Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка, развиваются навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с окружающими. Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует высокого уровня социально-коммуникативного развития личности ребенка.
Проблема успешной социализации детей, понимаемая как защита и гармоничное развитие подрастающего поколения на основе использования культурных ценностей, отражена в «Конвенции о правах ребенка», в законе «Об образовании в РФ», в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором выделена отдельная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Одним из целевых ориентиров в стандарте в области социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».
Содержание работы по воспитанию ответственности направлено на освоение первоначальных представлений о данном качестве и включение детей в различные виды деятельности, которые способствуют формированию ответственности. В этом процессе важнейшая роль принадлежит трудовому воспитанию ребенка через познание окружающего мира и прежде всего мира взрослых, привлечение дошкольника к самостоятельному посильному труду и наблюдение за трудом взрослых, объяснение значения труда в жизни людей.
Значимость трудового воспитания трудно переоценить в плане формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста. Для того чтобы сформировать у ребёнка ответственное отношение к труду, чрезвычайно важно, чтобы он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. По мнению Р.С. Буре, С.А. Козловой, Т.С. Комаровой, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования ответственности, настойчивости в достижении результата, но открытым остается вопрос о том, каковы педагогические условия воспитания ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе труда в природе.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы курсовой работы: «Педагогические условия воспитания ответственности детей старшего дошкольного возраста в процессе труда в природе».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий воспитания ответственности детей старшего дошкольного возраста в процессе труда в природе.
Объект исследования – процесс воспитания ответственности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия воспитания ответственности детей старшего дошкольного возраста в процессе труда в природе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была сформулирована гипотеза: процесс воспитания ответственности детей старшего дошкольного возраста в процессе труда в природе будет проходить более успешно, если созданы следующие условия: формирование у детей общетрудовых умений и навыков (умение ставить цель, составлять план, выбирать инструменты и оборудование для труда, достигать поставленные цели); разнообразие форм труда (трудовые поручения, дежурство в уголке труда, коллективный труд); взаимодействие с родителями.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе труда в природе.
2. Определение уровня сформированности ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе труда в природе.
3. Реализация условий воспитания ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе труда в природе и оценка их эффективности.
Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение; эксперимент, наблюдение, беседа.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы воспитания ответственности детей старшего дошкольного возраста в процессе труда в природе
1.1 Понятие «ответственность» в психолого-педагогической литературе
В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к пониманию ответственности.
С.И. Ожегов под ответственностью рассматривает обязанность отвечать за свои поступки и действия [24].
В философии ответственность изучается вместе с такими понятиями, как свобода воли, свобода действия, вина, долг. Ответственность – это отношение зависимости личности от чего-либо. Ответственность, обусловленная статусом, осознается человеком как призвание, обусловленная соглашением – как обязанность (М.М. Бахтин) [28].
В психологии ответственность определяется как свойство личности, как одно из качеств, как необходимость действовать определенным образом. По мнению Г.А. Урунтаевой, ответственность – это личностный механизм, который основан на принятии личностью внешней необходимости как внутренней [32].
Г.Б. Монина считает, что ответственность – это комплекс установок, готовность действовать определенным образом, выполняя взятые на себя обязательства, но при этом в рамках задуманного. Ответственная личность выстраивает свое поведение с готовностью отвечать за свои поступки и действия [22].
Г.З. Закирянова отмечает, что ответственность – это склонность личности соблюдать в поведении и деятельности поведении общепринятых социальных норм, выполнять действия в соответствии со своими обязанностями, давать отчет за свои поступки. Ответственный человек в полной мере понимает как причины своих действий, так и их последствия [14].
Е.Н. Данькова считает, что ответственность включает в себя готовность личности к рефлексии своей деятельности и поведения с точки зрения нравственных норм, оценки и самоанализа своих поступков, умения отвечать за результат своих действий перед самим собой в первую очередь и перед другими людьми [9].
М.В. Борцова под ответственностью понимает свойство личности, которое характеризуется самостоятельным, свободным, осознанным подходом к деятельности, направленной на достижение результата. Ответственность обеспечивает выполнение взятых на себя обязательств при заданных условиях и уровне сложности, времени и ресурсов, необходимых для выполнения. Ответственность можно также рассматривать как волевое качество личности, которое обеспечивает достижение результата независимо от возникающих сложностей и проблем [3].
В структуре ответственности личности М.В. Борцова выделяет следующие компоненты:
– когнитивный;
– эмоциональный;
– поведенчески-результативный (рисунок 1).
Когнитивный компонент – это понимание сущности такого качества, как ответственность, его основы, осознание важности такого качества в поведении деятельности, умение ставить цель и планировать работу, соблюдать правила, достигать поставленные цели; осознание важности обязательного выполнения взятого на себя поручения, понимание необходимости держать ответ за свои поступки и действия перед другими людьми и перед сами собой.
Эмоциональный компонент ответственности – это эмоциональное отношение к своей работе, переживание за ее качество, стремление сделать ее лучше, переживание в ситуации невыполнения деятельности, стремление к преодолению трудностей, эмоциональное отношение к принятию на себя новых обязанностей, к обещаниям, к трудностям, связанным с принятием на себя определенных обязанностей.
Поведенчески-результативный компонент ответственности – это качества личности, которые необходимы для ответственного поведения (самостоятельность, целеустремленность, инициативность), умение доводить начатое дело до конца, достигать поставленных целей и задач, преодолевать трудности, осуществлять самоанализ и коррекцию деятельности, выполнять дело качественно, соблюдать нравственные нормы поведения, не нарушать дисциплину [3].
Рисунок 1 – Структура ответственности личности
Похожий подход в понимании структуры ответственности предлагает Г.З. Закирянова. Автор рассматривает понятие ответственности применительно к детям дошкольного возраста. По ее мнению, для дошкольников ответственность – это важное нравственное и волевое качество личности, которое формируется в процессе воспитания и включает в себя готовность отвечать за свои поступки и действия в процессе поведения и различных видах деятельности. В структуру ответственности детей дошкольного возраста автор включает следующие компоненты:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулова Е.Н. Формируем у детей самостоятельность и ответственность / Е.Н. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 9. – С. 52-58.
2. Акулова Е.Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр / Е.Ф. Акулова // Наука, образование, общество. – 2015. – № 4 (6). – С. 38-52.
3. Борцова М.В. Влияние организованных занятий с использованием электронных гаджетов на развитие начальных форм ответственности дошкольника / М.В. Борцова, С.Д. Некрасов // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2020. – № 3 (51). – С. 162-167.
4. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 144 с.
5. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. – 1008 с.
6. Газизова Ф.С. Воспитание самостоятельности и ответственности у старших дошкольников в семье и дошкольной образовательной организации / Ф.С. Газизова, Г.Г. Бадретдинова // Вопросы педагогики. – 2019. – № 6-1. – С. 21-23.
7. Гарбуза Л.Г. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с родителями детей раннего возраста, не посещающих детский сад / Л.Г. Гарбуза // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 8. – С. 63-64.
8. Гущина Н.В. Развитие самостоятельности, инициативности и ответственности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Н.В. Гущина, В.В. Вассанова // Артемовские чтения. – Самара, 2021. – С. 221-226.
9. Данькова Е.Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста: дисс. ... канд. пед. наук / Данькова Елена Николаевна. – Челябинск, 2008. – 167 с.
10. Декман И.Е. Формирование интереса к труду в процессе коллективной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста / И.Е. Декман, О.В. Громоздина // Мир педагогики и психологии. – 2019. – № 9 (38). – С. 18-26.
11. Дементий Л.И. Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте / Л.И. Дементий, О.Ю. Гроголева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 562-564.
12. Долина Е.В. Особенности воспитания ответственности у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Долинова // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения». – Саранск, 2019. – С. 119-123.
13. Живогляд М.В. Педагогический анализ программ дошкольного образования, направленных на ознакомление дошкольников с трудом взрослых в природе в условиях ДОО / М.В. Живогляд // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. – 2020. – № 1 (12). – С. 27-34.
14. Закирянова Г.З. Изучение сформированности ответственности детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности / Г.З. Закирянова // Шестнадцатая региональная студенческая научная конференция Нижневартовского государственного университета. – Нижневартовск, 2014. – С. 203-204.
15. Кириенко С.Д. Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности дошкольников в образовательном процессе детского сада / С.Д. Кириенко // Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе / под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ЧИПКРО, 2014. – С. 32-52.
16. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2012. – 160 с.
17. Колесина Е.И. Формирование ответственности у старших дошкольников / Е.И. Колесина // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. – М., 2020. – С. 52-56.
18. Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 125 с.
19. Малинина Д.Е. Формирование ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности / Д.Е. Малинина // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Международной научной конференции. – М., 2018. – С. 38-40.
20. Михненко И.И. Формирование ответственности у старших дошкольников / И.И. Михненко, О.М. Нагорнова // Молодой ученый. – 2017. – № 2 (136). – С. 607-608.
21. Модель Н.А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. Ч. 1 / Н.А. Модель. – М.: Сфера, 2016. – 125 с.
22. Монина Г.Б. Технология формирования у детей 6-7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности / Г.Б. Монина. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 174 с.
23. Нафасова Е.С. Методические рекомендации по развитию чувства ответственности у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности / Е.С. Нафасова // Новое слово в науке: стратегии развития. – Чебоксары, 2022. – С. 116-117.
24. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Аст, Оникс, 2011. – 1200 с.
25. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
26. Пантелеева Н.Г. Педагогическое сопровождение трудовой деятельности дошкольников на природе / Н.Г. Пантелеева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2021. – № 1. – С. 14-29.
27. Плащевая Л.Д. Формирование ответственности у старших дошкольников в нормативной проектной деятельности / Л.Д. Плащевая // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. – Белгород, 2019. – С. 173-177.
28. Психолого-педагогическая развивающая программа «Инициативный, ответственный, самостоятельный дошкольник» / авт.-сост.: Е.В. Петш, И.П. Середа. – СПб.: Детство-пресс, 2019. – 46 с.
29. Салий М.А. Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста / М.А. Салий // Исследования в области психологии и педагогики в условиях современного общества. – Уфа, 2019. – С. 181-183.
30. Тарабарина Т.И. Трудовое воспитание дошкольников: история, теория, методика: монография / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: ЯГПУ, 2021. – 95 с.
31. Трубайчук Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен: монография / Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ИРПО, 2009. – 153.
32. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2014. – 272 с.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 г.: Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
34. Шевченко Е.Н. Методические рекомендации по повышению уровня ответственности старших дошкольников / Е.Н. Шевченко, И.А. Мачуга // Молодой ученый. – 2019. – № 36 (274). – С. 66-69.
35. Яковлева Г.В. Трудовое воспитание дошкольника: содержание, технологии, инструменты оценивания трудовых компетенций / Г.В. Яковлева. – Челябинск: Цицеро, 2009. – 74 с.