Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблема познавательного развития в дошкольном возрасте глубоко рассматривается в психологии и педагоги-ке, поскольку именно в этом возрасте активно формируется когнитивный потенциал мыслительных процессов, развивается мотивация предметно-оперативной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Большинство психологов уделяют особое внимание психологическим за-кономерностям интеллектуального развития личности, способам его сти-мулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей со-держания учебного материала, его связи с другими явлениями.
Сегодня проблемы умственного развития и общих способностей до-школьников оказались в фокусе всеобщего внимания. Причины сложивше-гося положения кроются во множестве проблем познавательного развития дошкольников. Это и недостатки существующих подготовительных про-грамм, и недостаточная разработка методик, и низкий уровень подготовки воспитателей, и слабая оснащенность подготовительного процесса. Очень важна роль родителей и семьи в умственном развитии и развитии способ-ностей детей, но отмечается недостаточное информирование родителей о современных характеристиках ребенка дошкольного возраста.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания, растет сеть альтернативных дошкольных учре-ждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разраба-тываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрес-сивных изменений актуальным является своевременная диагностика ум-ственного развития и общих способностей детей дошкольного возраста, поскольку умелое педагогическое сопровождение и благоприятная обста-новка могут существенно помочь не только в развитии способностей детей, но лучше их подготовить к школьному обучению.
Цель исследования – провести диагностику умственного развития и общих способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования – умственное развитие и общие способности дошкольников.
Предмет исследования – диагностика умственного развития и об-щих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения умственного разви-тия и общих способностей детей дошкольного возраста.
2. Организовать эмпирическое исследование умственного развития и общих способностей детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности умственного развития и общих способностей детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоритический анализнаучной литературы, тестирование, анкетирование, частотный анализ.
База и выборка исследования. Эмпирическое исследование прово-дилось на базе МБДОУ Детский сад №112. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 25 человек, из них 13 девочек и 12 мальчиков. Возраст детей 5 - 6 лет. Также в исследо-вании приняли участие воспитатели.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке практических реко-мендаций и коррекционно - развивающих программ по развитию общих способностей детей дошкольного возраста.
Структура работы: введение, две главы - теоретическая и практиче-ская, заключение, список литературы и приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения умственного развития и общих способностей детей дошкольного возраста
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности и хронологически определяется по Д.Б. Эльконину и Л.С. Вы-готскому - 3-7 лет. Старший дошкольный возраст определяется как период от 5-6 до 7 лет [9].
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых, и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят профессиональную деятельность взрослых и социальные отношения меж-ду ними. Игра способствует формированию произвольного поведения ре-бенка, подготавливая его к школьному обучению.
Переживание игровых событий приводит к возникновению содержа-тельно новых задач и мотивов деятельности ребенка. В игре ребенок осо-знает досознательные, эмоционально окрашенные желания, преобразуя их в мотивы деятельности, которые имеют уже форму намерения, хотя и сто-ящего на самой границе сознательного. В коллективной игре, даже если это игра всего одного ребенка и одного взрослого, если ребенок принял на себя роль, он вынужден принимать во внимание роль и действия своего партнера, что приводит в конечном итоге к обретению различных соци-альных навыков и преодолению детского эгоцентризма.
В игре постоянно формируются новые интеллектуальные операции. Они получают практику применения и развития. В игре перед ребенком ставятся все новые и новые интеллектуальные задачи и он получает воз-можность применить в игровой практике уже сформированные интеллек-туальные модели и развивать новые, придумывать новые способы реше-ния стоящих задач и проводить проверку эффективности уже привычных интеллектуальных операций. Именно это изменение и открывает возмож-ность и путь для перехода мышления на новый уровень в формировании новых интеллектуальных операций.
В дошкольном возрасте ребенок продолжает познавать окружающий его мир преимущественно спонтанно. Его познавательная активность ста-новится более организованной, целенаправленной. Познавая свойства предметов, он приходит к необходимости характеризовать их в соответ-ствии с выработанной в человеческой культуре системе. что восприятие становится многоплановым и появляется опора на прошлый опыт [26].
Дошкольный возраст – период активного освоения системы сенсор-ных эталонов, соотнесение с которыми дает возможность ориентироваться в окружающей действительности, понимать других людей. К шести годам дошкольник не только может охарактеризовать предметы, используя вы-работанную в культуре систему характеристик, но и использовать эти ха-рактеристики в качестве основания для классификации. Предметы могут быть рассортированы по цвету, форме, размеру.
У старшего дошкольника представления об окружающих предметах как целостных и неделимых, сменяется на восприятие их сложной струк-турной организации. Ребенок начинает «видеть» из каких элементов со-стоит объект, как эти элементы сочетаются. Такому «видению» предше-ствует большая аналитическая работа, которую на протяжении дошколь-ного возраста ведет ребенок. Он разбирает и собирает предметы, состоя-щие из деталей, конструирует. Все это создает предпосылки для формиро-вания действия перцептивного моделирования, которое совершенно необ-ходимо ребенка для усвоения школьных навыков письма и чтения [18].
В дошкольном возрасте происходит активное развитие памяти, ко-торая становится более произвольной и управляемой. Под влиянием обу-чения память начинает развиваться в двух направлениях: увеличивается объем словесно-логического запоминания и происходит самостоятельная регуляция запоминания и воспроизведения [3].
Характеризуя общую ситуацию в познавательном развитии до-школьника следует обратиться к концепции Ж. Пиаже, который дал каче-ственную характеристику мышления дошкольника [16]. Центральной его особенностью является эгоцентрическая позиция, при которой собственная позиция воспринимается в качестве абсолютной. Ориентация на иные взгляды, иные позиции невозможна для ребенка на протяжении дошколь-ного возраста. Он не в состоянии учитывать мнение и намерение партнера, согласовывать с ним собственные намерения.
В познавательном плане у дошкольника существует уверенность в том, что открывшиеся ему связи и закономерности носят абсолютный ха-рактер, то есть и составляют истинную природу вещей и явлений. Уверен-ность в истинности своего знания не снижется даже в связи с ошибками, возникающими в связи с присущим дошкольнику способом оценки ситуа-ции через интуитивное ее восприятие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альманах психологических тестов. – М.: Эксмо, 2015. – 400с.
2. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: «Наука», 2009. – 184с.
3. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии.– 2018. – № 6. – С. 62-76.
5. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 2005 – 103 с.
6. Данилова Е.Е., Прихожан А.М., Дубровина И.В. Психология. – М: Академия, 2013.–512с.
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368с..
8. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 49с.
9. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2017. - 992с.
10. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. - 512с.
11. Куракина А.О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013. – 102 с.
12. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздат, 1976. – 144с.
13. Немов Р.С. Психология. – М.: КноРус, 2020 – 631с.
14. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / Составители Л.Ф. Васильченко, Я.П. Атласова. – СПб.: ДДТ «На реке Сестре», 2014. – 39с.
15. Павлова Т.В., Рубцова Д.С. Особенности межличностных отношений со сверстниками дошкольников с разным социометрическим статусом // Наука и современность – 2015. – №38. – С. 118 – 122.
16. Пиаже Ж. Главные черты логики ребенка. Жан Пиаже: теория эксперименты, дискуссии. Под ред. Обуховой Л.Ф., Бурменской Г.В. – М., 2001. – С.41-46.
17. Платонов К.К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972. – 312 с.
18. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2 / Изотова Е.И., Авдулова Т.П., Костяк Т.В., Хузеева Г.Р., Молчанова Г.В., Гребенникова О.В., Гавриченко О.В., Аянян А.Н. – М.: Юрайт, 2023. – 240 с.
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М.: Юрайт, 2012 – 523 с.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: АСТ, 2019. – 713 с.
21. Сдвижкова М.С., Кузьмичева А.Н. Особенности познавательного развития старших дошкольников в контексте успешной подготовки к обучению в начальной школе. В сборнике: Гносеологические аспекты образования. Международный сборник научных трудов, посвящённый памяти профессора С.П. Баранова. – Липецк, 2018. – С. 504-508.
22. Сорокоумова Е.А., Курносова М.Г. Специфика психологической готовности современных детей к школьному обучению // Педагогика и психология образования. – 2020. – № 1. – C.238-258.
23. Стожарова М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников. – Ульяновск, 2009. – 116с.
24. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 463с.
25. Шадриков В.Д. Вопросы психологической теории способностей // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2010. – Т. 7, № 3. – С. 6 - 17.
26. Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2014. – 256 с.