных технологий демонстрирует явную тенденцию к изменению традиционных форм организации образовательного процесса в условиях информационного общества. Следствием этого является появление новых педагогических моделей, в том числе, смешанных. Одна из форм реализации современного обучения – это смешанное обучение, то есть, синтез классно-урочной системы, дистанционного обучения и интерактивных методов в обучении. Достичь этих результатов можно только при использовании новых педагогических технологий.
Использование инновационных технологий дает положительный результат, поскольку образовательный процесс подчинён определённому заданному алгоритму. Противоречием является то, что в теории сегодня можно увидеть огромное многообразие информации по применению образовательных технологий, но на практике не всегда имеется достаточное количество учебно-методических материалов, которое бы позволило успешно использовать эти технологии на практике. В этом заключается проблема исследования.
Цель работы: рассмотреть и изучить использование интерактивных методов обучения в образовательном процессе школы.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс с использованием интерактивных методов обучения в образовательном процессе.
Предмет исследования: приёмы, техники и технологии, реализуемые интерактивные методы обучения в образовательном процессе.
Задачи:
1. Изучить существующие интерактивные методы обучения в образовательном процессе школы.
2. Рассмотреть системно - деятельностный и личностно ориентированный подходы как основу современного учебно –воспитательного процесса.
3. Описать современные уроки в школе с применением интерактивных методов обучения.
4. Предложить методические рекомендации по подготовке уроков с использованием интерактивных методов обучения.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
1.1 Интерактивные методы обучения в образовательном процессе школы
Достижения научно-технического прогресса сопровождаются коренными изменениями в самых различных областях, в том числе и в образовании. Давно исчерпаны резервы роста эффективности и качества подготовки учеников, которые основаны на использовании словесно-книжных методов воздействия, или так называемых традиционных подходов в обучении [8]. Одним из средств, позволяющих приблизиться к достижению новых образовательных целей, выступают интерактивные формы проведения учебных занятий, которым уделяется значительное внимание в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) на каждой из образовательной ступени.
Под интерактивными методами понимают возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователей в активном режиме. Интерактивные технологии являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из учеников в образовательный и исследовательский процессы [9].
Предназначение интерактивных форм проведения занятий заключается в том, чтобы организовать деятельность обучающихся по совместному с педагогом поиску знаний. Процессы взаимодействия субъектов должны способствовать не только более интересному способу овладения учебной информацией. Это должно привести к осмыслению каждым обучающимся особенностей своей системы знаний, своих мыслительных схем и др. Интерактивные методы обучения являются основой и фундаментов всех без исключения инновационных педагогических технологий. Иногда сами популярные сегодня у педагогов образовательные технологии называют интерактивными методами обучения, в частности, кейс - технологии, мозговой штурм, перевёрнутый класс и др. Одной из наиболее интересных интерактивных форм проведения занятий является разбор конкретных ситуаций, получивший название case - study.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова, Я.К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология [Текст] / Я.К. Абрамова // Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - No17. - С. 115-119.
2. Андреева, Н.В. Шаг школы к смешенному обучению [Текст] / Н.В. Андреева // «Рыбаков фонд», «Открытая школа». Москва. 2016. – 282 С.
3. Аксенова, И.В. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности обучающихся [Текст] / авт.-сост. И.В. Аксенова, Е.Ю. Бурцева, О.В. Гоголашвили, Н.М. Кузнецова, О.В. Созонтова, Т.Д.Стрельникова, Н.В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. – 169 с.
4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст] / Н.В.Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2011. – 269 с.
5. Бурганова, Ф. Ф. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся [Текст] / Ф. Ф. Бурганова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. – С. 87-89.
6. Борисова, Н.В. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения и опыт их комплексного применения [Текст] / Н.В. Борисова // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Вып.1. –Жуковский: МИМ ЛИНК,2001. С.101-113.
7. Богоряд, Н.В. Изменение роли преподавателя в концепции смешанного обучения [Текст] / Н.В. Богоряд // В мире научных открытий. - 2014. -No3(51). - С. 76-81.
8. Беляев М.И. Технология создания электронных средств обучения. Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов [Текст] / М.И. Беляев // М.: — 2006. — С. 130-133.
9. Брыксина, О.Ф. Инновационные технологии в образовании: где найти точку опоры, чтобы перевернуть урок? [Текст] / О.Ф. Брыксина// Поволжский педагогический вестник. 2015. No3. – С43-47.
10. Варнавских, С.М. Воспитание творческой активности студентов в условиях развивающей образовательной среды [текст] / С.М. Варнавских. - Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2013. – № 3. – С. 40.
11. Виноградова, Л.И. Образовательная модель «Перевернутый класс» или «перевернутое обучение» / Л.И. Виноградова - [Электронный ресурс].- http://www.moocv.ru/pages.php?pageid=5981 (Дата обращения: 31.03.2023).
12. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся [Электронный ресурс] – МАОУ.- СОШ No5, Городской округ Балашиха Московской области, 2019. – URL: https://shcool5.edusite.ru/p51aa1.html((Дата обращения: 31.03.2023).
13. Воробьев, А.Е. Анализ особенностей применения технологии «Перевернутого обучения» в экономических вузах [Текст] / Воробьев, А.К. Мурзаева // Открытое образование. - 2018. - No2. – 63-69.
14. Гончарова, Н.Ю. Новые информационные технологии [Электронный ресурс]: URL: http://www.acis.vis.ru/8/4/1_5/4.htm(Дата обращения: 31.03.2023).
15. Горовая, В.И. Образовательные технологии и технологическая культура современного педагога [Текст] / В.И. Горовая. - современные наукоемкие технологии. – 2008. – No 10. – с. 35-36.
16. Дергачева, О.А. Перспективы применения технологии «Перевернутый класс» [Текст] / О.А. Дергачева // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр. по материалам очной XV Междунар. студ. науч.-практ. конф. - М. - 2017. - С. 98 - 100.
17. Джиемуратова, Г. А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки / Г. А. Джиемуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 12 (47). - С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/47/5834/ (Дата обращения: 31.03.2023).
18. Долгова, Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века Интерактивное образование [Текст] / Т.В. Долгова // информационно-публицистический образовательный журнал/учредитель ООО «А-Приор». 2017, No5. – С. 22-29.
19. Дементьева, О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе [Текст] / О.В. Дементьева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – No 2.
20. Зеленина, Е.Б. Развитие познавательной активности школьников: педагогическая тактика и стратегия реализации ФГОС в основной школе [Текст] / Е.Б. Зеленина // Учитель приморья. – 2012. - No 5. - С. 4-5.
21. Игнатенко, И.И. Современные подходы к созданию образовательной среды [Текст] / И.И. Игнатенко // Наука и школа. - 2018. - No2. – С 73-76.
22. Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении [Текст] / З.И. Калмыкова // Современная педагогика. – 2000. - No 7. – С.18.
23. Кларин, М. В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта [Текст] / М.В. Кларин // Педагогика. - 2000. - No 7. - С. 12-18.
24. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения [Текст] / М.В. Кларин Исследование мирового опыта / М.В. Кларин - М.: Луч, 2016. - 640 с.
25. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] / А.К. Колеченко. - М: Каро, 2005. — 368 с.
26. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. (Серия «Школа развивающего обучения») [Текст] / В.С. Кукушин. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2003. - 448 с.
27. Классика педагогических технологий в формате инноваций современной школы. Ситуация успеха [Электронный ресурс] / https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2175 (Дата обращения: 31.03.2023).
28. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / / Н.В. Матяш. – М: Издательский центр «Академия», 2011.– 144с.
29. Мищенко, А.И. Педагогический процесс как целостное явление [Текст] / А.И. Мищенко – М: Издательский центр Академия, 2013. – 254 с.
30. Соколовская, И.Н. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике [Текст] / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилева // Царскосельские чтения. – 2015. - NoXIX. – С. 89-91.
31. Султанова, М. С. Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся [Текст] / М. С. Султанова // Молодой ученый. – 2017. - No 49. – С. 407-409.
32. Тангиров Х.Э. Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения [Текст] / Х.Э Тангиров // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал. — Россия, Чита: — 2015. — № 1 (81). — С. 489–491.
33. Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся [Текст] / Теория и практика образования: история и современность. – Липецк: ЛГПУ, 2001. – Выпуск 8. – 185 с.
34. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное [Текст] / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.
35. Ярошенко, С. Н. Понятие «Активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях [Текст] / С.Н. Ярошенко // Вестник ОГУ. - 2004. - No9.- С. 28-31.