Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Обществу всегда требуются творческие и нестандартно мыслящие люди. Они к решению любых проблем подходят не так, как остальные и всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и др. проблем. Большое значение творческих способностей субъектов для решения психолого-педагогической проблематики в настоящее время обуславливается спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения.
Проблема изучения творческих способностей, в том числе, изобразительная деятельность детей младшего школьного возраста всегда интересовала ученых, педагогов и психологов. В современных социальных условиях идет процесс глобального изменения всех институтов социума и его непрерывного реформирования. Общество проявляет интерес к людям, которые способны нестандартно мыслить и подходить творчески к поставленным задачам. Подобного рода личностные качества не возникают сами по себе. Формировать и развивать их необходимо с детства, чем собственно и занимаются все образовательные организации, как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности школьников. Поддержка талантливых и одарённых детей всегда было одной из наиболее значимых задач в системе российского образования.
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой из образовательной ступени, начиная от ДОУ и заканчивая вузом, такая работа не является спонтанной. Планомерная и упорядоченная работа с детьми проводилась всегда, в том числе и в традиционной образовательной модели.
Цель работы: изучить и предложить средства развития младших школьников по изобразительной деятельности на внеурочных занятиях.
Объект исследования: процесс выявления развития и поддержки младших школьников по изобразительной деятельности на внеурочных занятиях
Предмет исследования: средства развития младших школьников по изобразительной деятельности на внеурочных занятиях.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого - педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть внеурочную деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников на занятиях по изобразительной деятельности.
3. Описать организационно – педагогические условия по развитию младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.
4. Предложить методические рекомендации по развитию младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение. наблюдение, работа с документами.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст детей является важным этапом в развитии каждого ребёнка, который начинает обучаться в начальной школе. Совсем недавно основным и ведущим видом деятельности у ребёнка была игровая деятельность. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребёнка становится учебная деятельность. В этот период времени ребёнок активно развивается и формируется, как физически, так и психически.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой из его ступеней, начиная от дошкольной образовательной организации и заканчивая вузом, рассматривает формирование общей культуры и творческое развитие личности каждого субъекта. Психологические особенности младшего школьника необходимо рассматривать для того, чтобы учитывать особенности данного возраста в образовательно-воспитательном процессе. Чтобы понять специфику мотивов младшего школьника, необходимо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Педагог в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности детей, но при этом сталкивается с трудностью определения преемственности переходных возрастов, к примеру, при определении того, с какими возрастными особенностями приходит ребёнок из детского сада в начальную школу [11].
Как уже было отмечено, до недавнего времени ведущей деятельностью ребёнка в ДОУ была игровая деятельность. Придя в начальную школу, ребёнок не перестал интересоваться игрой. Очевидно, что слишком быстрое замещение игры занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. В этом случае можно говорить о том, что если игры, или творческие занятия, такие как изобразительная деятельность, лепка, аппликация и др., не занимают в жизни ребёнка места, подобающего ведущим деятельностям, то это приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к обучению в школе. Игра как ведущий вид деятельности не прожита ребёнком до конца и остается актуальной не только в первом классе, но и во втором, и далее. Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего образования. В младшем школьном возрасте есть многие благоприятные условия для целенаправленного формирования личности ребёнка и для развития его интеллектуальных способностей.
Учение – это ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой. Очевидно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В.В. Краевский, А.А. Вербицкий, В.К. Дьяченко и др., пытались найти наиболее эффективные методы обучения с целью активизации и развития у школьников познавательного интереса к содержанию обучения.
ФГОС сегодня помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), регулятивными, познавательными и коммуникативными. Можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий это один из современных приоритетов начального образования. Их развитие будет достаточно сильно зависеть от познавательного интереса и познавательной активности младшего школьника.
Действующие ранее стандарты акцентировали внимание в основном на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений и навыков, который должен был освоить младший школьник. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету [3].
Сегодня становится очевидным, что требования к уровню подготовки ребёнка по конкретным предметам не означают его успешной социализации в будущем. Сейчас много говорят о том, что конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, но, в том числе, и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Это связано, в том числе и с тем, что имеющаяся информация достаточно быстро обновляется. Любому ученику необходимо усвоить определенный объем знаний, но при этом освоить и содержание универсальных учебных действий в рамках каждого учебного предмета, который изучают в школе.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимают совокупность обобщенных действий школьника и связанных с ними умений и навыков учебной работы, которая обеспечивает способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей [20].
Регулятивные действия обеспечивают ученикам организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения содержания. Познавательные действия включают в себя общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблем. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, в том числе, перерабатывать и усваивать ее. При необходимости ученик должен уметь осуществлять поиск недостающей информации и понимать необходимые тексты. В соответствии со своим возрастом, младший школьник должен уметь самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Ребёнок должен уметь осуществлять рефлексию способов и условий действия, а также контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Очень важно для младшего школьника ставить и формулировать проблемы. Все эти процессы невозможны, если у ребёнка отсутствует познавательный интерес к содержанию учения.
Коммуникативные учебные действия должны обеспечить сотрудничество субъектов учения. Участники образовательного процесса должны уметь слушать и понимать друг друга. При работе в группах они должны уметь совместно планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. Очень важное качество каждого субъекта при этом - уметь договариваться и продуктивно вести дискуссию. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматривали А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др. Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон заключается в следующем. УУД формируются тем же самым способом, что и любые умения [23].
Требования ФГОС на каждой из образовательной ступени общего образования регламентирует главную цель обучения, как научить школьника учиться. Современную образовательную среду сегодня часто называют инновационной. Прежде всего, здесь речь идёт о реализации системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе. Очень часто его рассматривают как антипод традиционной образовательной модели, где ведущим остаётся комбинированный урок и учитель традиционно остаётся транслятором знаний. Никто не станет отрицать того, что формирование знаний, умений и навыков было и остаётся в образовательном процессе ведущим. Но что сегодня может означать формирование знаний, умений и навыков с позиции системно - деятельностного подхода.
Обращаясь к понятию, таксономия учебных целей, каждый педагог знает, что школьник должен знать, понимать, применять, анализировать, синтезировать и оценивать. Речь идёт о так называемой таксономии Бенджамина Блума. В педагогике многие авторы использовали всевозможные таксономические модели. Каждая из них начинается с ключевых понятий: знать, понимать и применять. Примерно о том же говорит традиционная модель формирования ЗУН, которая также подразумевает, что, прежде всего, каждый школьник должен владеть определённым запасом знаний, уметь ими пользоваться на практике и владеть запасом тех, или иных навыков.
Прежде чем говорить о творческом подходе к обучению, каждый педагог должен быть уверен, что школьник по каждой учебной теме владеет определёнными знаниями, умениями и навыками. Всё то, что лежит свыше этих учебных уровней, будет относиться к творческим уровням. Такие мыслительные операции как анализ, синтез и оценивание относятся к творческим действиям. Школьники, которые в основном работают на репродуктивном уровне, как правило, недостаточно владеют теми необходимыми знаниями по теме, которые являются обязательными. Если у субъекта нет в достаточном количестве определённых знаний, то в этом случае практических умений тоже не будет и говорить в таких случаях о наличии каких либо навыков, или компетенций здесь не придётся.
В ФГОС сегодня в рамках конечного образовательного результата, нет такого понятия, как знания, умения и навыки. Есть лишь предметные, метапредметные и личностные результаты. Часто педагоги разводят эти результаты как отдельно относящиеся к обучению и воспитанию. Имеется в виду, что предметные результаты формируются лишь в процессе обучения, а метапредметные результаты формируются в процессе воспитания. Это не совеем так. В педагогике существует понятие триединая образовательная цель, когда речь идёт о том, что в учебно-воспитательном процессе обучение, воспитание и развитие всегда взаимосвязаны между собой.
Универсальные учебные действия должны рассматриваться как в урочной, так и в неурочной деятельности как обязательный образовательный результат в условиях изучения той, или иной образовательной области. Особое внимание учитель должен обращать на личностно ориентированные технологии. Очевидно, что на каждом из уроков, учитель, прежде всего, ставит цель обучающую, или дидактическую. Его главной задачей является формирование у каждого из учеников соответствующих знаний, умений и навыков, в соответствии с каждой учебной темой [4].
В каждом классе есть ученики, которые сразу же активно включаются в учебный процесс и всегда демонстрируют интерес к тому, о чём говорит и что показывает учитель. О таком ребёнке можно говорить, что он всегда активен, любознателен и проявляет глубокий познавательный интерес. Поведение такого ребёнка будет достаточно специфичным и здесь можно говорит о том, что у таких активных детей хорошо формируется вся группа УУД. Название личностные УУД говорит само за себя. Школьник демонстрирует личное отношение к тому, что ему предлагает педагог. Он хорошо понимает весь тот учебный материал, который отобран педагогом. Как правило, именно такие дети в дальнейшем активно работают над различными проектами и исследованиями. Можно говорить о том, что у таких детей хорошо сформированы регулятивные УУД [9].
Существенным для понимания психологии младшего школьника имеет вопрос о стимулировании и максимальном использовании мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей. Без мотивации достаточно сложно вызвать у ребёнка познавательный интерес. Усиление мотивации необходимо для дальнейшего развития личности ребёнка. У ребёнка закрепляется жизненно полезная и достаточно устойчивая личностная черта - мотив достижения успеха. У ребёнка успех должен доминировать над мотивом избегания неудачи. При этом устойчивая учебная мотивация и познавательный интерес приводят к ускоренному развитию многих разнообразных способностей ребёнка.
Особенно это заметно при взаимодействии с учителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок пока достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - No 12. - С. 19-21.
2. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
3. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб.пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. – 205с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006. – 173с.
5. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2002. – 79 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - с.55-56.
7. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 02.04.2023).
8. Валишевская, Е.М. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е. М. Валишевская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10347/ (дата обращения: 02.04.2023).
9. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/vneurochnaia_deiatelnost_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_mladsh?ysclid=ldiya1xlh9760254108
(дата обращения: 02.04.2023).
10. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст] / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов // пособие для учителей общеобразовательных учреждений . - М.: Просвещение, 2017. - 80с.
11. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 02.04.2023).
12. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225с.
13. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - No 3. - с.222-229.
14. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - No4. – с.15-21.
15. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2016. - No4. – с.15-21.
16. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 02.04.2023).
17. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98с.
18. Значение внеурочной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://урок.рф/library/znachenie_vneurochnoj_deyatelnosti_v_razvitii_tvorche_203129.html?ysclid=ldiyc2rsfj157861008 (дата обращения: 02.04.2023).
19. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. - 334с.
20. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - No 5. - с. 59-62.
21. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка / В.Т. Кудрявцев [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.experiment.lv (дата обращения: 02.04.2023).
22. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - с.104-106.
23. Митина, Е.В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 02.04.2023).
24. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей / О.И. Мотков // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ucheba.com (дата обращения: 02.04.2023).
25. Мухомедеева, Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель [Текст] / Е.Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - No 1. - с.8-15.
26. Никонорова, Л.А. Развитие творческого мышления младших школьников / Л.А. Никонорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14735/ (дата обращения: 02.04.2023).
27. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - No 1. - с.219-226.
28. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2022/01/31/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih?ysclid=ldiy7zxoux566928762 (дата обращения: 02.04.2023).
29. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.]. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 02.04.2023).
30. Развитие творческих способностей младших школьников вовнеурочной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/13431/1/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%90.%D0%92._%D0%9F%D0%9F%D0%9E%D0%B1%D0%B7-1506%D0%94.pdf (дата обращения: 02.04.2023).
31. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://multiurok.ru/files/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostei-mladshikh-shk-6.html?ysclid=ldiyb27coo51823667 (дата обращения: 02.04.2023).
32. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса [Текст] / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2003. - No 3.- с.107.
33. Шадриков, В.Д. Развитие способностей [Текст] / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2004. - No 5. с.6-12.
34. Чернышева, Д.С. Исследование развития творческого потенциала личности младшего школьника в условиях дополнительного образования / Д. С. Чернышева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3088/
(дата обращения: 02.04.2023).
35. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2017. – 37с.