Фрагмент для ознакомления
2
Введение
1. Актуальность темы.
Изучение пословиц и поговорок имеет давнюю историю. Не имея определенного автора, эти произведения в наибольшей мере отражают дух народа, его самобытность, отношение к различным сферам жизни. Именно поэтому такие исследования не теряют своей актуальности по сей день, более того, в современных условиях появилось много новых методов, позволяющих по иному взглянуть на, казалось бы, давно и хорошо изученные явления. В частности, представляет несомненный интерес рассмотрение отдельных концептов, касающихся самых глубоких оснований бытия человека и мира, в их отражении в пословицах и поговорках. Концептуалистский подход делает исследование любых текстов актуальным, даже если эти тексты относятся к достаточно отдаленным временам.
2. Цели и задачи исследования.
Данная работа преследует две цели:
1. Проанализировать формирование концептов «правда» и «ложь».
2. Проследить отражение этих концептов в русских пословицах и поговорках.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие частные задачи:
1. Проанализировать особенности пословиц и поговорок как своеобразной формы уникальных текстов.
2. Проанализировать понятие «концепт» с точки зрения литературоведения, культурологии и когнитивной лингвистики.
3. Получить представление о языковой парадигме.
4. Провести парадигматический анализ слов «правда» и «ложь».
3. Методология исследования.
В данной работе применялись как общенаучные методы, так и специфические методы частных наук. Методологической базой служил общенаучный метод структурно-функционального анализа. Также использовались общенаучные методы синтеза, обобщения и генерализации знаний, дедукции и индукции, заключения по аналогии, описательный метод, сравнительно-исторический метод.
Основным лингвистическим методом служил метод парадигматического анализа.
4. Объект и предмет исследования.
Объектом исследования выступают концепты «правда» и «ложь». Предметом исследования является отражение структуры этих концептов в русских пословицах и поговорках.
5. Источниковая база исследования.
В данной работе использовались следующие группы источников:
Словари и энциклопедии.
Исторические источники, авторы которых представлены такими именами как В.И. Даль, Т. Кун, Платон, Р. Барт и др.
Монографии под авторством Ю.С. Степанова и Ю.М. Лотмана.
Учебники (использовался учебник «Введение в языкознание» А.А. Реформатского).
Научные статьи (это самая многочисленная группа использованных источников).
Также в работе использовались фрагменты из художественных текстов.
6. Практическая значимость исследования.
Данная работа обладает определенной научной новизной, поскольку в ней была предпринята попытка рассмотреть структуру концептов «правда» и «ложь» с точки зрения трехчленного анализа «ядро концепта – ближняя периферия концепта – отдаленная периферия концепта».
Глава 1.
Пословица как текст малого жанра.
1.1. Текст и его особенности. Текст и концепт.
Понятие «текст» является общепринятым и чрезвычайно широко употребительным. Однако для наших целей необходимо как можно более строго определить, что такое текст с точки зрения языковедения, каковы его существенные признаки и разновидности.
Этимология слова «текст» восходит к латинскому «texo» - тку. Текст, таким образом, это ткань, сплетенная из слов. Традиционно различаются два основных смысла этого слова:
«1. Словесное произведение, напечатанное, написанное или бытующее в устной форме; произведение литературы, фольклора, любое произведение письменности.
2. В языкознании последовательность из нескольких (или многих) предложений, построенных согласно правилам языка» .
Ю. Лотман выделяет следующие основные характеристики текста:
1. Выраженность. Под этим понимается то, что текст не может существовать без какого-либо носителя, он обязательно зафиксирован в знаках. Такие знаки могут быть письменными (буквы, иероглифы, руны и т.д.) или устными, но в любом случае текст – это набор знаков, принятых в определенной знаковой системе. Следовательно, исследование текста должно в значительной мере опираться на исходные принципы организации каждой конкретной такой системы. Для темы нашей работы первоочередное значение имеет выраженность текста знаками естественного языка, поскольку именно в нем зафиксирован объект нашего исследования – пословицы и поговорки. Лотман опирается в своем анализе выраженности текста на известное разделение «язык – языковая деятельность – речь» (langue – langage – parole), введенное еще Фердинандом де Соссюром, и отмечает, что «В де-соссюровской антиномии языка и речи текст всегда будет принадлежать области речи» .
2. Отграниченность. Структура любого естественного языка предполагает некое противопоставление какого-либо текста другим текстам и внетекстовым структурам. Наиболее ярко выражен признак отграниченности в слове и в особенности – в предложении. Более длинные тексты, представляющие собой сочетания нескольких или многих предложений (высказываний), в значительной мере теряют этот признак, становясь в большей или меньшей степени открытыми. В таком случае возможно появление эффекта незавершенности, неоконченность текста часто является стилистическим приемом, вызывающим определенное воздействие на читателя или слушателя. Однако в том, что касается пословиц и поговорок, текст является, пожалуй, наиболее отграниченным, поскольку и то, и другое представляет собой продукт так называемых «малых форм». И пословицы, и поговорки чаще всего состоят именно из одного предложения, одной фразы. Это обусловливает максимальную выраженность в них признака отграниченности.
С другой стороны, нельзя забывать об одной из основных целей нашего исследования – анализа концептов «правда» и «ложь» в пословицах и поговорках. Существует множество определений понятия «концепт», но для нас наиболее эффективным будет трактовка этой категории, предложенная выдающимся отечественным лингвистом и семиологом Ю.С. Степановым: «С внешней стороны, концепты – это просто фразы, обрывки фраз и узелков, но это тонкие фразы, такие, за которыми в нашем сознании возникает как бы уже давно знакомое содержание… Концепт можно определить как понятие, но понятие, расширенное в результате всей современной научной ситуации… Концепт … - описание типичной ситуации культуры. Понятие определяется, концепт же переживается. Он включает в себя не только логические признаки, но и компоненты научных, психологических, авангардно-художественных, эмоциональных и бытовых явлений и ситуаций» .
Фрагмент для ознакомления
3
Большая советская энциклопедия. Платон. Государство. М., 2016.
Даль В.И. Пословицы русского народа. Москва, 1962.
Даль В.И. Пословицы русского народа: сборник. М., 1957,
Ильф И., Петров Е. Собр.соч. в пяти томах. М.1961, Т. 2,
Кун Т. Структура научных революций. М., 1977, с
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970,
Мезенцева Е.С. Пословичный фонд языка как фрагмент языкового сознания этноса //Вестник КазНУ., 2005, №2,
Р. Барт. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. поэтика. М., 1989
Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2000.
Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации: языки славянских культур. М., 2007