Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Каждая правовая система - это уникальная индивидуальность, определяемая собственным уровнем культурного развития и варьируемая особенностями своей культуры. Право есть культура, а культура есть право - этот тезис возник вместе с правом, вместе с идеей о том, что право напрямую обусловлено культурными факторами, и поэтому он так же стар, как и само право. О роли права в жизни общества можно рассуждать в общетеоретическом плане, игнорируя степень важности этой роли в конкретном государстве. Однако оценить место права и государства в жизни любого общества невозможно без рассмотрения деталей функционирующей в нем правовой системы. К сожалению, в России, например, нередки случаи, когда предлагаются правовые документы, не соответствующие принятой в стране правовой системе. Более того, само понимание правовых явлений может быть принципиально разным. Граждане, но не опытные юристы-практики, могут запутаться и дезориентироваться при рассмотрении правовых споров, возникающих в рамках различных правовых систем. Различные правовые системы классифицируются на "правовые семьи" на основе общих правовых признаков. При этом учитываются их соответствующие правовые взгляды, существующие правовые традиции и правовая культура. Основное внимание уделяется тому, где предлагаются правовые нормы, кто считается компетентным их формулировать, как разрешаются правовые споры и кто толкует закон.
Ярким примером сочетания права и религии на практике является существование религиозной правовой семьи.
Религиозная правовая семья - это правовая система, в которой священное писание, т.е. религиозные нормы, являются основным источником права. Характерной особенностью религиозных правовых систем является то, что они неотделимы от религии. Правовые нормы основаны на религиозных идеях и верованиях, поэтому право и религиозные нормы тесно переплетаются или даже совпадают. Поэтому у религиозных легалистов правовые нормы нельзя четко отделить от других социальных норм. Другая особенность религиозного юридизма заключается в том, что право рассматривается не как результат рациональной деятельности человечества, а как результат божественного открытия. По божественному закону человечество наделено правами с момента своего возникновения и до вечности. Единственная задача человека - осознавать и интерпретировать божественные нормы. Поэтому невозможно принять законы, возможна лишь современная интерпретация Священного Писания (из всех существующих религий только христианство и иудаизм признают за собой право создавать новые правила поведения). Еще одной особенностью религиозных правовых систем является личный характер закона. Это означает, что религиозные правовые нормы распространяются не на конкретную территорию (государство), а на конкретную религиозную общину или отдельного человека, исповедующего данную религию, независимо от того, где он территориально проживает.
Объектом исследования выступает правовые отношение в области исследования религиозной правовой семьи.
Предметом исследования являются правовые концепции, характеризующие роль и место религиозной правовой семьи в теории государства и права.
Целью исследования является исследовать религиозную правовую семью.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие правовой семьи;
2.рассмотреть общую характеристику основных правовых систем современности;
3.исследовать особенности мусульманской правовой семьи;
4.рассмотреть особенности индуистской правовой семья;
5.выявить особенности иудейской правовой семья.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; законодательство и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по теории государства и права, такие как: Гавриков В.П., Какимова М., Кожевников В. В., Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем религиозной правовой семьи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании категории религиозной правовой семьи в теории государства и права.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1. Правовая семья и её характеристика
1.1.Понятие правовой семьи
Помимо экономических и политических систем, общества также имеют правовые системы. Правовая система - это сложное, собирательное и многомерное понятие, интегрирующее совокупность внутренне согласованных правовых явлений и инструментов для установления необходимого правового порядка и удовлетворения сбалансированных потребностей и интересов его участников. Все различные правовые явления в обществе интегрируются понятием правовой системы. Правовая система включает в себя правосознание, правовую культуру, право, законодательство, правоотношения, правопорядок и юридическую практику .
Элементы правовой системы образуют взаимосогласованный механизм, позволяющий оценить специфику и фактическую эффективность каждого из составляющих инструментов.
Элементы, составляющие основу системы, отражают следующее:
-источники формирования права;
-содержание права.
-практика его применения.
Правовая система общества - это конкретно-историческая совокупность господствующей правовой мысли, права и юридической практики отдельных государств.
Структура правовой системы включает соответственно следующие основные элементы:
-господствующая правовая идеология;
-закон;
-юридическая практика.
Понятия "право" и "правовая система" связаны между собой частично и в целом. Если под правом понимать систему общеобязательных и формально определенных юридических норм, установленных и гарантированных государством, то правовая система - это явление, отражающее всю правовую организацию общества, комплексная правовая реальность, система юридических инструментов, с помощью которых государственные органы активно оказывают правовое воздействие на поведение людей.
Право - это ядро правовой системы, ее нормативная основа, ее связующее и скрепляющее звено. Характер права в данном обществе указывает и на характер всей правовой системы этого общества. Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как основных элементов правовой системы), в нее входят и другие компоненты, такие как правотворчество, правоотношения, правовые институты и законность.
Понятие "правовая система" выражает комплексную оценку правовой сферы в жизни конкретного общества. Специфика многих элементов правовой системы (в том числе и права) предопределяется государством, культурой, религией и другими подобными особенностями страны, в границах которой исторически зародилась та или иная правовая система .
Поэтому в литературе принято говорить о национальной правовой системе, отвечающей потребностям конкретного национального организационного общества. Ее отличительная особенность состоит в том, что, кроме уже упомянутых моментов, определяющими ее содержание (помимо законов) являются либо общая правовая идеология, либо юридическая практика, либо государственное законодательство, либо религиозная доктрина.
Правовые системы некоторых соответствующих стран классифицируются как правовые семьи.
Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, отличающихся сходством господствующей правовой идеологии, исторически сложившихся источников формирования, форм внешнего выражения права, структуры юридического состава и других признаков технико-юридического характера.
Обычно выделяют четыре основные современные правовые системы: романо-германские системы; англосаксонские; религиозные; традиционные. В то же время внутри основных правовых систем можно выделить группы родственных правовых систем.
1.2.Общая характеристика основных правовых систем современности
В настоящее время взгляд ученых-правоведов направлен на проблему сравнительного правоведения ....
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Научная литература:
2. Гавриков В.П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
3. Злобин А.В. Формы права в современной России // Lex russica. 2018. № 4. С. 23 - 36.
4. История религии в 2 т. Том 2. Книга 2. Западные конфессии. Ислам. Новые религии : учебник для вузов / И. Н. Яблоков [и др.] ; ответственный редактор И. Н. Яблоков. - 4-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 422 с.
5. Каймакова Е.В. Актуальные вопросы правового положения свойственников в семейных отношениях // Семейное и жилищное право. 2020. № 6. С. 14 - 17.
6. Какимова М. Основы теории государства и права. Учебник. М: Фолиант, 2019. 256 с.
7. Касаткина А.Ю. К вопросу об источниках семейного права в Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2021. № 3. С. 3 - 5.
8. Кожевников В.В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
9. Колоткина О.А., Морозова А.С., Ягофарова И.Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
10. Крымский А.Е. История мусульманства / А.Е. Крымский. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 289 с.
11. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
12. Морозова Л.А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. - 6-е изд.,перераб.и доп. - М. : Норма:Инфра-М, 2017. - 464с.
13. Никодимов И.Ю., Ущаповская М.О., Мишагин О.А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
14. Нуриев Б.Д. История исламского права. Институт брака в раннем Средневековье : учебное пособие для вузов / Б.Д. Нуриев, Д.Р. Иванова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 137 с.
15. Пиголкин А.С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев ; под редакцией А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 516 с.
16. Попова А.В. История государства и права зарубежных стран : учебник и практикум для вузов / А.В. Попова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 421 с.
17. Протасов В.Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 487 с. - (Высшее образование).
18. Прудникова Ю. Г. Иудейское право как разновидность религиозно-правовой семьи и его положение в современном праве Израиля / Ю. Г. Прудникова. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - Москва : Буки-Веди, 2015. - С. 256-266
19. Радько Т.Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т. Н. Радько, В. В. Лазарев, Л. А. Морозова ; М-во образования и науки РФ,Моск.гос.юрид.ун-т.им.О.Е.Кутафина (МГЮА). - М. : Проспект, 2018. – 562 с.
20. Религиоведение : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Ю. Рахманин [и др.] ; под редакцией А. Ю. Рахманина. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 307 с.
21. Яблоков И. Н. Религиоведение : учебник для вузов / И. Н. Яблоков ; под редакцией И.Н. Яблокова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 371 с.